Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

STEM-образование в ДОУ: от простых экспериментов до первых инженерных навыков | Пышкина Любовь Николаевна. Работа №353683

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается концепция STEM-образования (наука, технология, инженерия, математика) и его значение для дошкольного образования. Предложены практические примеры использования STEM-методов в работе с детьми, начиная с простых экспериментов до создания первых инженерных проектов. Подчеркивается важность формирования у детей навыков критического мышления, креативности и интереса к исследовательской деятельности.  

Ключевые слова: STEM-образование, дошкольное образование, эксперименты, инженерные навыки, развитие детей, критическое мышление, познавательная активность.  

 

STEM-образование в ДОУ: от простых экспериментов
до первых инженерных навыков

 

Пышкина Любовь Николаевна, воспитатель

Филиал МБОУ «Средняя школа № 4 им.
Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина»
Детский сад корпус № 1

 

Аннотация. В статье рассматривается концепция STEM-образования (наука, технология, инженерия, математика) и его значение для дошкольного образования. Предложены практические примеры использования STEM-методов в работе с детьми, начиная с простых экспериментов до создания первых инженерных проектов. Подчеркивается важность формирования у детей навыков критического мышления, креативности и интереса к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: STEM-образование, дошкольное образование, эксперименты, инженерные навыки, развитие детей, критическое мышление, познавательная активность.

 

STEM-образование, соединяющее науку, технологии, инженерию и математику, стало неотъемлемой частью современного подхода к обучению детей разных возрастов. В последние годы оно успешно интегрируется не только в школьные программы, но и в дошкольное образование. Такой подход позволяет детям с раннего возраста знакомиться с окружающим миром через исследования, эксперименты и создание собственных моделей, что развивает их познавательную активность, критическое мышление и креативность. В отличие от традиционных методов обучения, STEM предлагает детям возможность не просто слушать и запоминать, а участвовать в процессе открытий, создавая что-то новое своими руками.

В рамках работы с дошкольниками внедрение STEM-образования должно быть адаптировано под их возрастные особенности. В этом возрасте дети лучше воспринимают информацию через игру и деятельность. Например, знакомство с наукой можно начать с простых экспериментов, которые помогут объяснить основные законы природы. Одним из таких экспериментов может быть изучение свойств воды. Для этого достаточно предложить детям наполнить две емкости водой, в одной из которых будет растворена соль. После этого можно провести опыт: какой предмет всплывет, а какой утонет в соленой и пресной воде? Вопросы воспитателя, такие как «Почему так произошло?» или «Как ты думаешь, почему соль влияет на плавучесть?» стимулируют детей к размышлению и поиску ответов.

Технологический аспект STEM можно реализовать через работу с конструктором, который включает элементы механики и электроники. Например, дети могут собрать модель простого механизма — вращающегося колеса или подъемника. Во время работы с такими конструкторами дети не только тренируют мелкую моторику, но и начинают понимать основы инженерии. Примером может быть сборка простого моста, который должен выдерживать определенную нагрузку. Воспитатель может предложить детям построить его из кубиков или других подручных материалов, а затем проверить, сколько игрушек сможет «перейти» через этот мост. Такой подход развивает умение решать проблемы и работать в команде.

Инженерный компонент STEM-образования также можно включить в ежедневные занятия. Например, предложите детям создать план «города мечты». Пусть они представят, как будут выглядеть дома, дороги, парки. Каждый ребенок может нарисовать или построить свою часть города из конструктора. Затем воспитатель помогает соединить все элементы в один проект. Такие занятия способствуют развитию пространственного мышления и умения работать с масштабами.

Математические навыки в дошкольном возрасте важно развивать через увлекательные задачи. Например, можно устроить игру «найди фигуры». Разложите на столе предметы разной формы и попросите детей найти все треугольники, круги или квадраты. Более сложный вариант — предложить построить из этих фигур дом, машину или другое сооружение. Также можно использовать математические квесты: спрячьте в группе карточки с цифрами, а дети должны собрать их, выполняя простые задания на счет или сравнение чисел.

Одним из важных аспектов STEM-образования является формирование у детей исследовательского подхода. Дошкольники по своей природе любознательны, и задача воспитателя — сохранить и направить их интерес. Например, можно предложить детям исследовать, почему радуга имеет разноцветный вид. Простое упражнение с призмой и фонариком поможет объяснить это явление. Дети увидят, как свет, проходя через стекло, расщепляется на спектр, и смогут сделать первые выводы о природе света.

Для успешного внедрения STEM-образования важно учитывать и создавать соответствующую образовательную среду. В группе можно организовать «уголок исследователя», где будут размещены простые научные наборы, лупы, магниты, различные материалы для экспериментов. Такие зоны стимулируют детей к самостоятельным исследованиям и помогают развивать их познавательную самостоятельность.

В заключение, STEM-образование в ДОУ не требует сложного оборудования или глубоких научных знаний от воспитателя. Главное — это желание и готовность быть исследователем вместе с детьми. Подводя итог, можно сказать, что внедрение STEM-методов в дошкольное образование способствует всестороннему развитию ребенка: оно учит его мыслить логически, работать в команде, искать нестандартные решения и получать удовольствие от познания нового. Уже на этом этапе у детей формируется база, которая поможет им в будущем успешно справляться с вызовами быстро меняющегося мира.

 

 

Список литературы

Гордеева

В. В.

, Назарова

А. С.

Возможности STEM образования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста

// Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022.

№3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-stem-obrazovaniya-v-razvitii-predposylok-inzhenernogo-myshleniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1

Кандыкова

А. Д.

Специфика организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях внедрения STEM-образования в детском саду

// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020.

№10. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-vnedreniya-stem-obrazovaniya-v-detskom-sadu

Лашкова

Л. Л.

, Шанц

Е. А.

Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Концепт. 2018.

№7. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formirovaniyu-konstruktivnyh-umeniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu

Суханова О. А., Комиссарова И. Г., Малкина М. Ф. Применение STEM-технологии в современном дошкольном образовании // Интерактивная наука. 2023. №8 (84).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-stem-tehnologii-v-sovremennom-doshkolnom-obrazovanii

Щербакова

Т. В.

Формирование культурной идентичности в процессе раннего инженерного образования: анализ ситуации в современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019.

№1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturnoy-identichnosti-v-protsesse-rannego-inzhenernogo-obrazovaniya-analiz-situatsii-v-sovremennoy-rossii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×