Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка. | Лукьянова Марина Леонидовна. Работа №346011

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Чтение является одним из наиболее значимым видом речевой деятельности при изучении английского языка. Ущащиеся часто делают ошибки при чтении, испытывают трудности при работе с текстами. Существуют различные виды смыслового чтения и определенная система упражнений для проработки каждого вида. Это поможет лучше подготовить учащихся.

Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка

Почему данная тема является актуальной?

1. В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

работа с текстом: поиск информации и понимание

прочитанного

;

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

работа с текстом: оценка информации.


2. Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.

3. Ещё одна причина - безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.

II Что такое стратегия:

Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что должен привести к определенным результатам.

 

III Обучение чтению как виду речевой деятельности

После того как происходит овладение навыками техники чтения, начинается обучение собственно чтению, то есть чтению как виду речевой деятельности. Детям нужно показать, что чтение – общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Очень важно научить их процессу чтения, показать, что в тексте есть много того, что помогает понять текст и замысел автора. Учащиеся должны понять смысловую роль этих средств в тексте. Следует обратить внимание учащихся на два важных правила:

Читать не значит переводить!

Чтобы понять текст, не обязательно знать каждое слово!

Для понимания текстов необходимо научить учащихся поиску опор в своём опыте и самом тексте.

Основная задача этого этапа – формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности на иностранном языке, который у них уже сформирован на родном языке.

Методика правильной читательской деятельности, представляет собой трёхступенчатый процесс индивидуального осмысления текста (до чтения, в процессе чтения, после чтения), внедрена во многие зарубежные пособия. В России эта технология, созданная для обучения внеклассному чтению на родном языке, реализована во многих учебниках для начальной школы и является действительно обоснованной, позволяющей добиваться высоких результатов обучения.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

I.. По целевой направленности деятельности

ознакомительное

просмотровое

изучающее

поисковое

II. По форме

про себя

индивидуальное

хоровое

громкое

III. По способу раскрытия содержания

аналитическое

синтетическое

переводное

беспереводное

IV. По месту чтения

домашнее

классное

V. По характеру организации деятельности

подготовленное

неподготовленное

тренировочное

контрольное

 

IV Обучение изучающему чтению (detail reading) 

Рассмотрим технологию обучения изучающему чтению как виду речевой деятельности более подробно. Как было замечено ранее, работу над текстом можно разделить на три этапа. Первым этапом является работа над текстом до чтения или предтекстовый этап. Цель этого этапа – создание мотива чтения и развитие такого важнейшего читательского умения, как прогнозирование, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту. Этот этап работы можно назвать стадией вызова, так как он ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний и умений на присутствующем им уровне. На данном этапе могут быть применены следующие задания:

учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если таковые есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста.

учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст.

учащиеся записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют

ассоциограмму

, заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста.

учитель предлагает учащимся разбиться на пары, обсудить составленные

ассоциограммы

и уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста.

После этого учитель ставит задачу прочитать текст и проверить свои первоначальные предположения.

Вторым этапом является работа с текстом, непосредственно во время чтения. Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Этот этап работы можно назвать стадией осмысления, на котором учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод помет, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая значками «+» (это мне известно) и « - » (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно», «Почему», «Не согласен»). Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников.

Учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

При повторном чтении текста учащиеся решают различные задачи:

выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

делят текст на смысловые куски;

определяют основную мысль каждой части текста;

выделяют ключевые слова в каждой части текста;

особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;

устанавливают связи между частями текста;

ведут «двойной дневник», выписывая из текста факты, цитаты, характеристики героев и интерпретируют их;

пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героях.

Работа с текстом после чтения является третьим этапом. Цель данного этапа это достижение понимания на уровне смысла и контроль понимания прочитанного. Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся конструируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, и анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного могут быть предложены задания, вовлекающие учащихся в активную творческую деятельность, причём не только речевую, но и неречевую:

нарисуйте, начертите…

перескажите, расскажите, спишите, докажите…

напишите, продолжите, закончите, дополните…

найдите эквиваленты, переведите…

Особое значение имеют текстовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос; завершение данного высказывания на основе предложенных тезисов; расположение по порядку; группировка фактов; перекрёстный выбор или установление соответствий; вычёркивание специально вставленных фрагментов; заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами.

VОбучение поисково-просмотровому чтению  (reading for specific information) 

Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содежательно-смысловом плане текста: понимание темы и  круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего . В связи с этим, здесь могут применятся задания следующего типа:

по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;

по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);

по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;

выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования.

Из всего вышеперечисленного видно, что и при работе с текстами для поисково-просмотрового чтения выделяется трёхступенчатая структура работы с текстом (до чтения, в процессе чтения, после чтения).

VI Обучение ознакомительному чтению (reading for the main idea) 

При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным является также, как и при работе с другими видами чтения, научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит .Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых фактов, поиск ответов на вопросы или решение другой задачи), после чтения (выражения своего отношения, мнения с опорой на текст).

Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, использую текст как средство опосредованного общения с его автором и героями. Определённую помощь в организации самостоятельной работы учащихся с текстом могут оказать различные стратегии чтения, разработанные за рубежом.

 

 

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Alfred Nobel and his legacy

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite and 22 years later, smokeless gunpowder. These are hardly things one would associate with a name that has become synonymous with peace. However, peace is the subject of just one of the six prizes that are awarded each year in the name of the Swedish chemist. The other prizes are for physics, chemistry, medicine, literature and economics. The Nobel Peace Prize is awarded by a Norwegian committee, while the other five prizes are awarded by Swedish committees. The reason behind this has never been clear. One argument suggests that the Norwegians had shown a special interest in mediation, arbitration and the peaceful solution of international disputes, and was therefore the natural choice. The Nobel Peace Prize has existed for 104 years, and within that time about 70 of the individual winners have been men and about 17 of the individual winners have been women. The first woman to win the prize was Nobel’s friend Bertha von Sutter exactly 100 years ago, in 1905, and the most recent was Wangari Maathai in 2004 for her contribution to sustainable development, democracy and peace. The other Nobel prizes can only be awarded to individuals (up to a maximum of three), but the Nobel Peace Prize can be given to institutions and organizations as well as individuals. This year’s prize was awarded jointly to the International Atomic Energy Agency and its Director General, Dr. Mohamed ElBaradei, for their efforts to prevent nuclear energy from being used for military purposes and to ensure that nuclear energy for peaceful purposes is used in the safest possible way. The ceremony will take place, as usual, on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

Prereading activities.

Read the text and find out the words which mean…

 

Try to understand the underlined words.

Check

in

the

dictionary

.

Explain the formation of the words: smokeless, peaceful, gunpowder, etc.

Read the title and say what will be the text about.

Reading activities

Read the text and divide it into parts.

Give

each

a

title

.

Find the key words in the sentences.

Postreading activities

Put the sentences into order.

The Nobel Peace Prize has existed for 104 years.

The ceremony will take place on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite

Answer

the

questions

When did Alfred Nobel invent dynamite?

What are the subjects of prizes?

Who was the first woman to win the prize? etc.

Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:

Предтекстовый этап

Выполните частичный перевод предложений на родной язык.

Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).

Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.),

объясните по каким признакам вы установили

грамматическую форму.

Назовите исходную форму данных слов.

Текстовый этап

прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;

прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;

прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;

выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;

прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

Послетекстовый этап

используя материал текста, ответьте на вопросы;

расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;

используя факты из текста, расскажите о …;

перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;

охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;

выразите свое отношение к

прочитанному

;

прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;

составьте аннотацию к тексту.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Предтекстовый этап

прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;

разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

Текстовый этап

прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

найдите главные факты текста;

расположите следующие предложения текста в логической последовательности;

составьте список вопросов к тексту;

подготовьте план пересказа текста;

подтвердите достоверность суждений о …;

поясните главную мысль текста своими словами;

Послетекстовый этап

прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

ответьте на вопросы по тексту;

перескажите текст на родном языке;

выразите свое отношение к

прочитанному

;

скажите, при

изучении

каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Предтекстовый этап

установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

Текстовый этап

просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

Послетекстовый этап

зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Литература

Маслыко

Е.А. ,

Бабинская

П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск:

Вышэйшая

школа, 1996

Коммуникативная методика


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×