Структура учебной программы по швейному делу в условиях ФГОС | Шпак Марина Ивановна . Работа №349321
В статье рассматривается структура учебной программы по швейному делу в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются принципы составления программы, требования ФГОС к результатам обучения, а также ключевые элементы программы, такие как учебные цели, содержание, формы организации учебного процесса и виды контроля. Приведены примеры планирования и реализации отдельных модулей курса, направленных на формирование практических умений и навыков. Акцент сделан на интеграции теории и практики, а также на использовании современных технологий в обучении.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Шпак Марина Ивановна, учитель труда (технологии)
МБОУ СОШ № 106 г. Краснодар
Аннотация. В статье рассматривается структура учебной программы по швейному делу в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются принципы составления программы, требования ФГОС к результатам обучения, а также ключевые элементы программы, такие как учебные цели, содержание, формы организации учебного процесса и виды контроля. Приведены примеры планирования и реализации отдельных модулей курса, направленных на формирование практических умений и навыков. Акцент сделан на интеграции теории и практики, а также на использовании современных технологий в обучении.
Ключевые слова: швейное дело, технология, ФГОС, учебная программа, практические навыки, результаты обучения, контроль, планирование.
Учебная программа по швейному делу является важной составляющей дисциплины труд (технология) и направлена на формирование у учащихся практических навыков, необходимых для работы с текстильными материалами, а также общего понимания технологических процессов. В условиях реализации ФГОС ключевой акцент делается на личностном развитии учащихся и их подготовке к самостоятельной деятельности, что требует пересмотра традиционных подходов к разработке учебных программ. Основная задача преподавателя технологии — не только научить школьников основам швейного дела, но и развить у них такие компетенции, как самостоятельность, ответственность, умение решать практические задачи и работать в команде.
Согласно ФГОС, учебная программа по труду (технологии) должна обеспечивать достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты включают формирование у учащихся ответственного отношения к труду, воспитание уважения к профессиям и развитие творческого подхода. Метапредметные результаты связаны с умением применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, а также с развитием навыков самоконтроля и работы в коллективе. Предметные результаты включают формирование умений выполнять конкретные операции швейного производства, знание материалов и их свойств, а также умение разрабатывать и реализовывать простейшие проекты в области швейного дела.
Одним из ключевых принципов при разработке учебной программы является её модульная структура. Модули позволяют интегрировать как теоретические, так и практические аспекты обучения, что соответствует требованиям ФГОС о гармоничном сочетании теории и практики. Программа должна включать такие разделы, как основы материаловедения, виды тканей и их свойства, подготовка ткани к раскрою, основы конструирования и моделирования одежды, техника ручного и машинного шитья, а также основы безопасности труда.
Особое внимание следует уделить разработке учебных целей для каждого модуля. Например, при изучении темы «Виды тканей и их свойства» учащиеся должны не только запомнить теоретические сведения, но и научиться определять состав ткани на практике, понимать, как её свойства влияют на выбор методов шитья. Важно также предусмотреть возможность выполнения проектов, например, создание простых текстильных изделий, таких как фартуки или наволочки, что позволяет учащимся увидеть результаты своего труда и повысить мотивацию к обучению.
Практические занятия занимают центральное место в программе по швейному делу. Они позволяют учащимся закрепить полученные знания и приобрести навыки работы с инструментами и оборудованием. Важно предусмотреть достаточное количество часов для практических занятий, чтобы учащиеся могли освоить все основные операции: от подготовки ткани к раскрою до выполнения декоративной отделки готового изделия. Успешность обучения во многом зависит от того, насколько хорошо организовано рабочее место учащегося и насколько точно он соблюдает правила безопасности при работе с швейной машиной и другими инструментами. Преподаватель должен не только объяснять правила, но и лично контролировать соблюдение всех норм на уроках.
Форма контроля знаний и умений учащихся должна включать как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль может осуществляться в виде устных опросов, выполнения практических заданий и мини-проектов. Итоговый контроль может включать защиту индивидуального или группового проекта, а также выполнение экзаменационного задания на швейной машине. Например, задание может включать выполнение шва определённого типа или изготовление изделия по готовой выкройке. Важно оценивать не только конечный результат, но и процесс работы, учитывая такие аспекты, как аккуратность, самостоятельность и соблюдение сроков выполнения.
Одним из актуальных направлений при разработке программы по швейному делу является использование информационных технологий. Сегодня существуют многочисленные онлайн-платформы и программы, позволяющие моделировать одежду в виртуальной среде, подбирать цвета и ткани. Использование таких технологий на уроках не только расширяет кругозор учащихся, но и делает процесс обучения более интересным и наглядным. Преподаватель может предложить учащимся создать виртуальные модели одежды или разработать эскизы с использованием графических редакторов, что также способствует развитию их творческих способностей.
Важной частью программы является воспитание у учащихся бережного отношения к материалам и осознанного потребления. Преподаватель может организовать дискуссии на тему экологичности текстильной промышленности и предложить учащимся проекты по переработке старой одежды или созданию новых изделий из остатков ткани. Такие проекты помогают не только освоить технические навыки, но и воспитать в учащихся ответственность за окружающую среду.
Программа по швейному делу должна быть ориентирована на личностное развитие учащихся и подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности. Важно, чтобы каждый учащийся получил возможность проявить себя в процессе обучения, независимо от уровня начальной подготовки. Преподаватель должен создавать условия для успешного выполнения заданий всеми учащимися, предлагая задания разного уровня сложности и поощряя их успехи. Например, в рамках одной и той же темы можно предложить учащимся выбрать, что они будут шить: простую наволочку или более сложное изделие, такое как сумка. Индивидуальный подход к каждому учащемуся позволяет повысить мотивацию и создать условия для их успешного обучения.
Таким образом, структура учебной программы по швейному делу в условиях ФГОС должна быть ориентирована на развитие не только предметных, но и метапредметных навыков учащихся. Важно, чтобы программа включала как теоретические, так и практические занятия, обеспечивала возможность выполнения проектов и использования современных технологий. Преподаватель должен уделять внимание развитию у учащихся творческого мышления, самостоятельности и ответственности, а также формированию навыков работы в команде. Только при соблюдении этих условий можно добиться того, чтобы обучение швейному делу стало интересным и полезным для учащихся, способствуя их личностному и профессиональному развитию.
Список литературы
Богданова О
.
Н
.
Разработка модели реализации программы школьного технологического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №4 (29).
Мухамедова
Х
.
Б
.
Ф
ормирование навыков по конструированию чертежей швейных изделий у учеников на уроках технологии
// Проблемы Науки. 2021. №3 (160).