Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья.Развитие познавательного интереса на уроках в начальной школе с помощью технологии проблемного обучения | Исакова Надежда Анатольевна. Работа №355719

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технология проблемного обучения один из путей обучения по ФГОС.В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает и признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личного, социального и познавательного развития обучающихся. В этом очень хорошим помощником и служит технология проблемного обучения. В статье представлен опыт работы на уроках в начальной школе.

Исакова Надежда Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ "Средняя школа № 4

Имени Дважды Героя

Советского Союза

Александра Осиповича

Шабалина" город Онега

Развитие познавательного интереса на уроках в начальной школе с помощью технологии проблемного обучения

В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает и признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личного, социального и познавательного развития обучающихся. А также разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.[ 3, с.3 ]

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования. [ 1 ,с.15]

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

А это и есть не что иное, как этапы проблемного обучения. Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребёнка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносов каких – то положений, трансформацией знаний. Проблемное обучение – это творчество, оригинальный подход, самобытное решение, это эксперимент, опыт, исследование.[2, с.32]

Чтобы ученики работали, надо создавать особенную атмосферу, чтобы не отвлекались, а думали. Для этого использую методы проблемного обучения на своих уроках: создание проблемных ситуаций, проблемное изложение учебного материала, организация поисково – исследовательской деятельности учащихся.

Все эти методы применяю с целью развития навыков творческой учебно - познавательной деятельности. Они способствуют более осмысленному восприятию знаний.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний – важное условие успешности учебного процесса. Соглашусь с мнением, что повторное воспроизведение детьми учебного материала снижает интерес к предмету, если идет дублирование материала.

Оживить опрос и активизировать работу учащихся могут занимательные и проблемные формы проверки. В своей практике я отдаю предпочтение комбинированному опросу. Его сущность заключается в том, что за 10 – 15 минут можно спросить от пяти и более человек. Один отвечает устно, один – два человека готовят свой ответ, используя доску, еще ученики работают на своих местах с индивидуальными заданиями. Это может быть карточка или проблемные задания (например, набор с иллюстрациями животных, растений и предметов на уроках окружающего мира), игры (домино, лото, мозаика, по станциям).

Примерные задания:

1.Работа с ребусами. Не просто отгадывание слово в ребусе, а и выполнение дополнительного задания. Например, отгадайте ребусы. К какой группе животных их отнесём? Расскажите всё, что вы знаете о животных этой группы.

ЛАС

 

СО

Т ка

2. Работа с загадками, когда не просто отгадать загадку, а ещё надо выполнить дополнительное задание. Например, отгадай загадки. К какой группе животных их отнесём? Расскажите всё, что вы знаете о животных этой группы.

Хоть я не молоток-

По дереву стучу.

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хоть я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Как сажа черна,

Как сметана бела

Люблю всем в лесу

Рассказать, где была.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым:

Кле - кле - кле поет со свистом!

(Дятел, сорока, клёст)

3.Работа со стихотворениями, когда не достаточно понять о том, что хотел сказать автор. А надо ещё и ответить на вопросы. Например, прочитайте внимательно стихотворение, ответьте на вопросы:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны (Жаворонок.( В.Жуковский.))

Какое время года приближается?

Какие доказательства этого приводит автор?

Что происходит в живой природе?

Что происходит в неживой природе?

Ещё пример работы со стихотворением: прочитайте внимательно стихотворение, ответьте на вопросы:

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.( И.А.Бунин. Родник.)

О каком природном сообществе говорит автор?

О каком водоеме пишет поэт?

Почему в роднике вода холодная?

Какие водоемы знаете еще?

4. Игры. В наш век технологий многие дети не играют в домино, лото. Поэтому как один из способов проблемного обучения это игра в домино, лото. Где дети думают и играют. Такая деятельность не вызывает скуки, а развивает мышление.

Игра «Домино». Тема: «Полезные ископаемые»

ПЕСОК И ГЛИНА

 

 

 

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Из какого полезного ископаемого появляется уголь?

 

ТОРФ

 

Какие полезные ископаемые есть в нашем районе и используются в строительстве?

 

ЧЕЛОВЕК

 

Какое полезное ископаемое служит топливом?

 

ИЗ ОСТАТКОВ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

 

Кто использует полезные ископаемые?

 

Полезные ископаемые образовались многие миллионы и миллиарды лет. Их не восстановить.

Как образуются полезные ископаемые?

 

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

 

Почему необходимо экономно использовать полезные ископаемые?

 

ПРИРОДНОЕ БОГАТСТВО

 

Как называются природные богатства, которые добывают из недр земли?

 

 

 

Солнце, воздух , вода и др. – это все…

Игра «Домино». Тема «Животные»

 

Чем покрыто тело животного

 

Животные, тело которых покрыто чешуей, это -

 

Рыбы

 

Животные, у которых шесть ног, это -

Насекомые

 

Животные, тело которых покрыто перьями, это -

 

Птицы

 

Животные, тело которых покрыто шерстью, это -

 

Звери

 

Орган слуха у кузнечика, где находится?

 

В ноге

 

Как можно узнать, сколько рыбе лет?

 

По колечкам на чешуе

 

Что спасает птиц от ушибов, царапин, холода, жары, намокания, пересыхания.

Перья

 

По какому принципу всех животных разделили на группы.

Игра «Лото». Тема «Природное сообщество водоём».

 

Место в природной зоне, где растения и животные находятся в тесной взаимосвязи.

Название водоема, который создала природа.

Какое значение имеют растения в водоеме.

Как называют окунь, щуку?

 

Как правильно называется «ракушка»?

Название водоема, который создал человек.

Они очищают воду, пропуская ее через свое тело.

Как называется водоем, в котором вода не соленая?

Почему рыба треска не живет в реке Онега?

Каким образом рыбаки помогают проникновению кислорода под лед?

Какой водоем дает начало рекам?

Какое полезное ископаемое служит фильтром на болотах?

 

 

Природное сообщество

 

Естественный

Выделяют кислород

Хищник

 

Моллюск

Искусственный

Моллюски

 

Пресная

Она обитает в соленом водоеме

Делают лунки

 

Болото

Торф

Игра «Лото». Тема «Природное сообщество лес».

 

Определенное место в природной зоне, где живая и неживая природа находятся в тесной взаимосвязи.

Название природного сообщества, где существуют ярусы растений.

Название гриба, который служит лекарством для лосей.

Ученые в сосуд набрали лесную подстилку и оставили там только микробы. Почему она вскоре превратилась в труху?

Название самого верхнего яруса в природном сообществе «Лес».

Как называются молодые деревца в природном сообществе «Лес»?

 

Это необходимо для роста растений.

Почему в лесу, где нет волков много больных зверей?

Это житель леса, который своей грибницей помогает росту растений.

Его называют санитаром деревьев.

 

Благодаря чему в лесу почва пополняется перегноем?

Какого представителя растений не относят ни к одному ярусу?

 

Природное сообщество

Лес

Мухомор

Не хватало червей и личинок насекомых

Деревья

Подрост

Тепло, влага

Волк уничтожает больных и ослабленных животных

Гриб

Дятел

Лесная подстилка

Лишайники

 

ЛАС ТкаТакие способы проверки знаний не оставляют равнодушными моих учеников. Всем хочется выиграть, но выигрывает тот, у кого больше знаний, а это дает стимул для работы каждого ребенка. Такую работу провожу для лучшего усвоения фактического материала.

С младшими ребятами мы начинаем решать вместе кроссворды, строить цепочку домино, для того, чтобы понять принцип выполнения работы, а затем даю и для самостоятельной работы. Лото начинаем складывать в группах, а усвоив принцип этой игры, работаем самостоятельно. Хочется отметить, что в процессе такой работы, а это может быть не только на этапе проверки знаний, но и на этапе закрепления нового материала, ученики лучше запоминают новые термины, правильно их пишут. Дети проявляют эмоциональный подъем и высокий познавательный интерес, стремление узнать больше нового. А главное – ребята сами пытаются составлять такие игры.

Высокую умственную активность, когда ученики «открывают» новые знания, вызывают уроки – семинары. Ученики готовят дома доклад, подбирают материал из дополнительной литературы, готовятся рассказывать. На уроке остальные слушают, чтобы информация лучше усвоилась, после каждого доклада идет беседа:

Учитель задает всем вопросы по содержанию доклада.

Ученик сам задает вопросы по своей работе всему классу.

Одноклассники задают вопросы докладчику.

Такая работа помогает провести урок нестандартно и в то же время даже пассивные дети выполняют огромное количество умственной работы.

Конкурсные уроки. Так я называю уроки, которые провожу с помощью игр и эстафет. В основном, это уроки обобщения. На таких уроках ученики показывают свои знания в нестандартных ситуациях. Уроки обобщения проходят в виде игры по станциям. Весь класс разделен на группы. Задания даются такие, что все станции учитель успевает проверить сам. Ребята осознают, что от каждого зависит успех группы, и готовятся на совесть. Отметка выставляется группе, но в маршрутном листе отмечается работа каждого ученика на каждой станции. Работая в группах, ученики учатся работать коллективом, сотрудничать, помогать друг другу.

Совместно с учениками занимаемся исследовательской деятельностью уже со второго класса. Ребята становились победителями на районном и даже международном уровне. Темы исследовательских работ разнообразны, ребята находят их сами.

Например, мой ученик, когда листал детский журнал, в статье говорилось про гальванический метод, спросил у меня, что это такое. Я предложила ему узнать подробнее, так мы и стали искать ответы в книгах, обратились за помощью к учителям физики и химии. В итоге исследовательская работа «Гальванопластика в домашних условиях» была заявлена на муниципальный конкурс исследовательских работ «Я - исследователь» и всем ученикам в классе юный исследователь не только рассказал, но и показал результаты своего эксперимента.

Работая в кадетском классе, ведём беседы о патриотах. Моя ученица рассказала о знаменитом патриоте нашего края в своей исследовательской работе «В. В. Киселёв. Патриот своей Родины».

На международной исследовательской конференции «Будущее науки» слушатели могли даже рисовать необычными красками, где шла защита работы «Изготовление акварельных красок в домашних условиях», краски изготовлены из растений и ягод.

Ребята ведут исследование. Пусть маленькое, простое, детское, но их усилия направлены на поиск. Речь идёт об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Важно приучить ребят думать, самостоятельно искать, находить решения. [2, с. 34]

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения актуальна. Используя такую технологию мы способствуем личностному, социальному и познавательному развитию обучающихся, учитывая, что в основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.

 

Список информационных источников

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. - 152 с. (электронный вариант книги -http://www.docme.ru/doc/227435/asmolov--kak-proektirovat._-universal._nye-uchebnye-dejstviya )

2. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.-93с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (ред. от 8.05.2015)

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×