Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

STEAM-технологии в изучении окружающего мира на уроках в начальной школе | Тимошина Юлия Владиславовна . Работа №333938

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время каждый учитель ищет пути усовершенствования образовательного процесса. Необходимость повышения заинтересованности учащихся в обучении, влияние на личность ребенка тех или иных знаний, требует использования современных образовательных технологий, освоение которых является основной задачей повышения педагогического мастерства учителя. Проектирование учебного процесса, как основа применения педагогических технологий, построенный на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Деятельность ребенка на уроке должна проявлять его способности, поэтому наиболее эффективными будут те образовательные технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника, согласно системно-деятельностному подходу, закрепленному в концепции ФГОС.

 

Современные образовательные и STEAM- технологии будущего в изучении окружающего мира на уроках в начальной школе

Тимошина Ю.В., учитель начальной школы

МКОУ Целинная СОШ, Кочневский район, с.Целинное

 

Быстро меняющаяся действительность требует нового подхода к образованию, помогающему нынешним школьникам адаптироваться к темпу изменений. По оценкам Всемирного экономического форума, две трети детей, сейчас поступающих в школу, будут работать по специальностям, которые еще не появились. Сегодня во всем мире на государственном уровне вводятся различные программы обучения, которые и являются приоритетным направлением подготовки детей к жизни в XXI веке.

В настоящее время каждый учитель ищет пути усовершенствования образовательного процесса. Необходимость повышения заинтересованности учащихся в обучении, влияние на личность ребенка тех или иных знаний, требует использования современных образовательных технологий, освоение которых является основной задачей повышения педагогического мастерства учителя. Проектирование учебного процесса, как основа применения педагогических технологий, построенный на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Деятельность ребенка на уроке должна проявлять его способности, поэтому наиболее эффективными будут те образовательные технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника, согласно системно-деятельностному подходу, закрепленному в концепции ФГОС.

Вместе с тем существуют требования ФГОС, где четко сказано о необходимости развития как предметных, так и метапредметных (STEAM) навыков. Предполагается, что ученик должен не только изучить математику, физику, информатику, но и уметь применять знания и навыки в реальной жизни для решения конкретных задач.

Для работы с учащимися начальной школы применимы не все традиционные современные образовательные технологии, необходимо выделить те, которые можно использовать.

Например я чаще всего использую технологии личностно-ориентированного, развивающего, дифференцированного, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные, технология креативного мышления.

 

 

Применяя также новые STEAM- технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения окружающему миру можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

  Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков окружающего мира использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:

Технология личностно-ориентированного и коммуникативного обучения – это обучение на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. На уроках с применением технологии коммуникативного обучения я использую различные формы работы, такие, как парная, групповая, проектная.

- При включении личностно-ориентированного обучения, учитель должен создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока, стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, поддерживать внимание обучающихся к учебному материалу, используя приёмы, которые обращаются к любознательности учащихся, заставляют их «шевелить мозгами». Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах).

       У групповой работы, работы в парах очень много положительных сторон. Она способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи; повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность; расширяет межличностные отношения детей.

Групповая форма работы может использоваться как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Примером может служить урок окружающего мира во 2 классе по теме «Вода». Этап урока: постановка учебной задачи.

Учитель: Без воды невозможна жизнь ни человека, ни природы. Но вода бывает разной. Она может быть как доброй, так и злой. И в этом нам предстоит сегодня убедиться. А также выяснить как себя вести на водоемах, чтобы не было беды.

А выясним мы все это, если будем работать дружно, помогая друг другу.

Каждая группа сейчас получит задание. И через 2 минуты вам надо будет дать ответ:

1 группа расскажет, когда вода является другом для человека. А для этого необходимо найти к каждому знаку предложение, которое объясняет, что на нем изображено.

2 группа определит, когда вода становится человеку врагом и расскажет нам о причине наводнений. В этом помогут сигнальные карточки.

3 группа установит, как себя нужно вести на водоемах, чтобы не случилась беда, и что нужно делать для спасения человека. Надо правильно вставить слова в предложения.

(Все группы получают письменные задания).

Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

В младшем школьном возрасте изучение науки происходит не только при помощи книг, но и естественным образом через наблюдение за окружающим миром. Задача учителя — поощрять и развивать интерес ребёнка. Первые занятия по STEAM-подходу — простые совместные экскурсии. Тёплое время года можно использовать для наблюдения за насекомыми, птицами, природой. Экскурсия на водоем и обсуждение ее в группе дают возможность ребенку не боятся ошибиться. Рядом группа, которая и согласиться и оспорит любое утверждение, подкрепляя или опровергая на практике.

Самое главное во время занятий — не спешить рассказывать детям, как сделать правильно. Разрешите им строить гипотезы и проверять их, ошибаться в процессе и понимать, откуда взялась ошибка. Ведь в науке и в жизни ошибка — тоже полезный результат. Умение ошибаться и не бояться действовать, оценивая риски и возможности успеха или провала — один из ключевых навыков, который развивает STEAM-подход.

Чтобы ученик изучал предмет, необходимо пробудить в нем интерес, мотивировать его к этому виду деятельности, применяя при этом дифференцированный подход.

Нельзя не упомянуть и о тех информационно-коммуникативных технологиях, которые может использовать современный учитель в своей работе, стремясь научить своих учеников ориентироваться в окружающем мире. Как в традиционном, так и в STEAM-образовании технологиями считаются все инструменты, которые изобретены человеком. Эти инструменты нужны для облегчения нашей жизни. Сейчас многие родители недовольны интересом детей к гаджетам: кажется, дети не выпускают из рук смартфоны. На самом деле в этом нет ничего плохого — просто надо рассказать и показать ребёнку, как тот же смартфон может пригодиться в получении новых знаний.

Технологии и гаджеты — не враги образования, а помощники. Главное — направить интерес ребёнка и объяснить, как простой смартфон или планшет может помочь добыть новые знания и освоить новые навыки, поощрять изобретения ребенка.

Человечество развивается благодаря изобретениям, а дети — главные изобретатели. Задача педагога — создать для ребёнка среду, в которой он сможет реализовать свои идеи.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий.

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Интерактивная доска, проектор, компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

При помощи компьютерных технологий можно быстро проверить домашние задания или провести индивидуальное или коллективное тестирование.

При помощи компьютера, учащиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира.

    Работа с компьютерными программами вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Использую видеоматериалы на темы " Где живут белые медведи", "Где живут слоны", "Где зимуют птицы", аудиозаписи «Голоса животных», музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

К урокам окружающего мира дети готовили сообщения, пользуясь ресурсами сети ИНТЕРНЕТ: "Мой родной край", Легенды о животных", "О своём питомце", "О породе собак", "Рассказ о любом растении или животном, занесённом в Красную книгу" и др.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Технология использования компьютерных программкомпьютерные технологии, несомненно, помогают жить в современном мире в ногу со временем. При этом трудно переоценить их значение в процессе информатизации системы образования, в частности, при изучении окружающего мира.

Учебники превращаются в многофункциональный комплекс - электронные учебники, где изложение материала ( визуализация в картинках, таблицах, клипах, музыкальных фрагментах) помимо текстового материала, дает возможность представить учащимся не кусочек какой-то темы, а интерактивный урок. Большую помощь при изучении иностранного языка оказывают электронные словари.

Информационные технологии постоянно изменяются, это расширяет выбор электронных изданий. При этом важно понимание соотношения электронных изданий в образовании и полиграфических, они всегда будут дополнять друг друга.

В настоящее время существует много интересных обучающих программ.

При этом важно помнить, что учащемуся самому трудно ориентироваться в многообразии обучающих программ и именно учитель помогает выбрать рационально правильную из них, ее раздел для эффективного обучения. И очень важно, чтобы из дебрей нагромождения материала, всегда вел коммуникативно-компетентный учитель, который должен уметь искать, например, нужные сведения в массиве Интернета, обрабатывать этот материал, структурировать, моделировать, в зависимости от целей, ведь не надо забывать, что одной из задач учителя является формирование коммуникативной компетенции, которая помогает формировать социокультурную компетенцию. Поэтому на сегодняшний день преподаватель должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве мультимедийных учебников и Интернет ресурсов, которые облегчают преподавателей и повышают эффективность обучения.

Компьютеризация обучения открывает новые пути для интеллектуального развития. Применение компьютера - это уже не шаг вперед, а скачок в истории развития образования.

В компьютерной форме обучения сохраняются основные закономерности учебного процесса:

- принцип научности (улучшается качество презентации материала);

- созидательности (улучшение качества усвоения);

- доступности (учитываются все возрастные особенности и уровень владения языком);

- наглядности.

Кроме того, наиболее полно при компьютерной форме обучения реализуется принцип учета индивидуальных особенностей, т.к. существует возможность выбора темпа, уровня сложности, последовательности выполнения упражнений.

Нельзя не заметить, что растет число учащихся, специалистов, студентов, пользующихся информацией World Wide Web. Поэтому во многом использование компьютерных технологий оправдано.

Таким образом, компьютерные технологии способствуют усилению мотивации и интереса учащихся к обучению, существенно совершенствуют процесс преподавания, обладая преимуществами перед традиционными методами:

- информационная емкость;

- повышение познавательной деятельности;

- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого ученика.

Применение компьютерных технологий в обучении приносит удовольствие от преподавания, радость от результатов своего труда и, что немаловажно, доставляет учащимся наслаждение от процесса обучения.

 

Игровая технологияИгры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения.

На уроках окружающего мира для проверки домашнего задания использую игры: "Угадай - ка", "Своя игра", " Брейн- ринг", составляю кроссворды, тесты, проверочные работы и др.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я , но их могут выбрать и сами учащиеся. Ролевая игра очень удачно используется на уроках окружающего мира и достаточно эффективна. С ее помощью, как при иллюстрировании есть возможность изучить процессы, происходящие в природе.

 

Проектная технологияМетод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, ауметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать,формируются творческие способности и активность обучаемых.

         Проект в начальных классах – это возможно.

В основе проектной деятельности  лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути  продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного  к творческому.  Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности.

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной  активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  

 

 

Выполняя проекты, дети выполняют проблемные задания, которые требуют знания материала, где школьники приучаются творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения, стоящих перед ними задач. Объединенные в группы учащиеся, общаясь друг с другом, развивают умение слушать, думать и работать вместе, принимать решение. А значит, усваивают навыки демократического способа жизни, которые понадобятся в семье, на работе, в обществе.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

        

Здоровье сберегающие технологии

Отличительные особенности здоровьесберегающихобразовательных технологий являются: элементы индивидуализации обучения, наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников, интерес к учебе, желание идти в школу, наличие физкультминуток, наличие гигиенического контроля

Чтобы повысить динамическую составляющую урока, необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало мое знакомство с опытом работы зарубежных коллег на педагогических сайтах в Интернете.

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

Использую:

1. физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);

2. смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);

3. игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).

При изучении темы «Режим дня», во 2 классе целесообразно проводить беседу «Режим дня школьника» и игру «Хорошо - плохо».

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.STEM-подход в образовании: идеи, методы, практика, перспективы. https://aelit.by/stem-podxod-v-obrazovanii/

2.STEAM: делай и учись. https://edexpert.ru/lego_steam

3.Наталья Пичугова. Как развивать в ребенке STEAM-навыки с раннего возраста https://market.yandex.ru/journal/expertise/kak-razvivat-v-rebenke-steam-naviki-s-rannego-vozrasta

4.Патрик Гриффин. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании.http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost

5. Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2010.

6.Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2011, № 5

7.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ.ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×