СТРУКТУРА МАКРОЦИКЛОВ В ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ | Боровик Антон Сергеевич. Работа №350605
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА "АТЛЕТ" ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Методический материал
к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе
по киокусинкай каратэ
«СТРУКТУРА МАКРОЦИКЛОВ В ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ»
Разработчик:
Боровик Антон Сергеевич
тренер-преподаватель
2024
МАКРОЦИКЛЫ И ЕГО СТРУКТУРА В ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ
Тренировочный год
Тренировочный год является основной единицей текущего календарного планирования в спорте. К годичному периоду времени привязываются организационные планы работы учебно-тренировочные и соревновательные планы клубов и ДЮСШ, включающие в себя проведение соревнований, контрольных проверок и зачетов, квалификационных экзаменов, предсоревновательных и учебных сборов, зимних и летних тренировочно-оздоровительных лагерей, школ и семинаров, различных внутренних мероприятий. Таким образом, директивные планы вышестоящих организаций и план работы ДЮСШ на учебный год являются основой для разработки годового плана-графика распределения учебного материала и тематического плана (или поурочных планов) каждым тренером-преподавателем для каждой из руководимых им учебных групп.
В основу планирования тренировочного года положен принцип цикличности. Этот принцип исходит из того, что ни один спортсмен не способен круглый год работать на пределе своих возможностей, например, все время соревноваться, так как такой режим, во-первых, неизбежно привел бы к скорому адаптационному срыву, и, во-вторых, постоянное натаскивание к очередным соревнованиям в ущерб фундаментальной подготовке довольно быстро отрицательным образом скажется на техническом мастерстве спортсмена и уровне его общей физической подготовленности.
Следовательно, процесс развития спортивной формы должен иметь циклический характер, что выражается в последовательной смене трех ее фаз: развития и становления, относительной стабилизации на максимально достигнутом уровне (как правило, не дольше 1–2 месяцев) и временного снижения. Под спортивной формой принято понимать гармоничное сочетание важнейших факторов подготовленности к соревнованию: тренированности по ОФП и СФП, технико-тактической, волевой и психологической подготовленности.
Соответственно, форма и содержание тренировок должны периодически изменяться. Полный тренировочный цикл называется большим циклом или макроциклом и включает в себя:
- подготовительный период. Закладываются основы для дальнейшего наращивания спортивной формы. Проводится фундаментальная подготовка, направленная на достижение высокой общей физической подготовленности, построение правильной биомеханики тела, достижение высокого качества выполнения техники и понимание ее принципов;
- соревновательный период. За счет значительного увеличения доли специальной подготовки происходит выход на пик спортивной формы и ее временная стабилизация. Проводится непосредственная подготовка к главному соревнованию и реализуется участие в этом соревновании;
- переходный период. Тренировочные нагрузки снижаются и приобретают характер общефизической или восстановительной работы, что обеспечивает относительный отдых организма и восстановление его адаптационных возможностей. Высокая спортивная форма временно утрачивается.
Принцип цикличности предполагает спиральность тренировочного процесса, суть которой в том, что содержание каждого последующего макроцикла частично повторяет содержание предыдущего, но на более высоком уровне техники и специальной подготовки.
При планировании тренировочного года необходимо для каждого входящего в него макроцикла отразить целевую направленность, конкретное содержание и последовательность смены укрупненных разделов физической и технико-тактической подготовки, их внутреннюю структуру и продолжительность, сроки контрольных проверок, зачетов и соревнований, прохождение медицинских осмотров и восстановительных мероприятий.
Для того, чтобы планирование принесло реальный положительный эффект и не повторило прошлых ошибок, тренер должен тщательно проанализировать все недоработки в технико-тактической, кондиционной, волевой и других видах подготовки, которые обнаружились в течение и после окончания предыдущего тренировочного года. Также необходимо учесть новейшие тенденции в развитии спорта, возможные изменения правил соревнований, изучить подготовленность основных конкурентов. Все это позволит определить конечные цели каждого макроцикла и тренировочного года в целом, которые затем конкретизируются в задачах по видам подготовки.
Варианты базовой структуры тренировочного года
Практика показывает, что спортсмен может достигать наивысшей спортивной формы не более двух-трех раз в год. Более продолжительное сохранение высокой формы вредно, так как приводит к перетренированности и психической усталости. Поэтому количество больших тренировочных циклов в году, как правило, не должно превышать двух-трех.
Исходя из этого, при анализе официального календаря предстоящих соревнований из всех соревнований выбираются два-три главных, а остальные условно считаются второстепенными. Главные соревнования следует выбирать так, чтобы они соответствовали квалификации и возрасту учащихся и были разнесены во времени не менее, чем на три-четыре месяца. Таким образом, в зависимости от выбранного количества главных соревнований устанавливается базовая структура тренировочного
года: с одним, двумя или тремя макроциклами.
Вариант с одним макроциклом, равным всему тренировочному году, применяется в группах начинающих, так как они еще не имеют достаточной подготовленности, чтобы участвовать в нескольких соревнованиях в течение года.
Вариант с двумя макроциклами является самым распространенным для групп среднего уровня подготовленности. Именно на него ориентируются региональные и городские федерации, планируя проведение соревнований два раза в год – в осенне-зимнем и в весеннем сезонах.
Вариант с тремя макроциклами применяется в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, в которых занимаются члены сборных команд, выступающие на соревнованиях как внутри, так и за пределами своего региона.
В любом случае желательно, чтобы каждый макроцикл завершался соревнованием, так как если этого не произойдет, будет потерян смысл всей предыдущей подготовки, направленной на достижение пика спортивной формы. Отсутствие психической разрядки также может не благоприятно сказаться на дальнейшей работоспособности спортсмена.
Следует иметь в виду, что для младших категорий занимающихся (юноши 13–15 лет и особенно мальчики 9–12 лет) различия в формах и методах тренировочной работы, характере упражнений в подготовительном и соревновательном периодах большого цикла значительно меньше, чем для спортсменов старших возрастов; предсоревновательная подготовка для них не носит выраженного специального характера как у взрослых. Значительную роль для юношей и мальчиков играют морально-психологические мотивы выступления на соревнованиях - стремление выделиться среди сверстников, поднять личный авторитет, получить приз и т. д. Однако, уже с возрастной категорией юниоров (16–17 лет) подготовка к соревнованиям должна приобретать все более специализированный характер.
Периоды и этапы подготовки в составе макроцикла
Как было показано выше, в соответствии со своей циклической структурой большой тренировочный цикл состоит из трех основных периодов подготовки: подготовительного, соревновательного и переходного. Рассмотрим эти периоды подробнее.
Подготовительный период имеет своей целью формирование стабильной технической базы и достижение высокой общефизической подготовленности и решает следующие задачи:
- приобретение и улучшение общей физической подготовленности;
- развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) в соответствии с требованиями каратэ;
- овладение техникой в последовательности «от простого к сложному» и совершенствование в ней;
- ознакомление с элементами тактики;
- укрепление морально-волевых качеств;
- повышение уровня спортивных знаний. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
На общеподготовительном этапе решаются задачи подготовки организма к последующим высоким специальным нагрузкам, выработки базовых двигательных навыков, изучения основ техники. Это достигается за счет выполнения значительного объема упражнений общефизического характера с преобладанием заданий на повышение аэробной выносливости, общей быстроты, динамической силы и гибкости.
На специально-подготовительном этапе возрастает объем и интенсивность специализированных упражнений, а также доля упражнений с партнером. Повышается сложность изучаемой техники и требования к качеству ее выполнения. Физическая подготовка приобретает специальный характер.
Соревновательный период характеризуется еще большим увеличением объема спарринговой подготовки и специальной физической подготовки. Достигается выход на пик спортивной формы с целью участия в главном соревновании. В этот период решаются следующие задачи:
- совершенствование техники в ее спарринговых интерпретациях;
- овладение сложной тактикой;
- значительное улучшение скоростно-силовых показателей;
- достижение высокой специальной выносливости;
- поддержание общей физической подготовленности на должном уровне;
- дальнейшее повышение морально-волевых качеств;
- приобретение реального соревновательного опыта;
- повышение теоретической подготовленности.
Более или менее длительный соревновательный период может иметь место только у высококвалифицированных спортсменов, являющихся членами сборных команд, при подготовке к крупным соревнованиям. Например, при подготовке к Чемпионату России соревновательный период может включать в себя последовательно выступления на чемпионате области и зональном чемпионате. При этом общая продолжительность такого соревновательного периода не должна превышать 2-3 месяцев, иначе произойдет утеря высокой спортивной формы и возникнет перетренированность.
Соревновательный период в этом случае состоит из двух этапов - предсоревновательного и соревновательного.
На предсоревновательном этапе значительно возрастает объем работы в парах, в боевой стойке. Технические и тактические умения совершенствуются в основном при проведении учебно-тренировочных спаррингов. Чтобы исключить возможность получения травм перед соревнованиями, спарринги проводятся с применением защитного снаряжения и с некоторым ограничением силы ударов. Поэтому постановка жестких нокаутирующих ударов осуществляется при работе на лапах, макиварах, мешках и «рыцарях» в режимах повышенной интенсивности. Параллельно решается задача развития специальной выносливости. Общефизическая подготовка носит поддерживающий характер, ее объем заметно снижается.
Задачами соревновательного этапа являются поддержание высокой боевой готовности тела и духа для достижения максимально высо ких результатов на всех входящих в этап соревнованиях. Основой этого должно являться тщательное дозирование тренировочных режимов с целью, с одной стороны, по возможности более полно раскрыть кондиционные, технические и тактические резервы спортсмена, с другой стороны – не допустить появления перетренированности. Для этого в тренировочном процессе периодически предусматриваются разгрузочные тренировки, а после каждого соревнования – восстановительные микроциклы. Другие важные задачи соревновательного этапа – создание и поддержание непоколебимой веры спортсмена в собственные силы, воспитание высокой стрессоустойчивости.
Все вышесказанное справедливо только для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В подавляющем же большинстве случаев протяженного соревновательного периода в каратэ не бывает, так как вся подготовка на уровне учебно-тренировочных групп обычно направлена на выступление в одном главном соревновании. Соревновательный период в этом случае структурно состоит из предсоревновательного этапа (обычно продолжительностью 1 месяц) и одного дня участия в соревновании.
Переходный (разгрузочный) период необходим для снятия физической и, даже в большей степени, психической усталости в конце макроцикла, после завершения участия в главном соревновании. Как правило, достаточно одной-двух разгрузочных недель, чтобы полностью восстановиться. Самым продолжительным периодом разгрузки явля- ется летний, который завершает тренировочный год в группах. Задачами переходного периода являются:
- предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировок в перетренированность организма спортсмена;
- обеспечение восстановления адаптационных возможностей организма за счет значительного снижения специальных тренировочных нагрузок и изменения их характера;
- временная утрата высокой спортивной формы с целью создания предпосылок для достижения ее более высокого уровня в следующем макроцикле;
сохранение необходимого минимального уровня тренированности для обеспечения преемственности между закончившимся и новым макроциклом за счет снижения объема и изменения характера спортивной деятельности (переход к спортивным и подвижным играм, беговым и легкоатлетическим тренировкам, плаванию, лыжным кроссам, велопробегам, гребному спорту);
- снятие психической усталости за счет отсутствия технической и спарринговой подготовки, с включением активного и пассивного отдыха.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА "АТЛЕТ" ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Методический материал
к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе
по киокусинкай каратэ
«МАКРОЦИКЛЫ И ЕГО СТРУКТУРА В ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ»
Разработчик:
Боровик Антон Сергеевич
тренер-преподаватель
2024
МАКРОЦИКЛЫ И ЕГО СТРУКТУРА В ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ
Тренировочный год
Тренировочный год является основной единицей текущего календарного планирования в спорте. К годичному периоду времени привязываются организационные планы работы учебно-тренировочные и соревновательные планы клубов и ДЮСШ, включающие в себя проведение соревнований, контрольных проверок и зачетов, квалификационных экзаменов, предсоревновательных и учебных сборов, зимних и летних тренировочно-оздоровительных лагерей, школ и семинаров, различных внутренних мероприятий. Таким образом, директивные планы вышестоящих организаций и план работы ДЮСШ на учебный год являются основой для разработки годового плана-графика распределения учебного материала и тематического плана (или поурочных планов) каждым тренером-преподавателем для каждой из руководимых им учебных групп.
В основу планирования тренировочного года положен принцип цикличности. Этот принцип исходит из того, что ни один спортсмен не способен круглый год работать на пределе своих возможностей, например, все время соревноваться, так как такой режим, во-первых, неизбежно привел бы к скорому адаптационному срыву, и, во-вторых, постоянное натаскивание к очередным соревнованиям в ущерб фундаментальной подготовке довольно быстро отрицательным образом скажется на техническом мастерстве спортсмена и уровне его общей физической подготовленности.
Следовательно, процесс развития спортивной формы должен иметь циклический характер, что выражается в последовательной смене трех ее фаз: развития и становления, относительной стабилизации на максимально достигнутом уровне (как правило, не дольше 1–2 месяцев) и временного снижения. Под спортивной формой принято понимать гармоничное сочетание важнейших факторов подготовленности к соревнованию: тренированности по ОФП и СФП, технико-тактической, волевой и психологической подготовленности.
Соответственно, форма и содержание тренировок должны периодически изменяться. Полный тренировочный цикл называется большим циклом или макроциклом и включает в себя:
подготовительный
период.
Закладываются
основы
для
дальнейшего наращивания спортивной формы. Проводится фундаментальная подготовка, направленная
на достижение высокой общей физической
подготовленности,
построение
правильной
биомеханики
тела,
достижение
высокого
качества
выполнения
техники
и
понимание
ее
принципов;
соревновательный
период.
За
счет
значительного
увеличения
доли специальной
подготовки
происходит
выход
на
пик
спортивной
формы
и
ее
временная
стабилизация.
Проводится
непосредственная
подготовка к
главному
соревнованию
и
реализуется
участие
в
этом
соревновании;
переходный период.
Тренировочные нагрузки снижаются и приобретают характер общефизической или восстановительной работы, что обеспечивает относительный отдых организма и восстановление его
адаптационных
возможностей.
Высокая
спортивная
форма
временно утрачивается.
Принцип цикличности предполагает спиральность тренировочного процесса, суть которой в том, что содержание каждого последующего макроцикла частично повторяет содержание предыдущего, но на более высоком уровне техники и специальной подготовки.
При планировании тренировочного года необходимо для каждого входящего в него макроцикла отразить целевую направленность, конкретное содержание и последовательность смены укрупненных разделов физической и технико-тактической подготовки, их внутреннюю структуру и продолжительность, сроки контрольных проверок, зачетов и соревнований, прохождение медицинских осмотров и восстановительных мероприятий.
Для того, чтобы планирование принесло реальный положительный эффект и не повторило прошлых ошибок, тренер должен тщательно проанализировать все недоработки в технико-тактической, кондиционной, волевой и других видах подготовки, которые обнаружились в течение и после окончания предыдущего тренировочного года. Также необходимо учесть новейшие тенденции в развитии спорта, возможные изменения правил соревнований, изучить подготовленность основных конкурентов. Все это позволит определить конечные цели каждого макроцикла и тренировочного года в целом, которые затем конкретизируются в задачах по видам подготовки.
Варианты базовой структуры тренировочного года
Практика показывает, что спортсмен может достигать наивысшей спортивной формы не более двух-трех раз в год. Более продолжительное сохранение высокой формы вредно, так как приводит к перетренированности и психической усталости. Поэтому количество больших тренировочных циклов в году, как правило, не должно превышать двух-трех.
Исходя из этого, при анализе официального календаря предстоящих соревнований из всех соревнований выбираются два-три главных, а остальные условно считаются второстепенными. Главные соревнования следует выбирать так, чтобы они соответствовали квалификации и возрасту учащихся и были разнесены во времени не менее, чем на три-четыре месяца. Таким образом, в зависимости от выбранного количества главных соревнований устанавливается базовая структура тренировочного
года: с одним, двумя или тремя макроциклами.
Вариант с одним макроциклом, равным всему тренировочному году, применяется в группах начинающих, так как они еще не имеют достаточной подготовленности, чтобы участвовать в нескольких соревнованиях в течение года.
Вариант с двумя макроциклами является самым распространенным для групп среднего уровня подготовленности. Именно на него ориентируются региональные и городские федерации, планируя проведение соревнований два раза в год – в осенне-зимнем и в весеннем сезонах.
Вариант с тремя макроциклами применяется в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, в которых занимаются члены сборных команд, выступающие на соревнованиях как внутри, так и за пределами своего региона.
В любом случае желательно, чтобы каждый макроцикл завершался соревнованием, так как если этого не произойдет, будет потерян смысл всей предыдущей подготовки, направленной на достижение пика спортивной формы. Отсутствие психической разрядки также может не благоприятно сказаться на дальнейшей работоспособности спортсмена.
Следует иметь в виду, что для младших категорий занимающихся (юноши 13–15 лет и особенно мальчики 9–12 лет) различия в формах и методах тренировочной работы, характере упражнений в подготовительном и соревновательном периодах большого цикла значительно меньше, чем для спортсменов старших возрастов; предсоревновательная подготовка для них не носит выраженного специального характера как у взрослых. Значительную роль для юношей и мальчиков играют морально-психологические мотивы выступления на соревнованиях - стремление выделиться среди сверстников, поднять личный авторитет, получить приз и т. д. Однако, уже с возрастной категорией юниоров (16–17 лет) подготовка к соревнованиям должна приобретать все более специализированный характер.
Периоды и этапы подготовки в составе макроцикла
Как было показано выше, в соответствии со своей циклической структурой большой тренировочный цикл состоит из трех основных периодов подготовки: подготовительного, соревновательного и переходного. Рассмотрим эти периоды подробнее.
Подготовительный период имеет своей целью формирование стабильной технической базы и достижение высокой общефизической подготовленности и решает следующие задачи:
приобретение
и
улучшение
общей
физической
подготовленности;
развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) в соответствии с требованиями каратэ;
овладение
техникой
в
последовательности
«от
простого
к
сложному» и совершенствование в ней;
ознакомление
с
элементами
тактики;
укрепление
морально-волевых
качеств;
повышение уровня спортивных знаний. Подготовительный период делится на два этапа:
общеподготовительный
и специально-подготовительный.
На общеподготовительном этапе решаются задачи подготовки организма к последующим высоким специальным нагрузкам, выработки базовых двигательных навыков, изучения основ техники. Это достигается за счет выполнения значительного объема упражнений общефизического характера с преобладанием заданий на повышение аэробной выносливости, общей быстроты, динамической силы и гибкости.
На специально-подготовительном этапе возрастает объем и интенсивность специализированных упражнений, а также доля упражнений с партнером. Повышается сложность изучаемой техники и требования к качеству ее выполнения. Физическая подготовка приобретает специальный характер.
Соревновательный период характеризуется еще большим увеличением объема спарринговой подготовки и специальной физической подготовки. Достигается выход на пик спортивной формы с целью участия в главном соревновании. В этот период решаются следующие задачи:
совершенствование
техники
в
ее
спарринговых
интерпретациях;
овладение
сложной
тактикой;
значительное
улучшение
скоростно-силовых
показателей;
достижение
высокой
специальной
выносливости;
поддержание
общей
физической
подготовленности
на
должном
уровне;
дальнейшее
повышение
морально-волевых
качеств;
приобретение
реального
соревновательного
опыта;
повышение
теоретической
подготовленности.
Более или менее длительный соревновательный период может иметь место только у высококвалифицированных спортсменов, являющихся членами сборных команд, при подготовке к крупным соревнованиям. Например, при подготовке к Чемпионату России соревновательный период может включать в себя последовательно выступления на чемпионате области и зональном чемпионате. При этом общая продолжительность такого соревновательного периода не должна превышать 2-3 месяцев, иначе произойдет утеря высокой спортивной формы и возникнет перетренированность.
Соревновательный период в этом случае состоит из двух этапов - предсоревновательного и соревновательного.
На предсоревновательном этапе значительно возрастает объем работы в парах, в боевой стойке. Технические и тактические умения совершенствуются в основном при проведении учебно-тренировочных спаррингов. Чтобы исключить возможность получения травм перед соревнованиями, спарринги проводятся с применением защитного снаряжения и с некоторым ограничением силы ударов. Поэтому постановка жестких нокаутирующих ударов осуществляется при работе на лапах, макиварах, мешках и «рыцарях» в режимах повышенной интенсивности. Параллельно решается задача развития специальной выносливости. Общефизическая подготовка носит поддерживающий характер, ее объем заметно снижается.
Задачами соревновательного этапа являются поддержание высокой боевой готовности тела и духа для достижения максимально высо ких результатов на всех входящих в этап соревнованиях. Основой этого должно являться тщательное дозирование тренировочных режимов с целью, с одной стороны, по возможности более полно раскрыть кондиционные, технические и тактические резервы спортсмена, с другой стороны – не допустить появления перетренированности. Для этого в тренировочном процессе периодически предусматриваются разгрузочные тренировки, а после каждого соревнования – восстановительные микроциклы. Другие важные задачи соревновательного этапа – создание и поддержание непоколебимой веры спортсмена в собственные силы, воспитание высокой стрессоустойчивости.
Все вышесказанное справедливо только для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В подавляющем же большинстве случаев протяженного соревновательного периода в каратэ не бывает, так как вся подготовка на уровне учебно-тренировочных групп обычно направлена на выступление в одном главном соревновании. Соревновательный период в этом случае структурно состоит из предсоревновательного этапа (обычно продолжительностью 1 месяц) и одного дня участия в соревновании.
Переходный (разгрузочный) период необходим для снятия физической и, даже в большей степени, психической усталости в конце макроцикла, после завершения участия в главном соревновании. Как правило, достаточно одной-двух разгрузочных недель, чтобы полностью восстановиться. Самым продолжительным периодом разгрузки явля- ется летний, который завершает тренировочный год в группах. Задачами переходного периода являются:
предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировок в перетренированность организма спортсмена;
обеспечение восстановления адаптационных возможностей организма
за
счет
значительного
снижения
специальных
тренировочных нагрузок и изменения их характера;
временная утрата высокой спортивной формы с целью создания предпосылок для достижения ее более высокого уровня в следующем
макроцикле;
сохранение необходимого минимального уровня тренированности для обеспечения преемственности между закончившимся и новым макроциклом за счет снижения объема и изменения характера спортивной деятельности (переход к спортивным и подвижным играм, беговым и легкоатлетическим тренировкам, плаванию, лыжным кроссам, велопробегам, гребному спорту);
- снятие психической усталости за счет отсутствия технической и спарринговой подготовки, с включением активного и пассивного отдыха.