Стили психологических защит у лиц с различным типом акцентуаций характера | Рашина Елена Викторовна. Работа №303630
Аннотация: В статье приводится анализ и интерпретация результатов изучения стилей психологических защит у лиц с различным типом акцентуаций характера. В статье представлены результаты изучения типов акцентуаций характера среди студентов, а так же результаты изучения механизмов защиты у студентов и результаты показателей жизнестойкости студентов. Корреляционный анализ позволил установить наличие статистически значимых связей между психологической защиты и типами акцентуаций характера. Выявлена связь между возбудимым типом акцентуации характера и механизм психологической защиты «Замещение», а так же между экзальтированном типом акцентуации характера и механизмом психологической защиты «Проекция». На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по работе с акцентуированными студентами.
Ключевые слова: психологическая защита, акцентуации характера.
Стили психологических защит у лиц с различным типом акцентуаций характера
Овсяникова Елена Алексеевна,
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры возрастной и социальной психологии,
Рашина Елена Викторовна,
студент
Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
Г. Белгород, Россия
Аннотация: В статье приводится анализ и интерпретация результатов изучения стилей психологических защит у лиц с различным типом акцентуаций характера. В статье представлены результаты изучения типов акцентуаций характера среди студентов, а так же результаты изучения механизмов защиты у студентов и результаты показателей жизнестойкости студентов. Корреляционный анализ позволил установить наличие статистически значимых связей между психологической защиты и типами акцентуаций характера. Выявлена связь между возбудимым типом акцентуации характера и механизм психологической защиты «Замещение», а так же между экзальтированном типом акцентуации характера и механизмом психологической защиты «Проекция». На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по работе с акцентуированными студентами.
Ключевые слова: психологическая защита, акцентуации характера.
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях [1].
"Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.
Впервые термин «психологическая защита» был применён в психоанализе и использован З.Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы» (1894) [7]. Затем продолжен, интерпретирован, трансформирован и модернизирован как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт–психологии и др [1].
Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы [4].
Вместе с тем, в современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда – защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям [1].
Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально–негативной перегрузки.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
– они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
– они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
В различных источниках описывается разное количество защит. Единой и общепризнанной их классификации нет. Часто психологические защиты делят на 2 группы:
1. Проективные: их цель – не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идентификация, идеализация и др.)
2. Дефинзивные: цель–исказить информацию (сублимация, рационализация и др.)
Согласно другим классификациям, в одну группу выделяют варианты защит, снижающих уровень тревоги, но не изменяющих характер побуждений (вытеснение, идентификация, аннулирование, изоляция); в другую группу объединяют формы защит, при которых срабатывают механизмы, уменьшающие выраженность тревоги и при этом изменяющие направленность побуждений (аутоагрессия, регрессия, сублимация).
Ф.Б.Березин выделил 4 типа защиты:
1. Препятствующие осознанию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение);
2. Позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах;
3. Снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей);
4. Устраняющие тревогу или модифицирующие её интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций [7].
Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие типы психологических защит:
Вытеснение. Понятие вытеснения – одно из основных в психоанализе, введенное З. Фрейдом, и за его пределами не имеет специального психологического значения. З. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги.
Проекция. Психоаналитическое понимание проекции как защитного механизма начинается с работ З. Фрейда, впервые обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности. Проекция есть механизм защиты, связанный с формированием тенденции "перемещения на других" источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.
Подавление – более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов [4]. Это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д.
Специфика действия механизма подавления заключается в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция (Я), ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры», (расположенной по З. Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого–то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую.
Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находятся в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление – сложный механизм защиты [1].
Идентификация. Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.
Идентификация тесно связана с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности.
Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал [1].
В качестве интроекций выступают "правила жизни", которые ребенок получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.
При обесценивании целей происходит отказ от бывшего желания или его трансформация в другое, более достижимое.
Защитный механизм обесценивания достижений и успехов окружающих, других людей в целом сложный и, как правило, завуалирован, при этом успех другого в одной области обязательно связываются с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой сфере.
Обесценивание достижений других происходит по алгоритму: предмет зависти – это то, что хочет иметь сам автор высказывания, но пока его не имеет; или то, чем человек тайно гордится. Именно вторая часть фразы – способ повышения субъективной самооценки или уровня притязаний и снижения негативных эмоций, накапливающихся завистью [4].
Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации [8, с. 75].
Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.
Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.
Интеллектуализация. В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону человеческой природы с остальной жизнью, как выбрать между практикой реализации бессознательных эмоций и их отвержением.
А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные черты:
1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.
2. Повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления.
3. Практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.
4. Бегство от конфликта сменяется поворотом к нему. Это чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности.
Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто все происходит по заранее составленному плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения в свое бессознательное.
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.
Таким образом, цель интеллектуализации – самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности.
Компенсация – онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.
Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он разработал теорию, объясняющую причины, интенсивность заболеваний и их локализацию в теле. Он предположил, что у каждого человека отдельные органы слабее других, что делает их более восприимчивым к болезням и поражениям. Более того, А. Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным [6]. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Компенсация же проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний [1].
Ретрофлексия. По выражению Ф. Перлза, ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим [9].
Описывая ретрофлексию, И. Полстер и М. Полстер, считали, что такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему становиться "отдельной и самосохраняемой единицей", подчеркивать свою центральную человеческую силу. Она может нередко вызывать стресс и напряжение, так как заключается во внутреннем Я и не выливается в поведенческих реакциях.
Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине и обеспечивает тип контроля, защищающий личность "от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства". Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.
Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, – это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью [10].
Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом, который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:
– топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;
– временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;
– формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.
Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур [1].
Сублимация. Согласно З. Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Эго изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. З. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни [3].
Реактивное образование. Иногда Эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием.
Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений [2].
Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно З. Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях) [11].
Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия [3].
Все эти защитные механизмы функционируют косвенным образом и подсознательно, сокращая тревогу путем маскировки угрожающих импульсов. Защитные механизмы не работали бы, если бы мы их узнавали. Как организм подсознательно защищает себя от болезни, так и наше Эго подсознательно защищает себя от чувства беспокойства [2].
Таким образом, как отмечал З. Фрейд, каждый человек в какой–то степени использует защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если он чрезмерно на них полагается. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда способы защиты за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.
Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [5].
Демонстративные личности. Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Этим понятием пользовался З. Фрейд, который, собственно, и ввел его в психиатрию, где оно получило новое содержание, далеко отошедшее от буквального значения этого слова. Смысл процесса вытеснения убедительно иллюстрируется в приведенном ниже отрывке из Ницше («По ту сторону добра и зла»). «Я сделал это – говорит мне память. Я не мог этого сделать – говорит мне гордость, остающаяся в этом споре неумолимой. И вот приходит момент, когда память, наконец, отступает». Особенность демонстративных реакций заключается в том, что их начало связано с осознанным или хотя бы частично осознанным стремлением к чему–либо. Ни одно желание не может возникнуть абсолютно неосознанно; не может появиться неосознанно и уверенность, что есть способ приблизиться к осуществлению этого желания. Лишь после того как цель проведена через сознание, дальнейшее может протекать уже неосознанно.
Педантические личности. На уровне явной патологии личности педантическому типу соответствует ананкастическая психопатия. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то ананкасты «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Ананкаст не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия. Таким образом, необдуманности истериков противопоставляется нерешительность ананкастов. Разумеется, решения, с которыми связаны колебания педантичного субъекта, должны быть в какой–то мере важны для него: оказывать сопротивление естественному вытеснению трудно лишь тогда, когда неверный поступок грозит либо вызвать неприятности, либо воспрепятствовать приятному. То, что для человека не имеет серьезного значения, сознание вытесняет без всякого труда, для этого не нужно принимать особого решения даже ананкасту.
Застревающие личности. Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.
У застревающей личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, чем у других людей и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют.
Возбудимые личности. Весьма существенны черты характера, вырабатывающиеся в связи с недостаточностью управляемости. Они выражаются в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание.
Гипертимические личности. Гипертимический темперамент, резкая степень проявления которого носит название гипоманиакалъного состояния, хорошо известен в психиатрии. Как и при маниях, правда, в несколько смягченной форме, приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимическая акцентуация личности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может благотворно влиять на весь уклад жизни человека.
Дистимические личности. Дистимический темперамент (при более резком проявлении субдепрессивный) представляет собой противоположность гипертимическому. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. Стимулирование жизнедеятельности при дистимическом темпераменте ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.
Аффективно–лабильные личности. Аффективно–лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические личности– это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.
Аффективно–экзальтированные личности. Аффективно–экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.
Тревожные (боязливые) личности. В детском возрасте чувство страха нередко достигает крайней степени. Дети такого склада, обладающие тревожно–боязливым темпераментом, боятся, например, засыпать в темноте или, когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты и коридоры. Боятся собак. Трепещут перед грозой. Наконец, боятся других детей, поэтому те их часто преследуют и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений, что как бы провоцирует других, более сильных и смелых, детей поиздеваться над своим боязливым товарищем, ударить его. Любопытно, что сверстники сразу распознают их слабое место. Такие дети испытывают сильный страх перед учителями, которые этого, к сожалению, часто не замечают, усугубляя страх ребенка своей строгостью. Иногда дети при очередной шалости сваливают вину на боязливого ребенка, который действительно становится «козлом отпущения».
Эмотивные личности. Эмотивностъ характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Иногда их характеризуют как людей задушевных.
На первом этапе нашего исследования мы изучили типы акцентуаций характера с помощью по опросника Г. Шмишека «Акцентуации характера» (рис.2.2.1.).
Рис. 2.2.1. Выраженность показателей типов акцентуаций характера в целом по выборке, ср.б, (max=24)
Примечание: 1-«Гипертимный»; 2-«Дистимический»; 3-«Циклотимический»; 4-«Возбудимый»; 5-«Застревающий»; 6-«Эмотивный»; 7-«Экзальтированный»; 8-«Тревожный»; 9-«Педантичный»;
10-«Демонстративный».
Результаты диагностики свидетельствуют о доминировании экзальтированной акцентуации характера (15,6 ср. балл) у студентов. Такие студенты отличаются изменчивым настроением, впечатлительностью, словоохотливостью, они склоны отвлекаться на внешние события, влюбчивы. Им свойственно чувство сострадания по отношению к другим, а также отличаются невысокой конфликтностью.
Несколько меньше по сравнению с преобладанием экзальтированной акцентуации личности выражен гипертимный тип (14,5 ср. балл), что можно объяснить особенностями социальной ситуации развития. Так, у современных студентов наблюдается тенденция стремления к лидерству, нацеленность на достижение успеха. Однако возможности и способности далеко не каждого позволяют реализовать желание занять лидерскую позицию, стать первым среди остальных.
Застревающие студенты (13,2 ср. балл) характеризуются склонностью долго переживать сильные чувства: обиду, гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств.
Циклотимический тип (13 ср. балл), главными чертами которого является терпимость современных студентов к недостаткам окружающих. У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть.
Выраженность показателя педантичной акцентуации характера (11,6 ср. балл) характерен приверженностью к определенному порядку, плану, если данный порядок нарушается, то у таких студентов проявляется раздражение. Частый контроль ситуации и высокие требования к окружающим, а так же проявляется усиленная забота к своему здоровью.
Студенты с тревожным типом акцентуации (11,5 ср. балл) отличаются ощущением беспокойства, внутренней напряженности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, стремление сглаживать и избегать конфликтов любой ценой.
Эмотивный тип акцентуации характера (11,4 ср. балл) характеризуется отзывчивостью, гуманным отношением к миру, мягкостью и душевной теплотой. Более тонко реагируют на происходящие события, чем другие люди: легко поддается чувству жалости и сострадания. В то время как студенты с демонстративным типом личности (11,8 ср. балл) проявляют артистичность, общительность, неординарность в мышлении и поступках, стремятся ко всему яркому и нестандартному.
Наименее выраженными показателями в структуре акцентуаций характера являются студенты с дистимическим (10 ср. балл) и возбудимым (9,8 ср. балл) типом акцентуации характера. Они отличаются серьезностью, пессимистичностью во взглядах и мнениях не только о других, но и о себе. Отмечается низкая коммуникабельность, равнодушие к своему будущему, избегают шумные компании.
На следующем этапе мы изучили механизмы психологической защиты с помощью опросника «Индекс жизненного стиля», Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте (в адаптации Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова) (рис. 2.2.2 ).
Рис. 2.2.2 Выраженность показателей механизма психологической защиты у студентов, ср.б
Доминирующим механизмом психологической защиты является «Отрицание» (6,7 ср. балл из 12), что говорит об отрицании личности своих проблем или негативных воздействий, в то время как все является очевидным, а так же для того, чтобы информация не привела к конфликту, напряжению или страху за что-либо.
Следующий показатель «Регрессия» имеет (6,1 ср. балл из 14). При таком механизме психологической защиты студенты в результате конфликтной ситуации стремятся избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. Следовательно, им свойственно переходить на решение простых задач в сравнении с более сложными.
Шкала «Подавление» (5,5 ср. балл из 12) предполагает, что человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Примерами этого могут быть: завистливость, недоброжелательное отношение к другим, а так же вытесняются те качества личности, которые характеризуют ее, как непривлекательную для окружающих.
Такой механизм психологической защиты, как «Интеллектуализация» имеет следующий балл (5,3 ср. балл из 12). Данный механизм предполагает, что студенты пресекают переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.
Такие показатели, как «Проекция» (4,5 ср. балл из 13 возможных) и «Реактивное образование» (2,7 ср. балл из 10). Это говорит о том, что студенты не выбирают такой механизм защиты в конфликте или в какой-то проблеме как проецирование, то есть наложение негативных факторов на другого человека, а также редко предотвращают выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.
На третьем этапе нашего исследования мы изучили показатели жизнестойкости по С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) (рис. 2.2.3.).
Рис. 2.2.3. Выраженность показателей жизнестойкости у студентов в целом по выборке, ср.б.
Наиболее выраженным показателем в структуре жизнестойкости является «Вовлеченность» (35 ср. балл из 54 возможных). Данный показатель свидетельствует о получении удовольствия в той сфере, в которой находится студент, то есть он погружен в деятельность, где отсутствует отстраненный взгляд и рефлексия происходящего. Для таких студентов характерна высокая эмоциональность, достижение результатов, но существует и обратная сторона вовлеченности. Так, она может приводить к следующим проблемам: неспособность выделять главное и второстепенное и расставлять приоритеты.
В меньшей степени по сравнению с характеристикой вовлеченности выявлен показатель «Контроль» (28 ср. балл из 51). Такие студенты убеждены в том, что каждую цель нужно доводить до конца и добиваться положительного результата независимо от того, какой ценой она достанется. Следовательно, они не находятся в ситуации ожидания, а активно действуют и пытаются контролировать не только ситуацию, но и свои внутренние ресурсы, помогающие им справиться с предстоящими трудностями. В случае бесконтрольности появляется ощущение собственной беспомощности.
Наименее выраженной шкалой жизнестойкости является «Принятие риска» (13,3 ср. балл из 30 возможных). Данный показатель свидетельствует о том, что такие студенты готовы рисковать независимо от того, какой опыт они получат: позитивный или негативный. Так, они рассматривают жизнь, в которой готовы действовать, несмотря на отсутствие гарантий успеха.
Далее был поставлен вопрос: существует ли связь между стилями психологических защит и типом акцентуаций характера? С целью выявления статистических различий по степени проявления уровня школьной мотивации был проведён статистический анализ данных (рис.2.2.4.).
Рис.2.2.4. Корреляционная структура акцентуации характера студентов и механизмов психологической защиты с показателями жизнестойкости
В ходе корреляционного анализа было установлено наличие обратной связи типа экзальтированной акцентуации характера с таким механизмом психологической защиты, как «Проекция» (H= -,0,368; p<0,05). Это означает, что экзальтированные студенты (яркие, находчивые, позитивные, влюбчивые) не приписывают окружающим людям свои недостатки или не обвиняют в своих неудачах.
Возбудимый тип акцентуации положительно связан с механизмом «Замещение» (H= 0,333; p<0,05). Так, студенты со слабым контролем ситуации и некой раздражительностью и вспыльчивостью используют выброс своей энергии на более слабого, который не может дать отпор. Такая разрядка не приводит к достижению поставленной цели, а лишь снимает напряжение на некоторое время. В то же время педантичный тип акцентуации характера положительно связан с показателем жизнестойкости, как «Принятие риска» (H= 0,228; p<0,05). Это говорит о том, что, несмотря на бюрократические взгляды и действия по плану с постоянными самопроверками студенты готовы принять риск в какой-либо ситуации, возможно, в той, которая будет для них иметь высокую значимость и повышенную мотивацию для ее достижения.
Таким образом, , можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в результате исследования было выявлено, что у студентов доминирует экзальтированный и гипертимный тип акцентуации характера, которые отличаются общительностью, доброжелательностью, а также занимают место лидера в группе или стремятся это сделать.
Во-вторых, в конфликтных ситуациях студенты чаще всего используют отрицание, как механизм психологической защиты, который позволяет отрицать негативные факторы, приводящие к напряжению.
В-третьих, в ходе корреляционного анализа были выявлены положительные и отрицательные связи между показателями акцентуации характера и механизмов психологических защит. Так, возбудимый тип акцентуации характера положительно связан с механизмом «Замещение» (H= 0,333; p<0,05), а так же установлено наличие обратной связи экзальтированного типа акцентуации характера с таким механизмом психологической защиты, как «Проекция» (H= -,0,368; p<0,05).
Рекомендации по психокоррекционной и психолого-педагогической работе с акцентуированными студентами
Ф
ормировать адекват
ные представления о тех социаль
ных действиях и ситуациях, в которых студент чувствует себя наиболее беспомощным;
В
ыявить положительные и отрицательные стороны студента и обучить его организации своей жизнедеятельности в соответствии с ними;
И
зменить малопродуктивные способы реагирования в повторяющихся жизненных обстоятельствах за счет включения более выносливых и сильных сторон характера;
Ф
ормировать адекватное и гибкое отношение к будущему, развивать разнообразные и содержательные ориентации на собственное будущее.
Список литературы
Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л.Д. Демина. – Барнаул:
Изд
–во АГУ, 2001.– 144 с
.
Зинченко, В.П. Живое знание: психологическая педагогика / В.П. Зинченко. – Самара: Самарский Дом Печати, 1998. – 296
с.
Змановская
, Е.В.
Девиантология
. Учебное пособие для студ.
высш
. учеб. Заведений / Е.В.
Змановская
. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 288
с.
Карвасарский
, Б.Д. Неврозы/ Б.Д.
Карвасарский
.
–М
.: Медицина, 1990. – 576 с.
Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека / Д. Кун. – СПб
.:
Прайм
– ЕВРОЗНАК, 2003. – 864
с.
Клонингер
, С. Теории личности: познание человека. 3–е изд. / С.
Клонингер
. – СПб
.:
Питер, 2003.– 720 с.: ил.– (Серия «Мастера психологии»).
Набиуллина
, Р.Р. Механизмы психологической защиты и
совладания
со стрессом. Учебное пособие / Р.Р.
Набиуллина
. – Казань, 2003. –98 с.
Никитина, В.А. Социальная педагогика: Учеб пособие для студ.
высш
. учеб.
Завед
/ В.А. Никитина. – М.:
Гуманит
изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272
с.
Перлз
, Ф.
Гештальт
–подход и Свидетель терапии / Ф.
Перлз
. – М.: Издательство «
Либрис
», 1996. – 240
с.
Фрейджер
, Р.,
Фредимен
, Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р.
Фрейджер
. – СПб
.:
Прайм
–ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Шипицына, Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно – методическое пособие/ Л.М. Шипицына СПб
.:
Изд
–во «Речь», 2003. – 144с.