Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Стратегия смыслового чтения «Читаем и спрашиваем» | Жабчиц Карина Владимировна. Работа №327361

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена опыту использования стратегии смыслового чтения "Читаем и спрашиваем" на уроках русского языка и литературы в рамках классной и домашней работы.

Функциональная грамотность сегодня является одним из трендов современного образования. В 2017 году президент Российской Федерации В. В. Путин на Всемирном фестивале молодежи и студентов заявил: «Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления». Soft skills включают в себя критическое и креативное мышление, умение взаимодействовать с собой и другими, а также грамотность в широком смысле. Нельзя отрицать, что функциональная грамотность выступает одной из составляющих гибких навыков.

 

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как инструмент развития функциональной грамотности

Стратегия смыслового чтения «Читаем и спрашиваем»

Жабчиц К. В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 64

 

Функциональная грамотность сегодня является одним из трендов современного образования. В 2017 году президент Российской Федерации В. В. Путин на Всемирном фестивале молодежи и студентов заявил: «Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления». Soft skills включают в себя критическое и креативное мышление, умение взаимодействовать с собой и другими, а также грамотность в широком смысле. Нельзя отрицать, что функциональная грамотность выступает одной из составляющих гибких навыков.

О важности развития функциональной грамотности говорится и во ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, в современных ФОП, которые школа адаптирует и использует. Для качественной работы педагогу следует понимать, что включает в себя функциональная грамотность. Функциональная грамотность подразделяется на читательскую грамотность, математическую, включает также критическое и творческое мышление, эмоциональный интеллект.

На уроках русского языка на протяжении всего существования образования педагог и обучающийся работали с текстом, ведь именно на этих уроках текст выступает инструментом образования. Текстовый подход может обеспечивать развитие всех составляющих функциональной грамотности, но сегодня хотелось бы остановиться именно на читательской грамотности.

Читательскую грамотность на уроках русского языка и литературы можно развивать с помощью смыслового чтения. Смысловое чтение включает множество стратегий и приёмов, рассмотрим одну из наиболее универсальных стратегий «Читаем и спрашиваем».

Данная стратегия может использоваться на уроках открытия нового знания, при проверке домашнего задания, при обобщении и рефлексии. Работу с текстом в данном случае можно проводить как индивидуально, так и в парах, группах.

Педагог предлагает обучающимся для прочтения небольшой текст, например, параграф учебника, отрывок научной статьи или фрагмент художественного произведения. Далее предполагаются следующие этапы работы:

Работа с заголовком, если он есть (О чем говорится в заголовке? О чем будет текст?)

Чтение текста вслух

Письменное формулирование вопросов с ответами по тексту (индивидуально, в парах или в группах)

Проведение опроса обучающимися (фронтальный, в парах или групповой опрос)

Подведение итогов, выводы о новых знаниях, полученных в ходе задавания вопросов и ответов на них.

При выполнении этого упражнения обучающиеся вовлечены в различные виды деятельности: устную, письменную, совершают поиск значимой информации текста, составляют проблемные вопросы, ищут ответы на них, систематизируют информацию и делают выводы, основываясь на своем опыте работы с предложенным текстом.

Данный вид работы способствует развитию как читательской грамотности школьника, так и функциональной грамотности в целом.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×