Статья"Гражданско-патриотическое воспитание школьников.(Из опыта работы). | Лебедева Татьяна Александровна. Работа №296344
Автор: Лебедева Татьяна Александровна
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
В статье описываются формы работы, которые применяются в урочной и внеурочной деятельности по гражданско- патриотическому воспитанию.
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
( Из опыта работы)
Лебедева Татьяна Александровна
учитель начальных классов
г. Ноябрьск
2021
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
«Без прошлого нет будущего» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились. Изучая тему «Полезные ископаемые», учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков А. А., мы гордимся, что наше место богато полезными ископаемые, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. В учебнике для 2- го класса мы изучаем «Достопримечательности города Москвы и Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. В учебнике по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий, много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детей. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Художественная литература является важным средством гражданско -патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Читая рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» (урок внеклассного чтения), дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.
Я со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.
Для работы использую различные формы: классные часы; игры; беседы, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии,; уроки мужества.
Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей боевой славы, к Вечному огню на площадь Победы. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей. Ко Дню Победы дети готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему « По дорогам войны», рисовали открытки на военную тему. Каждый год участвуем в Акции «Читаем книги о Великой Отечественной войне».
В честь дня Защитника Отечества ребята класса собрали информацию о своих родственниках: братьев ,отцов, дедов. Каждый рассказал о прохождении их службы.
В рамках празднования Дня космонавтики прошли единый классный час «Звёздный поход».
Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности идет в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Готовясь к проведению праздника 23 февраля, я провела среди учащихся мини-опрос из трех вопросов:
Что такое патриотизм?
Кто такой патриот?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Ответы учащихся превзошли мои ожидания.
Учащиеся ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.
И многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину. Вот ответы некоторых ребят:
Патриотизм - любовь к родине, когда человек, несмотря ни на что, способен совершить подвиг на благо Родине своей.
Патриотизм - это любовь всего народа к Родине, и не просто любить надо, но и какой-то вклад вносить
Патриот - это такой человек, который свято верит в свою Родину и никогда ее не предаст.
Патриот - это человек, любящий свою родину, и человек, который болеет за национальную сборную России по футболу.
Я считаю себя патриотом, потому что я живу на своей Родине. Я люблю свою Родину, если бы я не жила здесь, я бы очень скучала. Я патриот, потому что готов защищать свою родину.
Для проверки эффективности гражданско-патриотического воспитания проводилось анкетирование
- знание символики края, страны, города:
- знание истории города
- знание истории округа.
Опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2005.