Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Стейкхолдерский» подход к изучению деятельности классного руководителя | Радионова Елена Вячеславовна. Работа №319462

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

Целью данной работы является исследование требований потребителей образовательных услуг к деятельности классного руководителя в школе в условиях введения новых ФГОС.

 

Актуальность работы обусловлена социальной значимостью данного вида деятельности в современном образовании, возникновением новых запросов и требований к классному руководителю со стороны субъектов образовательного процесса, которым он должен соответствовать.

 

Предмет исследования – взгляды родителей, учащихся на личность и деятельность классного руководителя на основе теоретического анализа научной литературы, диагностических методов (анкетирование, методика незаконченных предложений, ранжирование, методы статистической обработки) на примере МОУ "Средняя школа №47" г.Ярославля.

 

 

СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС
Е.В. Радионова, учитель русского языка и литературы
МОУ Средняя школа №47 г. Ярославль
Целью данной работы является исследование требований потребителей образовательных услуг к деятельности классного руководителя в школе в условиях введения новых ФГОС.
Актуальность работы обусловлена социальной значимостью данного вида деятельности в современном образовании, возникновением новых запросов и требований к классному руководителю со стороны субъектов образовательного процесса, которым он должен соответствовать.
Предмет исследования – взгляды родителей, учащихся на личность и деятельность классного руководителя на основе теоретического анализа научной литературы, диагностических методов (анкетирование, методика незаконченных предложений, ранжирование, методы статистической обработки).
Исследование проведено в МОУ СОШ № 47 г.Ярославля (210 человек из числа семей учащихся среднего и старшего звена (70% от общего числа семей), 260 человек из числа учащихся 5-11 классов (76% от общего числа учащихся). Практическая значимость исследования состоит в определении приоритетных направлений деятельности классного руководителя на данном этапе.
В обществе долго решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать, воспитывая, или воспитывать, обучая. Усиливая внимание на процессе обучения, забывали, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.
Одной из главных задач общества является производство знаний, а высшая цель - формирование и развитие личности. Безусловно, развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, ответственные за судьбу страны. Воспитание такой личности – задача современной школы, а в школе воспитание личности зависит от классного руководителя.
В современной науке принято рассматривать школу как организацию, и классный руководитель с такой точки зрения является производителем услуг – образовательных и воспитательных. Существует много групп лиц, акционеров (stakeholder approach), по-своему заинтересованных в результатах ее деятельности: родители, дети, ВУЗы, само государство. Как оправдать их ожидания, обеспечить качество воспитательных услуг – проблема, стоящая перед классным руководителем. Ведь от качественного выполнения запросов потребителей зависит престиж профессии, имидж школы и отдельного педагога.
Согласно Закону об образовании, главная цель современного классного руководителя заключается в том, чтобы содействовать развитию личности ученика, его творчества, помогать адаптироваться в обществе. Кроме того, классный руководитель призван защищать права ребенка, помогать ему в решении проблем.
Предмет труда классного руководителя описать достаточно сложно. Он нематериальный - это внутренний мир личности и группы, который часто нельзя зафиксировать при помощи документации.
Основными средствами деятельности классного воспитателя являются профессиональные знания, умения, навыки, индивидуальный стиль, поведение и речь. К профессионально важным качествам классного руководителя не просто предъявляются особые требования, а оценивается уровень их выраженности [4; с.304].
Таким образом, деятельность классного руководителя относится к типу человек – человек [2; с.236]. Особенностями деятельности классного руководителя являются: социальная значимость, интенсивный, интеллектуальный и невещественный характер труда; отсутствие одноименной должности и, соответственно, должностных инструкций; несовершенство нормативно-правовой базы; отсутствие единодушия между субъектами образовательного процесса в приоритетных направлениях деятельности.
Существует несколько традиционных подходов к измерению эффективности. Организации получают ресурсы из окружающей среды и перерабатывают эти ресурсы, возвращая обратно в окружающую среду готовый продукт. Целевой подход рассматривает, насколько организация достигает своих целей в смысле желаемого состояния продукта на выходе. В ресурсном подходе оцениваются способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности.
Более новый подход акционеров (stakeholder approach) (иногда называемый также подходом заинтересованных сторон) основан на утверждении, что для каждой организации существует много групп лиц, по-своему заинтересованных в результатах ее деятельности [1; с.352].
Акционер (stakeholder) в данном случае - любая группа лиц внутри организации или вне ее, заинтересованная в результатах работы организации. У каждой из групп свой критерий для оценки эффективности, поскольку их отношение к этой организации и их интересы различны. Следовательно, нужно рассматривать деятельность классного руководителя с точки зрения каждой из групп акционеров. Оценка того, как классный руководитель выполняет свои функции по отношению к каждой из групп, позволяет определить общую эффективность его деятельности.
Сильная сторона подхода акционеров в том, что здесь понятие эффективности шире, чем в традиционных методах, и что при этом подходе рассматриваются факторы как окружающей среды, так и внутренние для организации. Подход акционеров учитывает важный для общества фактор социальной ответственности в деятельности классного руководителя как производителя воспитательных и образовательных услуг.
Образование современная наука относит к услугам, и цель учителя - качественное удовлетворение запросов потребителей.
Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Образуется цепочка - качество педагогической системы, качество педагогического процесса и качество результата. Такая модель системы менеджмента качества является своеобразной интерпретацией цикла Шухарта-Деминга, в которой доминирует процесс улучшения [3]. Так, на входе к качеству педагогической системы образовательного учреждения предъявляет требования общество (потребители образовательных услуг и другие заинтересованные стороны). На выходе из системы основным показателем качества продукта является удовлетворенность потребителей (родителей, детей, общества в целом, администрации и др.). Связующим звеном между этими элементами системы, на наш взгляд, и является классный руководитель, который сопровождает ребенка с момента появления в системе образовательного учреждения до момента выхода. Его профессионализм - залог формирования качества конечного продукта, отражающего запросы различных групп потребителей.
Следовательно, нужно рассматривать его деятельность с точки зрения каждой из групп акционеров. Оценка того, как классный руководитель выполняет свои функции по отношению к каждой из групп, позволяет определить общую эффективность его деятельности, имидж организации, ее конкурентоспособность.
Исследование запросов общества к воспитательным услугам показало, что подавляющее большинство респондентов (81%) убеждены, что классные руководители школе нужны, и только 1% – что не нужны.
Две трети респондентов заявили, что знают, в чем состоят обязанности классного руководителя; у каждого пятого представления на этот счет отсутствуют.
Родители акцентировали внимание на наставнической, воспитательной функции. Так, 31% опрошенных сказали, что он должен много работать с детьми, общаться, воспитывать, относиться к детям с душой; 18% – что он должен следить за успеваемостью, заинтересовывать детей учебой и помогать им учиться; 10% – что он должен помогать развитию личности и способностей учеников, помогать им определиться в жизни. Еще 10% говорили о морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании, 5% – об организации досуга школьников.
А вот когда респонденты поясняли, зачем классные руководители нужны школе, 18% говорили, что такой человек нужен, чтобы контролировать детей, обеспечивать порядок и дисциплину в классе; еще 16% – что нужно организовывать коллектив и поддерживать в нем благоприятную атмосферу; 5% – что детям нужен пример для подражания, старший товарищ.
Должен ли классный руководитель обладать некоей особой, специальной квалификацией – однозначного мнения среди опрошенных родителей нет. Но в целом точка зрения, что классным руководством должны заниматься специальные педагоги, а не, как это заведено сейчас, учителя-предметники, получила перевес – 44% против 31% соответственно. На основе результатов анкетирования учащихся можно сделать вывод, что удовлетворены отношениями с классным руководителем 50% детей, а еще у 50% отношения с классным руководителем нейтральные (просто взрослый человек).
Среди качеств, которыми должен обладать классный руководитель, приоритетными, с точки зрения детей, являются требовательность, справедливость, тактичность, самообладание (42%). Только на втором месте оказалась любовь к детям (30%). На третьей позиции активность, творчество, выдумка (25%). Большое количество детей назвали важным качеством классного руководителя внешний вид, аккуратность (8%).Большинство учащихся предпочли бы классного руководителя, в котором сочетаются знающий, понимающий человек, который посоветует и поможет, и организатор всех классных дел.
Похоже, что современным родителям совсем некогда говорить со своими детьми. И они перекладывают эту ношу на школу. Подавляющее большинство считают основной задачей воспитательной работы в школе формирование умения общаться, инициативности, самостоятельности и способности к успешной социализации и адаптации в обществе. Объединить эти два важнейших направления – обязанность классного руководителя.
Классный руководитель, по мнению детей и родителей, должен формировать навыки социального взаимодействия, умение разрешать конфликтные ситуации, способность брать ответственность на себя за свои поступки. Для того чтобы эти процессы были более эффективны, необходимо обладать такой характеристикой, как коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми[5; с.192].
Таким образом, требования потребителей образовательных услуг подразумевают умения подростка успешно взаимодействовать с людьми и жизненными ситуациями, удовлетворять потребности в уважении со стороны других людей и самоуважении, определять свои жизненные цели, профессиональную ориентацию, реализовать свои способности, проявлять свою индивидуальность и творчество;
Помочь подростку в их освоении может классный руководитель через координацию деятельности всех педагогов образовательного учреждения.
Приоритетной в работе классного руководителя в современных условиях, по мнению потребителей образовательных услуг, становится деятельность по формированию социальной и коммуникативной компетенции учащихся.
Он должен строить учебный процесс как диалог с учеником, ориентированный на личностный рост. Очень важно, чтобы учитель отказался от силы и власти старшего, знающего, от претензии на безошибочность, от авторитарной позиции. Он должен быть готовым к совместному с учениками конструированию обучающей среды, в которой ребенок не утрачивает своего личного опыта и связей с жизнью, доверия к себе и к учителю.
ЛИТЕРАТУРА.
Дафт.Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.-352с.
Зеер Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - М.: Деловая книга, 2003.-336с.
Иняц Н.Энциклопедия качества.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
Клюева Н.В Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: Сфера, 2000. - 192с.
5
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×