Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Стили педагогического общения педагогов в ДОУ и их влияние на развитие детей». | Мой кабинет. Работа №348298. Номер работы: №348298

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Документ представляет собой конспект семинара-практикума с воспитателями по теме  "Стили общения воспитателей с детьми в ДОУ и их влияние на детей". В конспекте можно встретить как теоретический материал, где описываются стили общения, так и практический материал, позволяющий закрепить знания из теории. Результатом семинара-практикума является составление рекомендаций для воспитателей "Как сделать свой стиль общения с детьми более демократическим"

 

"

Семинар-практикум я с педагогическим коллективом педагогом-психологом по теме:

«Стили педагогического общения педагогов в ДОУ и их влияние на развитие детей».

 

Цель: Закрепить знания о стилях общения педагогов с детьми и их влиянии на детей.

Задачи:

- способствовать развитию профессиональных компетенций по заданной теме;

- на практике показать наиболее приемлемый стиль общения;

- выработать рекомендации «Как сделать педагогическое общение более демократическим».

Предварительная подготовка: диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ ( Авторы А. Б. Майский и Е. Г. Ковалева).

 

Профессия «воспитатель» включает в себя не только такие личностные качества как эмпатия, коммуникабельность, ответственность, а также педагогический такт. Профессиональная деятельность воспитателя немыслима без педагогического общения, которое представляет собой целенаправленное взаимодействие между педагогом и детьми. Это взаимодействие направлено на воспитательное воздействие, создание конструктивных отношений и формирование адекватной самооценки у детей, что, в свою очередь, содействует развитию благоприятного психоэмоционального климата в группе.

Слова и поступки воспитателя формируют уникальную образовательную среду, способствующую гармоничному развитию ребенка. Стиль общения воспитателя влияет на формирование социальных навыков у детей, на умение вести диалог, решать конфликты и выражать свои чувства, а также выстраивать отношения друг с другом. Педагог учит давать обратную связь, осознавать свои достижения и поступки.

Воспитатель, который умеет слушать и поддерживать детей, способствует росту их уверенности в себе и укрепляет дружеские связи между сверстниками. Этот процесс взаимного уважения и понимания создает условия, при которых каждый ребенок ощущает свою значимость и уникальность, что является важным аспектом в формировании его личности. Поэтому изучения стилей общения у воспитателей важно для построения образовательного процесса в целом.

Традиционно выделяют три стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный.

Демократический стиль общения включает широкий контакт с воспитанниками и основан на доверии и уважении к ним. Воспитатель стремится создать эмоциональную связь с ребенком, избегая строгих мер и наказаний. В таком взаимодействии преобладают положительные отзывы и поддержка. Демократический педагог чувствует необходимость получать обратную связь от детей, чтобы понимать, как те воспринимают различные формы совместной работы. Он открыто признает свои ошибки и готов к самосовершенствованию. Установление диалога с детьми становится основой для поступательного развития, как самого педагога, так и воспитанников, создавая атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Такой подход помогает детям развивать уверенность в себе, строить уверенные и конструктивные отношения с окружающими. Важно, чтобы дети чувствовали себя услышанными и значимыми, что в свою очередь способствует их эмоциональному и социальному развитию. Таким образом, демократический стиль общения становится ключевым элементом эффективного воспитания, формируя благоприятную образовательную среду, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал.

Авторитарный стиль общения характеризуется четкой установкой педагогов на контроль и доминирование. Такие педагоги проявляют избирательность в общении с детьми, часто прибегая к запретам и ограничениям, а также к негативным оценкам. Основными инструментами их воспитания являются строгость и наказание. Ожидания авторитарного воспитателя сосредоточены на безусловном подчинении со стороны детей, что приводит к однообразию воспитательных методов и увеличению конфликтности в отношениях. Это, в свою очередь, создает неблагоприятные условия для развития дошкольников. Часто авторитарность возникает из-за недостатка психологической культуры у педагогов и стремления ускорить развитие детей, игнорируя их индивидуальные особенности. Множество авторитарных приемов применяется с благими намерениями; педагоги верят, что, разрушая детские сопротивления и настаивая на достижении максимальных результатов, они смогут быстрее добиться поставленных целей. Однако такая стратегия не учитывает глубокие потребности детей, что может негативно сказаться на их эмоциональном и социальном развитии.

Либеральный стиль общения характеризуется отсутствием инициативы, ответственности и последовательности в принимаемых решениях и действиях воспитателя. Такой педагог склонен к нерешительности в сложных ситуациях, "забывает" о предыдущих требованиях и может предъявить противоположные требования через некоторое время. Он предпочитает оставлять дела на самотек, переоценивать способности детей и не контролирует выполнение своих требований. Оценка детей зависит от настроения воспитателя: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Это может привести к потере авторитета педагога в глазах детей. Однако либеральный воспитатель стремится поддерживать хорошие отношения со всеми, проявляя ласковость и доброжелательность. Он воспринимает своих воспитанников как самостоятельных, общительных, правдивых и стремится как можно меньше вмешиваться в их деятельность, следуя формализму.

 На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Задание 1: Посмотреть фрагмент мультфильма или фильма, сказать какой стиль общения свойственен главному герою.

Описание: воспитателем демонстрируется три фрагменты из мультфильмов или фильмов, педагогам необходимо определить преобладающий стиль общения и объяснить свой выбор.

Предоставляемые фрагменты:

Первый фрагмент: Мэрри Поппинс. До свидание.

Второй фрагмент: Домовенок Кузя.

Третий фрагмент: Малыш и Карлсон. Фрагмент знакомства малыша и Фрекин Бок

Задание 2: Продемонстрировать какой выход из ситуации найдет воспитатель с разным стилем общения.

Описание: Для выполнения задания выходят три педагога и с позиции педагогов с разным стилем общения проигрывают ситуации.

Ситуация первая: Григорий (6 лет) отказался читать стихотворение на утреннике.

Ситуация вторая: Мирон (4 года) на занятии отвлекается сам и отвлекает соседа.

Ситуация третья: Аню 5 лет сидит отдельно от детей за столом и ни во что не играет. Остальные дети играют в отдельных микрогруппах.

Сейчас нам коллеги продемонстрировали, что любую ситуацию можно решить разными способами. С подобными ситуациями Вы познакомились во время диагностики педагогического коллектива, с целью определения преобладающего стиля общения.

По результатам диагностики у педагогического коллектива нашего детского сада преобладает демократический стиль общения (см. диаграмму 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Преобладающие стили общения педагогов.

Каждый стиль общения влияет по-своему на развитие ребенка.

Педагог с демократическим стилем общения способствует значительному росту умственной активности и мотивации детей с точки зрения их познавательной деятельности. В группах воспитателей, где царят демократические тенденции, формируются идеальные условия для развития детских взаимоотношений и создания позитивного эмоционального климата. Этот стиль общения устанавливает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанниками, что вызывает у детей положительные эмоции и уверенность в своих силах, а также формирует осознание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Ключевой особенностью демократического стиля является взаимоприятие и совместное сотрудничество. Педагог активно привлекает детей к обсуждению и совместному решению задач, создавая условия для их самореализации и проявления творческой инициативы. Это способствует развитию в ребенке навыков общения, способности учитывать интересы окружающих, а также проявлять инициативу и самостоятельность. Таким образом, ребенок ощущает себя эмоционально комфортно, что является важным аспектом его общего психологического состояния и гармоничного развития в групповой среде.

Авторитарный стиль педагога ведет к отчуждению воспитателя от воспитанников, погружая каждого ребенка в состояние незащищенности и тревоги. Дети испытывают напряжение и неуверенность в себе, поскольку такие педагоги, недооценив развитие инициативности и самостоятельности, акцентируют внимание на недостатках, таких как недисциплинированность, лень и безответственность.

В такой системе педагог занимает доминирующую позицию, подавляя стремление детей к самостоятельным действиям и инициативе. Воспитанники становятся пассивными объектами воспитательных влияний.

Хотя дети могут обладать определенными знаниями, умениями и навыками, их проявление зачастую осуществляется не из внутренних потребностей или ценностей, а под давлением необходимости соответствовать ожиданиям взрослого. Данная модель взаимодействия не только угнетает развитие самостоятельности и творческой инициативы, но и препятствует формированию полноценного межличностного взаимодействия между детьми и педагогом. Таким образом, авторитарный подход может нанести ощутимый ущерб не только учебному процессу, но и общей атмосфере доверия и поддержки в образовательной среде.

Педагог, придерживающийся либерального стиля общения, применяет тактику невмешательства, основанную на равнодушии и отсутствию интереса. Он уклоняется от ответственности за результаты своей деятельности. Такой подход к воспитанию может приводить к ослаблению эмоциональных связей между взрослыми и детьми. Хотя ребенок может демонстрировать раннюю самостоятельность и независимость, он, как следствие, оказывается неспособным к участию в жизни других и к сопереживанию. В результате личности, формирующиеся в таких условиях, могут испытывать трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, поскольку отсутствует эмоциональная привязанность. Данная тактика может создавать иллюзию свободы, однако в конечном итоге приводит к изоляции и недостатку социальных навыков. Это подчеркивает важность активного вовлечения взрослых в процесс воспитания, что должно быть нацелено не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его эмоциональной зрелости. Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от гармоничного взаимодействия, основанного на поддержке, понимании и заботе.

Чаще всего педагог в своей работе использует несколько стилей общения, а наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Давайте вместе составим советы «Как сделать педагогическое общение более демократическим»

Задание 3: Советы педагогу

Цель: проработать определенные стили общения, найти сильные и слабые стороны этих стилей

Описание: педагогам предлагается разделиться на микрогруппы и вместе решить, какие советы можно дать педагогам с авторитарным стилем общения или педагогам с либеральным стилем общения

Примерные «советы» педагогу с либеральным стилем общения:

- Включать в деятельность общение с детьми;

- Соблюдать правила самим;

- Проверять выполнение правил и требований;

- Подходить к своим обязанностям творчески;

- Разнообразить свою работу беседами, играми, и другими формами деятельности, способствующими созданию доверительной атмосферы с группе.

Примерные «советы» педагогу с демократическим стилем общения:

- Доверять детям;

- Разнообразить свою работу беседами, играми, и другими формами деятельности, способствующими созданию доверительной атмосферы с группе;

- Подходить творчески к работе;

- Мотивировать детей на выполнение работы;

- Передавать инициативу детям в определенных видах деятельности.

С психологической точки зрения к вышесказанным советам можно добавить также следующие:

- При взаимодействии с ребенком находится наравне с ребенком, смотреть «глаза в глаза»

- Говорить медленно, доступным ребенку языком, короткими предложениями

- Строить взаимодействие исходя из возрастных и индивидуальных особенностей

- Использовать метод «отражение чувств». Проговаривайте чувства ребенка в диалоге. Например, с помощью фраз: «Я вижу, что ты волнуешься…», «Ты злишься на меня, потому что…»,

- Сопровождать слова мимикой и жестами

- Говорить о своих чувствах

- Избегать критического, негативного оценивания действий

- Смотреть в глаза. Взаимодействуйте с детьми в позициях «наравне», «глаза в глаза».

- Учитывать возраст. Помните про индивидуальные и возрастные

особенности развития детей.

- Говорить понятно. Выстраивайте диалог на простом и доступном для детей языке, говорите четко, короткими предложениями.

Сегодня мы обсудили различные стили общения педагогов с детьми. Педагоги, придерживающиеся авторитарного стиля, демонстрируют четкие установки и избирательность в отношении воспитанников. В противоположность им, демократический стиль предполагает широкий контакт с детьми, основанный на доверии и уважении. Либеральный стиль характеризуется тактикой «невмешательства», что также влияет на взаимодействие. Мы пришли к пониманию, что каждый из этих стилей общения оказывает значительное влияние на детей. С этой целью мы разработали ряд рекомендаций для педагогов о том, как сделать педагогическое общение более демократичным. Эти советы включают важность активного слушания, создания открытой атмосферы для выражения мнений детей, а также поощрение их инициативы и самостоятельности. Педагоги могут улучшить взаимодействие с воспитанниками, если будут учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, развивая тем самым их уверенность и мотивацию к обучению. Благодаря такому подходу, процесс педагогического общения станет более продуктивным и гармоничным, формируя положительные отношения и способствуя развитию детей как личностей.

Список используемой литературы:

Дмитричева

Н. Воспитатель кричит на детей: как провести беседу по запросу заведующей// Справочник педагога-психолога 2024. № 5 С 32-34

Максимова, А. А. Основы педагогической коммуникации

:

учебно-методическое пособие / А. А. Максимова. – Орск

:

Издательство

Орского

гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012 – 170

с

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для педагогов

«Как сделать педагогическое общение более демократическим».

 

 

 

Чтобы сделать педагогу свой стиль общения более демократическим, ему следует соблюдать следующие рекомендации:

 

Следить за соблюдение правил в группе, как детьми, так и воспитателями

;

Проверять выполнение правил и требований

воспитателями

со стороны детей

;

Подходить

воспитателям

к

своим

обязанностям творчески;

Доверять детям

, давать возможность фантазировать и искать свои выходы из различных ситуаций

;

Разнообразить

воспитателю

работу

с детьми

беседами, играми, и другими формами деятельности, способствующими со

зданию доверительной атмосферы в

группе;

Мотивировать

различным образом

детей на выполнение работы;

Передавать инициативу детям в определенных видах деятельности

;

В процессе общения, п

ри взаимодействии

находится

с ребенком

«наравне»

,

поддержива

я

визуальный контакт;

Строить свою речь грамотно:

говорить медленно, доступным ребенку языком, короткими предложениями

;

С

троить взаимодействие исходя из возрастных и индивидуальных особенностей

детей;

Использовать метод «отражение чувств». Проговаривайте чувства ребенка в диалоге. Например, с помощью фраз: «Я вижу, что ты волнуешься…», «Ты злишься на меня, потому что…»,

Сопровождать слова мимикой и жестами

;

Научите ребенка проговаривать свои чувства на своем опыте;

И

збегать

воспитателям

критического, негативного оценивания действий

детей;

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×