Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Стиль общения педагога – как выражение педагогического такта | Гольцова Наталья Владимировна. Работа №309919

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. 

         Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с обучаемыми - это категория социальная и нравственная. Овладение основами педагогического общения - это творческая задача каждого педагога.            От того, какую стратегию поведения выбирает преподаватель по отношению к тому или иному студенту, а также от выбранного стиля поведения педагога в целом зависит успешность его профессиональной деятельности, его педагогическое мастерство. Отсутствие конфликтов в общении с учащимися, их родителями, коллегами также является показателем эффективности педагогического общения.

Гольцова Наталья Владимировна

 

Стиль общения педагога – как выражение педагогического такта

 

«Педагогическое общение - это профессиональное

общение преподавателя с учащимися на уроке

и вне его ( в процессе обучения и воспитания),

имеющее определённые педагогические

функции и направленное на создание

благоприятного психологического климата

А. Н. Лео́нтьев

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса.

Анализ литературных источников показывает, что коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и т.д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.С. Грехнев, А.А. Леонтьев, В.Н. Мисящев и т.д.). В педагогической этике коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога (Э.Г. Гришин, В.И. Журавлев и др.). 4

Уровень нравственной воспитанности педагога проявляется именно в его коммуникативной культуре. Показателем нравственной воспитанности педагога является его педагогический такт. Педагогический такт — это способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов. Основными элементами педагогического такта являются:

Уважительное отношение к студенту;

Умение слушать и сопереживать;

Владение деловым тоном общения;

Чуткость и внимательность педагога к каждому студенту.

Проявляется педагогический такт в следующем:

Внешний вид педагога.

Умение быстро и верно оценить складывающуюся ситуацию (обстановку вокруг), сориентироваться и применить наиболее эффективные профессиональные навыки и компетенции общения.

Умение сохранять самообладание в любой ситуации, сдерживать свои эмоции.

Сочетать разумную требовательность и чуткое отношение к обучающимся, с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей.

Проявлять самокритичность в оценке собственного труда.

Педагог, обладающий профессиональным тактом, соблюдает правила поведения в обществе, нравственные и эстетические нормы, является образцом для примера подрастающему поколению. 3

Педагогический такт в общении характеризуется гибкостью и обоснованностью применения методов, приемов и форм педагогического воздействия. Он не терпит формализма, рамок и шаблонов. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. 2

Важной характеристикой педагогического такта, является стиль общения педагога. В.А. Канн - Калик определяет стиль общения как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения, по его мнению, находят выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей преподавателя;

б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и студентов;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности студенческого коллектива. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт. Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения (по Р. Липпиту и К. Уайту): авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль подразумевает:

- взгляд на студента как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению;

- стремление утвердить в жизни ученического коллектива законы нормативного поведения;

- предпочтение таких методов воздействия, как приказ, инструкция, выговор.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Студенты теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

- педагог слабо адаптируется к педагогическому труду;

- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых

решений;

- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса;

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

- высокая культура педагогического общения (в студентах ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

- интерес к познанию обучающихся (изучение его склонностей, способностей);

- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: студенты приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу. 5

В наши дни кроме основных выделяют много других стилей педагогического общения: Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным со студентом творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. 1 Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Необходимо помнить, что дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога со студентами.

Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофированние дистанции ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия преподаватель - студент и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений преподаватель - студент, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений преподаватель - студент, а не диктоваться педагогом как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Следствие: Превращение «дистанционного Показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и студентов. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений преподаватель- студент, а авторитарность отрицательно сказывается на результатах деятельности. Авторитет, по мнению Н.Д. Никандрова, должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. Авторитет педагога можно рассматривать как итог его творческой отдачи.

Общение – устрашение. Этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, необходимое для совместной творческой деятельности.

Общение аигрывание. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт со студентами, желанием понравиться группе, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с аудиторией и одновременно желания наладить контакт со студентами.

Стиль общения педагога с учащимися формируется под воздействием многих факторов и зависит:

- от психического склада человека,

- его ценностных ориентации,

- уровня образования и общей культуры,

- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья).

От того, какой стиль поведения выбирает педагог, в целом зависит успешность его профессиональной деятельности.

С целью определения уровня сформированности педагогической этики среди преподавателей ОГПОБУ «Биробиджанский медицинский колледж» было проведено исследование, в котором приняло участие 21 человек. Меня интересовал коллективный портрет педагогов колледжа, их педагогический такт в решении педагогических ситуаций. Инструментом для исследования была выбрана методика «Оценка педагогических ситуаций» Роберта Семёновича Немова 7. Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Из проведенного исследования мы видим (Рис.1), что в исследуемом коллективе:

57, 1% - это педагоги имеют высокоразвитые педагогические способности и

42,9% - педагоги со среднеразвитыми педагогическими способностями.

Таким образом, мы видим, что в данном коллективе нет педагогов у которых отсутствует педагогические способности. Следовательно, педагоги исследуемого коллектива обладают достаточным уровнем

Рисунок 1. сформированности педагогической этики.

Итак, необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с обучаемыми - это категория социальная и нравственная. Овладение основами педагогического общения - это творческая задача каждого педагога. От того, какую стратегию поведения выбирает преподаватель по отношению к тому или иному студенту, а также от выбранного стиля поведения педагога в целом зависит успешность его профессиональной деятельности, его педагогическое мастерство. Отсутствие конфликтов в общении с учащимися, их родителями, коллегами также является показателем эффективности педагогического общения.

Использованные источники

1. Галактионов И.В.. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования. Учебное пособие. Хабаровск ТОГУ, 2017

2. Леонтьев Д.А. , Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

3. https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie/takt_v_pedagogicheskom_obschenii/

4. https://students-library.com/library/read/63012-pedagogiceskij-takt-i-kultura-obsenia-ucitela

5. https://studopedia.ru/3_87290_kommunikativnaya-kultura-pedagoga.html

6. https://articlekz.com/article/34039

7. https://azps.ru/tests/2/pedsist.html

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×