Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь» | Закарьяева Людмила Николаевна. Работа №300826

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Закарьяева Людмила Николаевна
«Структура педагогического процесса в ДОУ, его    компоненты, их взаимосвязь»

Выполнила – Закарьяева Людмила Николаевна,  старший воспитатель ГК ДОУ «Детский сад № 8  «Солнечный лучик», Ставропольский край, г. Буденновск

 

 

Актуальность исследования целостного педагогического процесса особенно возросла в современных условиях и заключается в том,  что основным механизмом организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду является поиск новых форм, методов и технологий организации педагогического процесса, а также приводит к  обновлению подходов к дошкольному образованию, смене тактик и стратегий в организации воспитательной работы.  В настоящий момент возникли и более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные компоненты той системы, в которой протекает процесс, рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.

Современный подход к данной проблеме — организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели  выступает  воспитательная задача.

Деятельности обучаемого или детского коллектива присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы с разницей в том, что они считаются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Учащийся применяет в процессе своей деятельности методы и средства, которые были предложены ему в процессе воспитания и социализации. При низком уровне опыта и знаний целесообразность и адекватность решаемых проблем также падает. Поэтому ответственность ложится взрослых и компетентных. Данный подход подразумевает частичное снятие ответственности с учащегося. Ребенок в ответе за свои поступки пропорционально возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, сформированности к способности целеполагания. Деятельность этих субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. Разные типы педагогики решают эту проблему определенными способами. Авторитарная педагогика рассматривает воздействие и специфику деятельности учащегося не как фокус для постоянного изучения и осмысления, поэтому имеются значительные расхождения между деятельностью учителя и ученика. Гуманистическая педагогика говорит об осуществлении деятельности при наличии контакта с детьми, постоянного внимания к психофизическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для получения положительного результата организация педагогического процесса должна выглядеть в качестве работы взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

 

2.Цели и задачи

Цель исследования: на основании изученной теории и опытно поисковой работы разработать модель организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду, а также  программу по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

 Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «педагогический процесс», цель, структуру, принципы организации, модели и его субъекты.

  2. Изучить понятие «педагогическое взаимодействие», функции, виды и характеристику.

 3. Выделить формы, методы и технологии организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду

. 4. Провести анализ деятельности детского сада по организации взаимодействия субъектов педагогического процесса.

5. Провести первичную диагностику взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду.

6. Представить модель организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в ДОО.

7. Охарактеризовать дошкольную образовательную организацию;

8. Рассмотреть воспитательную работу: понятие, задачи, функции, формы, методы;

 9. Изучить этапы организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации;

10. Проанализировать организацию воспитательной работы.

 

3.Основная часть

Педагогический процесс -  целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения.

 Подсистемы педагогического процесса: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют 2 процесса:

1) обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

2) воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

1) оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, реализуются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

2) воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Структурные компоненты целостного педагогического процесса – это:

цель;

содержание;

формы;

деятельность учителя посредством педагогических задач, методов и средств;

 деятельность учащегося, определяемая по личным целям, мотивам, средствам; результат совместной деятельности учителя и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие характеризуются целью. Только тогда это можно рассматривать в качестве организованного и управляемого процесса. Содержание педагогического процесса считается сложным и неоднозначным вопросом. Он имеет социальное значение, динамичность и большой массив накопленной человечеством культуры, уникальность, индивидуальность каждой личности, принимающей участие в данном процессе.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Основные компоненты педагогического процесса – это:

эмоционально-мотивационный;

содеражательно-целевой; организационно-деятельностный;

контрольно-оценочный.

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса обладает эмоциональными отношениями между субъектами и мотивами их деятельности. Выделяют: мотивы воспитанников; мотивы воспитателей. Формирование мотивов воспитанников должно быть в правильном направлении. Результативность педагогического процесса возможна при социально ценных и личностно значимых мотивах. Именно мотивы воспитателей, то есть эмоциональные отношения между ними, играют особо важную роль в педагогическом процессе. Связывание общих, индивидуальных, частных целей воспитания, учебно-воспитательной работы проходит посредством содержательно-целевого компонента целостного педагогического процесса. Цели воспитания наполнены определенным содержанием знаний, умений, навыков и отношений к действительности. Это содержание получает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, обусловливается возрастом субъектов взаимодействия и особенностью педагогических условий.

Деятельность педагога — это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Все компоненты педагогического процесса реализуются через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств. Через такую систему осуществляется деятельность не только воспитанника, но и всего детского коллектива. Эта деятельность определяется личностными целями, интересами, мотивами воспитанника и приводит к результатам совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса. В структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты: содержательно-целевой; организационно-деятельностный; эмоционально-мотивационный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся — одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу — с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно - деятельностный  компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитанников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взаимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

Субъекты взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации:

 1. Воспитанник:  свободно общается со сверстниками;  приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками;  развивает передачу образов с помощью средств невербальной,  интонационной и языковой выразительности;  учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний  ради общих целей;   учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

 2. Родитель (законный представитель):  признание прав и свобод ребенка;  сотрудничество;  сопереживание и поддержка;  обсуждение ситуации через диалог;  гибкое введение ограничений.

3. Педагог:  признание ценности личности ребенка ;  признание индивидуальности и уникальности личности ребенка: выявление и развитие способностей ребёнка;  ориентация на социализацию, осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни;  адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;  диалоговое взаимодействие с ребенком;  актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;  активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка;  ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка;

4. Администрация:  развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);  толерантность (терпимость к иным точкам зрения); эмпатия и рефлексия – умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;  демократичность в общении;  сотрудничество как процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;  исследование личностных и качеств участников общения;   проявление гибкости в конфликтных ситуациях.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

1) оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, реализуются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

2) воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

В случае если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования. В узком смысле, имеется ввиду, совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.

Принципы построение педагогического процесса в ДОУ:

ü  учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

ü  решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

ü  учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

ü  осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

ü  создание развивающей среды.

Организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный , основной, заключительный.

1. Подготовительный этап. Определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается он планом перспективной  работы , скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

2. Основной этап. Реализуется план. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль  за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

3. Заключительный этап. Предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

Цель педагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она непосредственно ориентирует педагогов на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся.

Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

Л. С. Выготский отмечал: "Только то обучение, является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития". Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе.

Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог - ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

В структуре педагогического процесса выделяют:

1. Содержательно - целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания, с одной стороны, и содержание учебно – воспитательной  работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания. Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий.

2. Организационно - деятельностный  компонент педагогического процесса, который проявляется как управление воспитательной деятельностью педагогами и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно -  воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников.

3. Эмоционально - мотивационный компонент педагогического процесса. Который характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.

4. Контрольно - оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя, прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности.

Согласно данным требованиям образовательный процесс в современном детском саду должен быть направлен на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей».

С выходом в свет Концепции дошкольного воспитания проблема педагогического процесса вновь становится актуальной. В основе исследования Н.Я. Михайленко и

 Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного педагогического процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми.

Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику:

- блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий;

- блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми;

- блок 3 – свободная деятельность детей.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание — самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту детей, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребенка.

Основой образовательного процесса является планирование. 

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость ,а также  заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой. При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований. Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана. Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание - на каждый день.

Перспективно-календарное планирование предусматривает: .

1.Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.) .

 2.Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы. .

 4.Систему индивидуальной работы с конкретными детьми - непосредственно после проведенного занятия, игры, труда. .

 5.Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

 При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий. Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально - исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы. Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно-образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.

Планирование  утреннего отрезка  времени : на месяц - труд в уголке природы; наблюдения; утренняя гимнастика; повседневный труд (дежурства); привитие КГН; занятия по интересам; - игровая деятельность детей; ежедневно - исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения; развитие устной речи и выработке правильной интонации; - стимулирование двигательной активности и др. – индивидуальная  работа с детьми по различным видам деятельности.

 Планирование  прогулки: на месяц - подвижные игры ; труд; - наблюдение; экскурсии; закаливающие процедуры; ежедневно - работа с родителями - сюжетно - ролевые игры; физические упражнения; индивидуальная работа.

Первая половина дня: на месяц - художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане). Труд по самообслуживанию - привитие КГН. Игровая деятельность детей - совместная деятельность воспитателя с детьми; закаливающие процедуры. Праздники, досуги, развлечения ежедневно - специально организованная деятельность - виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

 Вторая половина дня: на месяц - повседневный труд (дежурства); привитие КГН; - занятия по интересам, игровая деятельность детей; художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - совместная деятельность воспитателя с детьми; закаливающие процедуры. Ежедневно - сюжетно - ролевые игры; физические упражнения; индивидуальная работа; работа с родителями.

Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично - блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заместителем заведующего по ВМР ДОУ. Предлагаемое планирование творческой группе - рассмотреть возможности разработки трех вариантов планирования:

 Рабочая программа + перспективно-календарный план;

Перспективный план + новая форма календарного плана;

Тематическое перспективно-календарное планирование.

Модель плана и форма его написания будут рассмотрены на педагогическом совете. Планирование - это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

Согласно данным требованиям образовательный процесс в современном детском саду должен быть направлен на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей».

При этом содержание работы с детьми - их воспитания и обучения - дифференцируется в зависимости от «совокупности образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

1.Физическое - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.

2.Социально - личностное - развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; формирование целостной картины мира; развитие продуктивной деятельности детей; развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; воспитание культурно - гигиенических навыков; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

3.Познавательно - речевое - развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение  воспитанниками нормами речи; сенсорное развитие, развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, развитие литературной речи; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование представлений об опасных для человека и окружающего  мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

4.Художественно - эстетическое - развитие продуктивной деятельности детей; развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развитие музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

При организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду важно учитывать многообразие факторов жизни ребенка. Тогда и весь педагогический процесс, сущностью которого собственно и является организация взаимодействия, может рассматриваться как индивидуальная помощь в развитии ребенка.

Таким образом, рассмотрев понятие педагогического процесса в ДОО, цель, структуру, принципы, модели и субъекты взаимодействия, можно говорить о том, что в современной педагогической науке существуют разные точки зрения понятия сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс в ДОО – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, которое направленно на достижение поставленных целей и принципов образования, воспитания, обучения. Поэтому педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.

5.Список литературы

1.Бабинский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М.,1977

2.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1986

3.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное  пособие для студентов вузов. Академический  Проект; Культура, 2005. - 240с.

4.Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для ВУЗов. СПб, 2012г. - 464с.

5.Гилева А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: курс лекций.- Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007.-76 с.

6.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века,1998.

7.Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003.

8.Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М., 1983

9.Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения.- М., 1981

10.Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.:ВЛАДОС,2000.

 

«Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь»

Выполнила Закарьяева Людмила Николаевна, старший воспитатель ГК ДОУ «Детский сад № 8 «Солнечный лучик», Ставропольский край, г. Буденновск

 

 

Актуальность исследования целостного педагогического процесса особенно возросла в современных условиях и заключается в том, что основным механизмом организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду является поиск новых форм, методов и технологий организации педагогического процесса, а также приводит к обновлению подходов к дошкольному образованию, смене тактик и стратегий в организации воспитательной работы.  В настоящий момент возникли и более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные компоненты той системы, в которой протекает процесс, рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.

Современный подход к данной проблеме — организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели  выступает  воспитательная задача.

Деятельности обучаемого или детского коллектива присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы с разницей в том, что они считаются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Учащийся применяет в процессе своей деятельности методы и средства, которые были предложены ему в процессе воспитания и социализации. При низком уровне опыта и знаний целесообразность и адекватность решаемых проблем также падает. Поэтому ответственность ложится взрослых и компетентных. Данный подход подразумевает частичное снятие ответственности с учащегося. Ребенок в ответе за свои поступки пропорционально возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, сформированности к способности целеполагания. Деятельность этих субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. Разные типы педагогики решают эту проблему определенными способами. Авторитарная педагогика рассматривает воздействие и специфику деятельности учащегося не как фокус для постоянного изучения и осмысления, поэтому имеются значительные расхождения между деятельностью учителя и ученика. Гуманистическая педагогика говорит об осуществлении деятельности при наличии контакта с детьми, постоянного внимания к психофизическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для получения положительного результата организация педагогического процесса должна выглядеть в качестве работы взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

 

2.Цели и задачи

Цель исследования: на основании изученной теории и опытно поисковой работы разработать модель организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду, а также программу по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «педагогический процесс», цель, структуру, принципы организации, модели и его субъекты.

2. Изучить понятие «педагогическое взаимодействие», функции, виды и характеристику.

3. Выделить формы, методы и технологии организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду

. 4. Провести анализ деятельности детского сада по организации взаимодействия субъектов педагогического процесса.

5. Провести первичную диагностику взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду.

6. Представить модель организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в ДОО.

7. Охарактеризовать дошкольную образовательную организацию;

8. Рассмотреть воспитательную работу: понятие, задачи, функции, формы, методы;

9. Изучить этапы организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации;

10. Проанализировать организацию воспитательной работы.

 

3.Основная часть

Педагогический процесс - целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения.

 Подсистемы педагогического процесса: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют 2 процесса:

1) обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

2) воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

1) оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, реализуются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

2) воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Структурные компоненты целостного педагогического процесса – это:

цель;

содержание;

формы;

деятельность учителя посредством педагогических задач, методов и средств;

деятельность учащегося, определяемая по личным целям, мотивам, средствам; результат совместной деятельности учителя и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие характеризуются целью. Только тогда это можно рассматривать в качестве организованного и управляемого процесса. Содержание педагогического процесса считается сложным и неоднозначным вопросом. Он имеет социальное значение, динамичность и большой массив накопленной человечеством культуры, уникальность, индивидуальность каждой личности, принимающей участие в данном процессе.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Основные компоненты педагогического процесса – это:

эмоционально-мотивационный;

содеражательно-целевой; организационно-деятельностный;

контрольно-оценочный.

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса обладает эмоциональными отношениями между субъектами и мотивами их деятельности. Выделяют: мотивы воспитанников; мотивы воспитателей. Формирование мотивов воспитанников должно быть в правильном направлении. Результативность педагогического процесса возможна при социально ценных и личностно значимых мотивах. Именно мотивы воспитателей, то есть эмоциональные отношения между ними, играют особо важную роль в педагогическом процессе. Связывание общих, индивидуальных, частных целей воспитания, учебно-воспитательной работы проходит посредством содержательно-целевого компонента целостного педагогического процесса. Цели воспитания наполнены определенным содержанием знаний, умений, навыков и отношений к действительности. Это содержание получает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, обусловливается возрастом субъектов взаимодействия и особенностью педагогических условий.

Деятельность педагога — это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Все компоненты педагогического процесса реализуются через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств. Через такую систему осуществляется деятельность не только воспитанника, но и всего детского коллектива. Эта деятельность определяется личностными целями, интересами, мотивами воспитанника и приводит к результатам совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса. В структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты: содержательно-целевой; организационно-деятельностный; эмоционально-мотивационный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся — одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу — с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно - деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитанников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взаимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

Субъекты взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации:

1. Воспитанник: свободно общается со сверстниками; приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками; развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности; учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей; учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2. Родитель (законный представитель): признание прав и свобод ребенка; сотрудничество; сопереживание и поддержка; обсуждение ситуации через диалог; гибкое введение ограничений.

3. Педагог: признание ценности личности ребенка ; признание индивидуальности и уникальности личности ребенка: выявление и развитие способностей ребёнка; ориентация на социализацию, осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие с ребенком; актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка;

4. Администрация: развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность); толерантность (терпимость к иным точкам зрения); эмпатия и рефлексия – умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте; демократичность в общении; сотрудничество как процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения; исследование личностных и качеств участников общения; проявление гибкости в конфликтных ситуациях.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

1) оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, реализуются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

2) воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.

В случае если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования. В узком смысле, имеется ввиду, совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.

Принципы построение педагогического процесса в ДОУ:

учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

создание развивающей среды.

Организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный , основной, заключительный.

1. Подготовительный этап. Определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается он планом перспективной работы , скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

2. Основной этап. Реализуется план. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

3. Заключительный этап. Предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

Цель педагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она непосредственно ориентирует педагогов на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся.

Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

Л. С. Выготский отмечал: "Только то обучение, является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития". Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе.

Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог - ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

В структуре педагогического процесса выделяют:

1. Содержательно - целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания, с одной стороны, и содержание учебно – воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания. Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий.

2. Организационно - деятельностный компонент педагогического процесса, который проявляется как управление воспитательной деятельностью педагогами и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно - воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников.

3. Эмоционально - мотивационный компонент педагогического процесса. Который характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.

4. Контрольно - оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя, прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности.

Согласно данным требованиям образовательный процесс в современном детском саду должен быть направлен на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей».

С выходом в свет Концепции дошкольного воспитания проблема педагогического процесса вновь становится актуальной. В основе исследования Н.Я. Михайленко и

Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного педагогического процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми.

Выделяются три блокакаждый из которых имеет свою специфику:

- блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий;

- блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми;

- блок 3 – свободная деятельность детей.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание — самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту детей, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребенка.

Основой образовательного процесса является планирование. 

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость ,а также заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой. При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований. Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана. Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание - на каждый день.

Перспективно-календарное планирование предусматривает: .

1.Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.) .

2.Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы. .

4.Систему индивидуальной работы с конкретными детьми - непосредственно после проведенного занятия, игры, труда. .

5.Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий. Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально - исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы. Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно-образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.

Планирование утреннего отрезка времени : на месяц - труд в уголке природы; наблюдения; утренняя гимнастика; повседневный труд (дежурства); привитие КГН; занятия по интересам; - игровая деятельность детей; ежедневно - исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения; развитие устной речи и выработке правильной интонации; - стимулирование двигательной активности и др. индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Планирование прогулки: на месяц - подвижные игры ; труд; - наблюдение; экскурсии; закаливающие процедуры; ежедневно - работа с родителями - сюжетно - ролевые игры; физические упражнения; индивидуальная работа.

Первая половина дня: на месяц - художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане). Труд по самообслуживанию - привитие КГН. Игровая деятельность детей - совместная деятельность воспитателя с детьми; закаливающие процедуры. Праздники, досуги, развлечения ежедневно - специально организованная деятельность - виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

Вторая половина дня: на месяц - повседневный труд (дежурства); привитие КГН; - занятия по интересам, игровая деятельность детей; художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - совместная деятельность воспитателя с детьми; закаливающие процедуры. Ежедневно - сюжетно - ролевые игры; физические упражнения; индивидуальная работа; работа с родителями.

Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично - блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заместителем заведующего по ВМР ДОУ. Предлагаемое планирование творческой группе - рассмотреть возможности разработки трех вариантов планирования:

Рабочая программа + перспективно-календарный план;

Перспективный план + новая форма календарного плана;

Тематическое перспективно-календарное планирование.

Модель плана и форма его написания будут рассмотрены на педагогическом совете. Планирование - это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

Согласно данным требованиям образовательный процесс в современном детском саду должен быть направлен на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей».

При этом содержание работы с детьми - их воспитания и обучения - дифференцируется в зависимости от «совокупности образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

1.Физическое - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.

2.Социально - личностное - развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; формирование целостной картины мира; развитие продуктивной деятельности детей; развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; воспитание культурно - гигиенических навыков; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

3.Познавательно - речевое - развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи; сенсорное развитие, развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, развитие литературной речи; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

4.Художественно - эстетическое - развитие продуктивной деятельности детей; развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развитие музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

При организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду важно учитывать многообразие факторов жизни ребенка. Тогда и весь педагогический процесс, сущностью которого собственно и является организация взаимодействия, может рассматриваться как индивидуальная помощь в развитии ребенка.

Таким образом, рассмотрев понятие педагогического процесса в ДОО, цель, структуру, принципы, модели и субъекты взаимодействия, можно говорить о том, что в современной педагогической науке существуют разные точки зрения понятия сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс в ДОО – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, которое направленно на достижение поставленных целей и принципов образования, воспитания, обучения. Поэтому педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.

5.Список литературы

1.Бабинский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М.,1977

2.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1986

3.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов. Академический Проект; Культура, 2005. - 240с.

4.Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для ВУЗов. СПб, 2012г. - 464с.

5.Гилева А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: курс лекций.- Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007.-76 с.

6.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века,1998.

7.Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003.

8.Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М., 1983

9.Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения.- М., 1981

10.Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.:ВЛАДОС,2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×