«Стимулирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в свободной деятельности на прогулке» | Мой кабинет. Работа №349805
В Федеральном государственном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. В статье расскрываются способы стимулирования познавательной активности дошкольников на прогулке.
«Стимулирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в свободной деятельности на прогулке»
Старший воспитатель МБДОУ детского сада №51 «Золотой орешек»
г Пятигорска – Нуждина Е.В.
В Федеральном государственном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации.
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольников проявляется в виде самостоятельности в выборе игры или занятия. Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается предоставлением самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.
Очевидно, что самостоятельная деятельность дошкольников развивается под контролем взрослых, особенно детей младшего дошкольного возраста. Подобное утверждение звучит несколько парадоксально. Но, поскольку выполнение действий опирается на приобретенные навыки, то ребенок иначе, чем с подачи взрослого, вряд ли их приобретет. В своей практике я подталкиваю, пробуждаю интерес у ребенка, чтобы он направил свое внимание на определенные предметы, явления, стороны жизни. Мой простой вопрос может подтолкнуть малыша к тому, чтобы он начал свою свободную деятельность. При этом у детей остается большое поле для проявления самостоятельности. Это и выбор средств, и способ действий, и ориентировочный результат.
При планировании самостоятельной деятельности учитываю возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласую её с тематическим планированием по ООД, творческой деятельностью и материальной базой для игры. Предметно-пространственная среда должна быть развивающей. Эту среду организую так, чтобы дети свободно выбирали способы действия в её условиях.
Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними.
Прогулка- это один из эффективных методов стимулирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в свободной деятельности. Обычно у малышей на прогулке радостное настроение. На участке дети хотят заняться тем, что их интересует. Одни хотят самостоятельно побегать, попрыгать, полазать, другие спешат заглянуть во все углы, отметить, что изменилось. Если малыш самостоятельно нашел для себя интересное дело, то я отмечаю этот положительный факт и создаю все условия, чтобы его не нарушить.
На участке необходимо создавать условия для свободной деятельности детей. В песочницу кладу песочные наборы, воронки, пластмассовые бутылочки с горлышком разного диаметра; поставлю столик с набором небольших ящичков, заполненных камешками, шишками, каштанами, листиками. Отдельно ставлю столик с дидактическим материалом и книжный уголок с наборами книг, картинок, альбомов, материалы для лепки и рисования в теплое время года. На веранде периодически вывешиваю картины для рассматривания, располагаю все необходимое для сюжетных игр (кухня, спальня, уголок доктора, парикмахера, продавца, шоферы).
Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года малыши имеют возможность полностью удовлетворить свое желание действовать с этим природным материалом. Дети подолгу увлеченно играют с песком, исследуют его свойства.
Целенаправленный подбор мелких игрушек и предметов (разнообразные машинки, самолеты, вертолеты, маленькие коляски и куклы, детали строительного материала), а также широкое включение в игру природного материала (камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, листики, травинки, луговые цветы) создают условия для развития самостоятельных творческих игр.
Природный материал широко применяю с детьми в сюжетных играх в качестве заместителей: песок с водой —каша; листики—тарелочки, салат, материал для зонтика; камешки, желуди—угощение, конфеты; палочки, веточки—ложки, вилки, ножи, забор. Из глины (пластилина, теста) дети лепят зверушек, посуду для игры, угощение, всевозможные украшения.
На прогулке стараюсь тонко, деликатно, не подавляя активности малышей, обогащать, усложнять их первые игровые действия, включаясь в их игру: «Я тоже свою дочку буду кормить!» По ходу игровых действий демонстрирую образцы предметов-заместителей, останавливаю детей удивленным вопросом: «Вы уже сварили борщ? А я не успела! Помогите мне, а потом дружно покормим обедом своих детей». В ход идут листики (капуста), тарелки; палочки (макароны, ложки, ножи); мелкие камушки (ягодки) и др. Приготовили обед, покормили кукол, и тут же объявляю: «После обеда детям надо спать!» Так обогащенные игровые действия объединяются в сюжет. Ролевые действия нравятся детям, помогают им активно участвовать в сюжетных играх.
Зимой начинаются интересные игры со снегом. Вместе с детьми я украшаю свой участок постройками (теремок, поляна с цветами и грибами из льдинок, снежная дорожка, клумба), сооружаю их, чтобы потом использовать при игре: забрасывать в корзину снеговика снежки, ходить по узкой снежной дорожке, упражняясь в равновесии, и т.д.
Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно на прогулке, и он мог с интересом организовать свою свободную деятельность.