Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Строевые приемы и движение без оружия | Башмаков Сергей Александрович. Работа №344216

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В программе для средних общеобразовательных школ по основам безопасности и защиты Родины строевые упражнения занимают значительное место и являются неотъемлемой частью уроков ОБЗР. Строевые упражнения составляют основу строевых смотров при проведении военно-спортивных мероприятий.

          Значение строевых упражнений очень велико:

          - формируют правильную осанку

          - дисциплинируют учащихся

          - учат учащихся коллективным действиям

          Строевые упражнения можно разделить на построения, перестроения, строевые приемы, передвижения, размыкания и смыкания.

          Для более успешного обучения строевым упражнениям , учащихся необходимо ознакомить  с терминологией строя и его элементов. Знакомство с терминологией можно начинать с младших классов, но не следует требовать дословного определения. Начиная с 5-х классов учащиеся должны знать не только понятия, но и определения о строе и его элементах. Все определения вытекают из строевого устава Вооруженных сил, но должны быть адаптированы под школьную тематику. Это правило не распространяется на уроки по ОБЖ

Вот примерный перечень с определений строя и его элементов:

СТРОЙ – установленное строевым Уставом размещение (военнослужащих) учащихся для их совместных действий;

ШЕРЕНГА – строй, в котором (Военнослужащий) учащийся размещены один возле другого на одной линии;

КОЛОННА – строй, в котором (военнослужащие) учащиеся расположены в затылок друг к другу;

ФЛАНГ – правая (левая) оконечности строя;

ФРОНТ – сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены лицом;

ТЫЛ – сторона строя, противоположная фронту или сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены спиной;

ИНТЕРВАЛ – расстояние по фронту между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в шеренге;

ДИСТАНЦИЯ – расстояние в глубину между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в колонне;

ШИРИНА СТРОЯ – расстояние между флангами;

ГЛУБИНА СТРОЯ – расстояние от первой шеренги до последней;

НАПРАВЛЯЮЩИЙ - (военнослужащие) учащийся движущийся головным (первым) в указанном направлении;

ЗАМЫКАЮЩИЙ - (военнослужащие) учащийся, движущийся последним в колонне.

Для уроков по ОБЖ перечень определений строя и его элементов значительно больше.

          Учитель, во время  строевых занятий, должен находить там, откуда ему удобнее командовать и наблюдать за выполнением учащимися строевых приемов. Все Строевы команды делятся на предварительную и исполнительную.

Предварительная команда подготавливает учащихся к выполнению приема, а исполнительная – обязывает точное выполнение приема.

Основная стойка – подбородок приподнят, раки опущены свободно вниз и кисти касаются бедер, пятки вместе, носки стоп – врозь. В начальных классах учащиеся часто прижимают руки к туловищу – это ошибка.

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНОЙ СТОЙКИ: - Согнуть руки в локтевых суставах (локтях) – раз

Согнуть по четыре пальца кисти – два

Прижать большие пальцы – три

Свободно опустить руки – четыре.

Выполнение команд РОВНЯСЬ И СМИРНО учащимися следует после показа учителем .

Построения в колонну по одному, в шеренгу выполняются после распределения учащихся по росту. При построениях можно класс поделить на мальчиков и девочек, что позволить с экономить время на основную часть урока при занятиях в группах. Построения выполняются несколько раз, до тех пор, пока учащиеся запомнят свое место в строю. Команды должны быть понятны детям: « За мной в затылок друг другу – становись». Построение в шеренге следует применять только в начале или в конце урока.

ПОВОРОТЫ (нале-во, напра-во) на месте выполняются переступанием по команде учителя. Между предварительной и исполнительной командами сделать паузу не менее 2-3 секунд.( для правильного выполнения поворотов учащимся рекомендуется сжимать пальцы той руки, в какую сторону следует поворот).

РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ – на интервал руки в стороны –от Иванова Саши приставным шагом разом- кнись, к направляющему сом – кнись.

Движение и остановка класса выполняются по следующим командам:

«ШАГОМ – МАРШ», «КЛАСС – СТОЙ», «НАПРАВЛЯЩИЙ НА МЕСТЕ, КЛАСС – СТОЙ»

Совершенствование разученных строевых элементов в первом классе.

Повороты на месте (налево и направо). По команде напра во учащиеся поворачиваются на пятке провой ноги и носке (передней части стопы) левой ноги. По команде НАЛЕ – ВО поворот осуществляется на пятке левой ноги и носке правой.

Перестроение из одной шеренги в две – после расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги – стройся!»

По исполнительной команде учащиеся (второй номер) – выполняют шаг левой назад раз, правой в право ( два) и приставляют левую ( три).

Перестроение в одну шеренгу из двух по команде: «В одну шеренгу – становись !» - На счет раз – шаг левой в лево, на счет два- правой в перед, три – приставить левую .

Перестроение из одной колонны в две и обратно: После расчета на первой и второй по команде «В колонну по два – стройся !» - вторые номера делают шаг левой влево (раз), правой вперед (два), приставляют левую ( три).

Перестроение из двух колон в одну по команде: и «В одну колону- стройся !» - происходит в обратном порядке: шаг левой и назад (раз), правой и вправо (два), приставляют левую (три).

Обучение начинается по разделениям.

Размыкание на интервал руки в стороны приставным шагом.

Построение в одну шеренгу выполняется по команде: «В одну шеренгу – становись ! –правофланговый и класс становятся слева от преподавателя.

Движение по диагонали и противоходом осуществляется по команде: «По диагонали – Марш!» и противоходом налево (направо) – Марш!»

Движение змейкой начинается после выполнения первого противохода по команде: «Змейкой – Марш!»

Изменение длины шага осуществляется путем подачи команд: «Шире шаг», «Короче шаг !», Шаг при стой, соответственно, удлиняется или укорачивается.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно ./ см. 2 класс/

Изменение темпа движения осуществляется по команде: «четче шаг !» и «ре- же» . Темп движения необходимо регулировать хлопками или ударами по барабану.

Команды: «Равняйся !» , «Смирно !» , «Вольно !» - разучиваются и выполняются в соответствии со строевыми уставами Вооруженных Сил .

1 – 3 классов.

По команде: «Равняйся !» - учащиеся за исключением правофлангового , резко поворачивают голову направо. При этом подбородок приподнят кверху, туловище не поворачивается,

«По команде: «Смирно !» - учащиеся быстро принимают строевую стойку и не шевелятся.

По команде: «Вольно !» - учащиеся должны стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу. Сходить с места и разговаривать запрещается.

Правильное выполнение команд полностью зависит от показа учителем.

Расчет по – порядку производится по команде: «По порядку рассчитайся!»

Правофланговый поворачивается на лево называя номер: «Первый !» поворачивает голову в исходное положение. Каждый последующий повторяет действия, называя очередной номер. Левофланговый голову не поворачивает.

Рапорт. Дежурный (физорг) подает команду «равняйся !» после небольшой паузы «Смирно!» -, рассчитывается класс по порядку. Подает команду: «Равнение налево (направо, на середину)». Не доходя 2 – 4 шага до учителя останавливается и сдает рапорт. После доклада выполняется приставной шаг вправо и поворачивается кругом. После приветствия и ответа класса дублирует команду: «Вольно» и становится на правый фланг.

Повороты на месте: Повороты направо, налево, кругом осуществляются по команде: «Направо – во !», !Нале – во!» , «Кругом !».

Поворот направо осуществляется на пятке правой, после левой ноги. Налево – на пятке левой, носке правой ноги. Кругом – на пятке левой, носке правой через левое плечо.

Перестроение с поворотом в движение выполняется по команде: «Налево, в колону по три (четыре, пять) – Марш !» Команда подается под шаг левой ноги.

Учащиеся выполняют шаг правой и поворачиваются налево продолжая движение в заданном направлении с меньшей скоростью, до полного перестроения.

Перестроение из одной шеренги в три ступени выполняются после предварительного расчета.

По указанию учителя: « 1 номера – на месте, 2 – е -1 шаг, 3 –й 2 шага – шагом Марш !» Количество шагов указывает учитель. Обратные перестроения выполняются по команде: «На свои места, шагом – Марш !» Действия начинаются и заканчиваются поворотом кругом.

Повторяются ранее изученные строевые упражнения.

Перестроения из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением выполняется по команде: « 1 – ая – «Через центр –Марш !»

2 – ая – «Налево – направо, в колонны по одному в обход – Марш !»

По этой команде направляющий движется налево в обход, сзади

3 – тья – «Через центр в колонну по два Марш !» - по этой команде колонны соединяются в две колонны.

4 – ая – «Налево и направо в колонну по два – Марш !» «Те же действия , что и при второй команде.

5 – ая «Через центр в колонну по четыре – Марш !» Обратное перестроение выполняется разведением и слиянием.

Строевой шаг – шаг, при котором ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоте 15 – 20 см от пола ( земли) и становить ее твердо на всю ступню.

При движении рук вперед сгибают их в локтевых суставах так, что бы поднимались на ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела.

При движении назад руки выпрямляются и отводятся назад – наружу до отпора. Пальцы рук полусогнуты. С места подается команда: «Строевым шагом – Марш !» В движении: «Строевым – Марш !»

Размыкания: выполняется по команде: «влево (вправо) на шаг , (на два ) разомкнись !» Учащиеся, за исключением право (лево) флангового поворачиваются налево (направо) и, отойдя на указанное количество шагов от состоящего сзади, останавливается и поворачивается направо (налево).

Смыкание выполняется в обратном порядке по команде «Вправо, влево, сом – кнись !»

Повторение раннее изученных строевых упражнений. В Уставе вооруженных Сил и в комплексной программе физического воспитания для поворотов 45* используются команды: «Пол оборота направо (налево) « По гимнастической терминологии – «Оборот» - это круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда.

Поэтому не будет ошибки, если команды произносятся: «Пол поворота нале – во (напра- во) !» По этой команде учащийся поворачивается на 45 * в указанную сторону.

Для изменения длины шага подаются команды: «корче - шаг «, «пол – шага», «полный шаг».

Повороты в движение выполняются по командам: «Нале – во !» - под шаг левой ноги, поворотом на носке правой, «Напра – во !» - под правую ногу, поворот на носке левой.

Переход с шага на месте в движении происходит по команде: «Прямо!» Команда подается под левую ногу, правой на месте и с левой движение вперед.

Используется материал прошедших лет обучения.

Поворот кругом в движении выполняется по команде: «Кругом – Марш !» Команда подается под шаг правой, после чего делается шаг левой, полшага правой скрестно, поворот на носках и с левой ноги движение в противоположном направлении.

Примечание: На уроках физической культуры в водной части строевые упражнения организуют учащихся. В начальных классах строевые упражнения можно использовать в игровой форме как в команде так и в одиночном.

Иногда учителя ФК и военруки изменяют направления движения колонны. Для этого применяется команда: «Правое (левое) плечо вперед – Марш !» После поворота в нужную сторону направляющему или первой шеренге подается команда: «Прямо!».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×