Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья«Методология проектирования урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО» | Елена Евгеньевна Хаджинова. Работа №339353

Дата публикации:
Автор:
Описание:

           В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС  НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Проектирование  должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.

Современный этап развития общества предъявляет ряд требований к школьному образованию, и если раньше задачей школы было дать учащемуся определённое количество знаний, научить навыкам, которые необходимы для его социализации и участия в профессиональных действиях, то в настоящее время главной задачей образования является развитие личности и формирование таких качеств и умений, которые позволят учащемуся самостоятельно изучать другие виды деятельности и быть успешными в жизни.

 

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-noo.14891653070/

 

«Методология проектирования урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Проектирование должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.

Современный этап развития общества предъявляет ряд требований к школьному образованию, и если раньше задачей школы было дать учащемуся определённое количество знаний, научить навыкам, которые необходимы для его социализации и участия в профессиональных действиях, то в настоящее время главной задачей образования является развитие личности и формирование таких качеств и умений, которые позволят учащемуся самостоятельно изучать другие виды деятельности и быть успешными в жизни.

Все эти запросы отражены в ФГОС нового поколения, где определены цели образования: общекультурные, личностные, познавательныеменно они обеспечивают ключевую компетенцию образования: как научить учиться. Это обусловлено тем, что современный человек должен быть востребованнымысококонкурентнымв высокотехнологичном мире и уметь быстро вливаться в стремительно развивающееся общество.

Так, образовательный стандарт нового поколения говорит о том, что нужно формировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные и развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Учитель должен чётко осознавать, что у обучающегося должны сформироваться личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы, и всё это необходимо применить к каждому учебному предмету, ведь именно от этого будут зависеть особенности реализации требований ФГОС НОО.

Современная система образования имеет различные формы организации учебно-воспитательного процесса: это и самостоятельная работа, и экскурсии, и практические занятия, производственная практика и семинары, внеклассная учебная деятельность и факультативы, проектная деятельность, но основной формой организации обучения по-прежнему остаётся урок.

Ю.А. Конаржевский[Цит. по 5] дает такое определение современному уроку. По его мнениюовременный урок – это, прежде всего урок, накотором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика, ее активногоумственного роста, глубокого и осмысленногоусвоения знаний, для формирования ее нравственныхоснов.

Н.Е. Щуркова[Цит. по 5] современный урок рассматривает более образно: «современный урок – свободный урок, урок,освобожденный от страха: никто никого не пугает иникто никого не боится».

Учитель должен знать принципы проектирования урока, типологии, критерии оценивания результативности в рамках именно системно-деятельностного подхода, потому что именно он предполагает подбор эффективных методов, направленных на формирование продуктивной деятельностью учащихся.

При проектировании урока в начальныхклассах, прежде всего, необходимо соблюдатьсистему "новых" дидактических принципов, вкорне меняющих структуру, содержание урока, методы преподавания и учения.

В.В. Давыдов [1] считает, что каждый этап обучения соотносится с разными уровнями психического развития обучающихся. Так, например, рассматривая принцип сознательности, он считает, что, прежде всего, стоит выдвигать принцип деятельности, потому что ученик получает знания не в готовом виде, как было раньше добывает их сам, при этом он осознаёт основные формы своей деятельности и понимает те нормы, которые помогают ему в самосовершенствовании и позволяют освоить общекультурные и общеучебные цели.

Поэтому принцип сознательности ориентирован на проблему самоопределения и воспитания личности ребёнка, поскольку именно он является тем субъектом, на которого направлены цели обучения и воспитания.

Принцип системности предполагает создание обобщённого представления о мире; принцип доступности должен рассматриваться в принципе развивающего обучения, а принципы наглядности противопоставлены принципам предметности, которые содержат те специфические действия, которые ученик совершает с предметами, чтобы вычленить в будущем понятие и представить первичное содержание в виде знаковых моделей. При проектировании современного урока учитель должен руководствоваться этими принципами, потому что именно они раскрывают сущность системно-деятельностного подхода.

Выделяют три основных закона для современного урока:

1. Современный урок является открытием истины, ее поиском иосмыслением через совместную деятельность детейи учителя.

2.Современный урок - это часть жизни ребенка, поэтому он должен совершаться на уровне высокойобщечеловеческой культуры.

3.Ученик – активный субъект осмысления истиныи являетсянаивысшей ценностью.

Как же спроектировать современный урок с точки зрения требований новых ФГОС? Следует руководствоваться некоторыми правилами.

1. Определить и сформулировать для себя тему урока, выделить основные понятия урока, обозначить материал, который будет использоваться в будущем.

2. Определить сначала для себя цель урока, а затем продумать, как донести целевую установку до детей. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

3. Подобрать задания для:

- актуализации знаний;

- поиска правильного решения;

- воспроизведения;

- применения знаний в знакомой и незнакомой ситуациях;

- применения творческого подхода при решении.

Упорядочить их, составить разноуровневые задания.

4. Учитель должен осознавать, над какими УУД он работает на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач –регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

5. Дети в начальной школе любят играть, поэтому учитель должен включать в урок что-то такое, что может вызвать удивление учащихся их восторг, то, что они запомнят и это будет связано у них именно с данной темой.

6. Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

- мотивационно-целевой;

- процессуальный;

- рефлексивно-оценочный

7. Продумать оценивание учащихся и их рефлексию на уроке.

8. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока.

9. Подготовить оборудование для урока: пособия, приборы, раздаточный материалродумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2) Уроки актуализации знаний и умений;

3) Уроки комплексного применения знаний;

4) Уроки контроля, оценки и коррекции знаний.

Каждый тип урока имеет свою структуру. Шаблон технологический карты урока представлен ниже.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Цели урока:

Деятельностная цель:

Содержательная цель:

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

 

 

 

 

Чтобы составить развернутую технологическую карту урока, у учителя может уйти очень много времени, поэтому на помощь приходят технологии по проектированию уроков. Например, «Электронный конструктор методических паззлов» (http://tkumgpi.ru).

«Электронный конструктор методических паззлов» – это «программно-реализованная динамично развивающаяся электронная система, предназначенная для автоматизации процесса проектирования и методического сопровождения урока на основе баз данных методических приемов с сформулированными метапредметными результатами, проклассифицированных по предметной области, типу урока, этапу урока, форме организации деятельности, а также баз данных дидактических материалов, структурированных по предметной области» [4, с. 12]. Под «методическими паззлами» или элементами методического сопровождения проектирования урока понимаются «предметная область, тип урока, этапы урока, формы организации деятельности обучающихся, используемые методические приемы, дидактический материал, формируемые универсальные учебные действия» [4, с. 16].

Данное методическое сопровождение не предполагает механического использования, творческая составляющая планирования урока определена с помощью выбора методических приёмов и содержательной части, ведь именно учитель наполняет технологическую карту необходимым обеспечением для конкретного занятия: сюда можно загрузить необходимые текстовые, графические, звуковые, видеофайлы, которые помогут учителю сконструировать собственный урок.

Современный урок должен строиться не на монологе учителя, а на диалоге всех субъектов образовательного процесса, поэтому педагог должен в совершенстве владеть навыками структурирования занятия, ориентированного на поисковые методы познания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения.– М.: Интор, 1996. – 554 с.

2. Кержеменцева, А. В. Новый подход к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО // Начальное образование. – 2024. –

№ 6. – С. 9–11.

3. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. – М.: Педагогический поиск, 2019. –126 с.

4. Кузнецова, Н. В. Технология проектирования урока «Электронный конструктор методических паззлов»: методическая разработка. – Мордов. гос. пед. Ин-т. – Саранск, 2018. – 73 с.

5. Реутова, Л.П. Методология современного урока в начальном образовании// Новая наука: отидеи к результату: научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 февраля 2021, г. Сургут)/ в 3 ч. – Ч 2. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2021. – С.115-120.

6. Чиранова, О. И. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 1 (29). – С. 43–47.

7. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока вначальной школе. – М.: Академкнига, 2021. – 112 с.

 

Интернет – ресурсы

www.nsportal.ru

/.../

proektirovanie-sovremennogo-uroka-tselepolaga

...

festival.1september.ru/

articles

/538512/

ipkps.bsu.edu.ru/source/news/21_strych/21_strych.asp

http://free-office.net/shablony-powerpoint/

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×