Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Стимулирование речевого развития детей с РАС через игровые методы | Абрамова Ольга Васильевна . Работа №352089

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена вопросам стимулирования речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) через игровые методы. В ней рассматриваются особенности речевого развития детей с РАС, проблемы, с которыми они сталкиваются, и эффективные подходы к решению этих проблем с использованием игры как основного средства взаимодействия. Приводятся примеры различных игр и методик, которые помогают улучшить навыки коммуникации, а также разъясняется роль взрослых в создании поддерживающей и развивающей среды для таких детей.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАС ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

 

Абрамова Ольга Васильевна, тьютор

ДОУ № 136

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам стимулирования речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) через игровые методы. В ней рассматриваются особенности речевого развития детей с РАС, проблемы, с которыми они сталкиваются, и эффективные подходы к решению этих проблем с использованием игры как основного средства взаимодействия. Приводятся примеры различных игр и методик, которые помогают улучшить навыки коммуникации, а также разъясняется роль взрослых в создании поддерживающей и развивающей среды для таких детей.

Ключевые слова: РАС, речевое развитие, игровые методы, аутизм, коммуникация, дети с особыми потребностями, стимуляция речи, игровая терапия.

 

Развитие речи — один из самых сложных и важных аспектов развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У таких детей наблюдаются особенности, которые могут существенно затруднить освоение навыков коммуникации. Эти особенности включают трудности в восприятии и интерпретации социального контекста, недостаточную или затрудненную способность к взаимодействию с окружающими, а также задержки или аномалии в развитии речи. В связи с этим важно использовать различные методики и подходы, которые помогут стимулировать речевое развитие детей с РАС, и среди них игровые методы занимают особое место.

Одним из основополагающих принципов работы с детьми с РАС является подход, ориентированный на индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждое занятие, каждый момент взаимодействия с ребенком требует гибкости и учета его потребностей и возможностей. В этом контексте игровая деятельность становится важным инструментом, который позволяет создать условия для формирования коммуникативных навыков через позитивные переживания и естественные для ребенка формы взаимодействия.

Игра имеет ключевое значение в жизни детей с аутизмом. Она способствует не только развитию моторных навыков, но и речи, поскольку в процессе игры ребенок учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли и эмоции. Важным аспектом является то, что игра помогает детям в безопасной и увлекательной форме переживать социальные ситуации, а также моделировать различные сценарии общения.

Существуют различные виды игр, которые могут быть полезны для стимуляции речевого развития детей с РАС. Например, игры с предметами (конструкторы, игрушки) позволяют ребенку изучать взаимодействие с объектами, а также развивать словарный запас, обозначая их функции и характеристики. Использование простых игрушек, таких как куклы или животные, может способствовать развитию сюжетно-ролевых игр, что, в свою очередь, помогает ребенку осваивать различные формы общения, такие как просьбы, вопросы и ответы.

Одним из эффективных методов стимулирования речи является игра "Построение истории". В ходе этой игры взрослый или педагог предлагает ребенку начать рассказывать историю с определенной ситуации, например: "В лесу жил медвежонок. Он пошел в лес за ягодами, и вдруг…". Задача ребенка — продолжить рассказ, придумать дальнейшее развитие событий. Эта игра помогает развивать не только речь, но и воображение, а также способность к формированию логических последовательностей в речи.

Другим вариантом является игра "Какой я?". В процессе этой игры взрослый или педагог может показать ребенку картинки с изображениями разных животных или людей, а затем предложить ребенку угадать, кто изображен на картинке, задавая вопросы о внешности или поведении. Это помогает ребенку расширять словарный запас, развивать способность описывать объекты, а также укрепляет навыки общения через задавание вопросов и получение ответов.

Важным элементом является также использование музыкальных и подвижных игр. Например, игра "Музыкальные стулья" помогает детям с РАС развивать внимание, способность воспринимать и следовать инструкциям, а также выражать свои эмоции через музыку и движение. Включение в игру элементарных движений, таких как хождение по кругу, помогает ребенку осознавать важность очередности и соблюдения правил, что также важно для речевого развития.

Для того чтобы игровая деятельность принесла максимальную пользу в стимулировании речи, важно, чтобы взрослый был активным участником процесса. Это может быть педагог, родитель или специалист, работающий с ребенком. Важно, чтобы взрослый создавал атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Задача взрослого заключается не только в организации игрового процесса, но и в том, чтобы поощрять каждую попытку ребенка выразить себя словами.

Взрослый должен быть терпеливым и внимательным, обращать внимание на малейшие попытки ребенка взаимодействовать с окружающими, будь то использование жестов, мимики или речи. Он может подсказывать ребенку, какие слова или фразы можно использовать, но важно не форсировать процесс. Если ребенок не готов или не хочет говорить, необходимо дать ему время и пространство, чтобы он мог войти в игру в своем темпе.

Кроме того, взрослый должен быть гибким и подстраиваться под уровень развития ребенка. Например, если ребенок только начинает использовать отдельные слова, можно начать с простых игровых ситуаций, где достаточно минимальных речевых усилий. Когда ребенок осваивает новые фразы и выражения, можно переходить к более сложным играм и сценариям.

Таким образом, игровые методы — это мощный инструмент в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Игры стимулируют не только речевое развитие, но и социальные навыки, помогают детям легче адаптироваться в обществе, учат их взаимодействовать с окружающими в разных контекстах. Важно помнить, что эффективность игровой терапии во многом зависит от того, насколько правильно организована среда и насколько активно взрослые участвуют в процессе. С учетом особенностей каждого ребенка, игровые методы могут стать основным способом преодоления трудностей речевого развития и улучшения коммуникативных навыков у детей с РАС.

 

Список литературы

Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. — М.: ТЦ Сфера

. -

2021.

-

№ 5 (35)

Никольская О. С.,

Баенская

Е. Р.,

Либнинг

М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.:

Теревинф

,

-

2014

– 137 с.

Селигман

М. Обычные семьи, особые дети. - М.:

Теревинф

,

- 2019 – 256 с.

Янушко

, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А.

Янушко

. – Москва :

Теревинф

,

-

2014. – 136 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×