Суффиксы –ек, -ик, которые не подчиняются основному закону русского письма | Кирилкина Елена Владимировна. Работа №350103
ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА: Суффиксы –ек, -ик, которые не подчиняются основному закону русского письма
КЛАСС: 3
ОС: Гармония
ТИП УРОКА: урок освоения нового знания (ОНЗ)
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: найти способ проверки орфограмм слабых позиций в суффиксах, когда уже «открытый» ранее способ не помогает, тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: орфограмма, опасное место, морфема.
ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА: Суффиксы –ек, -ик, которые не подчиняются основному закону русского письма
КЛАСС: 3
ОС: Гармония
ТИП УРОКА: урок освоения нового знания (ОНЗ)
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: найти способ проверки орфограмм слабых позиций в суффиксах, когда уже открытый ранее способ не помогает, тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: орфограмма, опасное место, морфема.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
Предметные умения:
раскрывать сущность понятия орфограмма, пользоваться термином орфограмма;
обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, то есть предвидеть, прогнозировать орфограммы;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с окошком) как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.
уметь находить способ проверки суффиксов – ек -, - ик..
Универсальные учебные действия:
Личностные:
зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка;
осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи;
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач;
делиться своими открытиями дома, рассказывать о своих достижениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Русский язык – развитие речи – литературное чтение
Информационный материал
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений.
Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка 3 класс.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь по русскому языку.
А.К. Дусавицкий Урок в начальной школе Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.
Демонстрационный материал
Интерактивный материал
Презентация Правописание суффиксов –ек, -ик
Фронтальная
Индивидуальная
Парная
Групповая
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия учебной деятельности
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Формируемые
универсальные учебные действия
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности (надо).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (могу).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу).
- Начнём урок с проверки домашнего задания. Что вы делали дома? (Проверяли орфограммы слабых позиций в суффиксах)
Глин_ный, масл_ный, обманч_вый, лук_вый, выносл_вый.
Ученики у доски вписывают буквы с комментированием способа действия, а остальные учащиеся сверяют записи по тетрадям.
Например: Глин_ный – определяю, к какой морфеме относится орфограмма. Для этого делаю морфемный анализ. Глин_ный – глин_ного- окончание – ый.
Глин_ный – глина – корень – глин.
Орфограмма слабой позиции в суффиксе. Подбираю слово, в котором есть такой же суффикс, но в сильной позиции. Подходит слово овсяный. В сильной позиции – суффикс – ян, значит в слове глин_ный тоже суффикс – ян.
- Что нужно было хорошо помнить, чтобы выполнить это задание? (Нужно было хорошо уметь выделять суффиксы и подбирать проверочное слово с таким же суффиксом, но в сильной позиции).
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Цели деятельности
Учебные задания
Формируемые
универсальные учебные действия
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному учебному действию (надо – могу – хочу).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.
Задание1. На партах у учащихся карточки со словами (забывч_вый, медл_нный, милост_вый, завистл_вый, лук_вый, малин_вый, лед_ной, непоседл_вый, переменч_вый, масл_ной.).
Проводится игра Мои друзья
-Мои друзья все – у кого слова с суффиксом – ив.
Все учащиеся, у кого такой суффикс встречается в слове на карточке выходят к ведущему и аргументируют правильность выбора по характерным признакам орфограммы.
Задание 2.
На доске записаны предложения:
Дети добавили в чай облепихавое (состав) варенье.
Ребята строили лединую (маслинную) горку.
- Весёлый Карандаш проверял слова с орфограммами.
А в скобках писал проверочные слова.
- Владеет ли Карандаш способом проверки орфограмм в суффиксах? (Недостаточно)
-Чего ещё не усвоил Карандаш? (Что орфограммы можно проверять в одной и той же части слова и звук в проверочном слове должен быть в сильной позиции).
-Что надо делать, чтобы проверить орфограммы в суффиксе? (Подобрать слово с таким же суффиксом, но в сильной позиции).
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
регулятивные:
контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
3. Выявление места и причины затруднения
Цели деятельности
Варианты заданий
Формируемые
универсальные учебные действия
1)Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
На доске стихотворение: У Буратино в сказке
Есть ключ_к золотой
Откроет этим ключ_ком
Замоч_к нам с тобой.
- Давайте выпишем слова с пропусками и заполним их. Как будем действовать? (Сначала нужно определить, в какой морфеме орфограмма).
Ключ_к – ключ_ка – ключ
Замоч_к –замоч_ка – замок
Орфограмма в суффиксе.
-Как будем действовать? (Подобрать слово с таким же суффиксом, но в сильной позиции).
-Мы не можем подобрать такое слово, в котором бы этот суффикс был в сильной позиции.
-Значит, наша модель не действует. Как быть?
(Посмотреть в словарь)
- Найдите слова ключ_к, замоч_к в словаре. (Этих слов там нет)
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели деятельности
Варианты заданий
Формируемые
универсальные учебные действия
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
− Какова же цель нашего урока? (Узнать, что-то новое про буквы на месте безударного гласного звука в суффиксах)
− Ребята, вы сегодня будете работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить, почему вы выбрали такой порядок.
На доску вывешиваются отдельные шаги плана. Учащиеся предлагают свои варианты расстановки шагов. Согласованный вариант вывешивается на доску.
План действий:
Узнать способ проверки орфограмм слабых позиций суффиксах.
Применить секрет для выбора букв.
Сделать вывод.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
5. Реализация построенного проекта
Цели деятельности
Варианты заданий
Формируемые
универсальные учебные действия
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Учитель сам предлагает правильные написания слов.
Задание 1. Запишите слова. Измените их по числу или падежу.
Ключик – ключики
Пальчик – пальчики
Зайчик - зайчики
Платочек – платочки
Кусочек – кусочки
- С какой частью слова мы работаем? (С суффиксом)
- Выделите суффикс в словах.(Дети выделяют)
- А теперь посмотрите на пары слов, которые вы получили, и сделайте вывод, когда пишется суффикс – ек, -ик. Вы можете это сделать самостоятельно или вам потребуется помощь группы?
Понаблюдаем за словами и сделаем вывод, когда писать-ек, а когда –ик.
-Попробуйте это изобразить в модели. Что должно в ней быть?
Суффикс
е или и
Почему?
Дети после работы в группах представляют свои модели.
1 вариант 2 вариант
ек ? ик е?и
мн.ч _к
мн.ч
_к ик
_к к
е и
е и
Коллективное обсуждение вариантов модели. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что 2 модель более точная.
- Как прочитать эту модель? (Чтобы проверить, какой в слове суффикс, нужно изменить слово по числу. Если гласный выпадает, то суффикс – ек, если останется, то – ик.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цели деятельности
Варианты заданий
Формируемые
универсальные учебные действия
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
- Сейчас мы будем с вами редакторами.
- Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
Помидорчик, одувванчек, карандашик, внучик, ножик, горошек, кирпичек, пальчик.
- Какие выводы по этой работе вы можете сделать?
- Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.
Игра Расселение
ек ик
Длинный носоч…к колючий ёж…к
Детский чулоч..к
Белый клубоч…к золотой ключ...к
Последний кусоч…к
Красный веноч…к чистый ковр…к
Снежный комоч...к
Вкусный ореш...к
-Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цели деятельности
Варианты заданий
Формируемые
универсальные учебные действия
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
Работа в тетради на печатной основе
Регулятивные: прогнозирование
9. Рефлексия учебной деятельности
Цели деятельности
Варианты заданий
Формируемые
универсальные учебные действия
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
− С какой частью слова мы с вами работали на последних уроках? - Что мы сегодня обнаружили на уроке?
- Как проверить орфограмму в суффиксах –ек, -ик?
- Если вам встретятся в тексте слова с этими суффиксами, то вы без сомнения напишите или ещё задумаетесь?
- Тогда как по-вашему, какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? (Научиться писать такие слова, не задумываясь).
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? Подвести итог нашей работы.
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– Оцените свою деятельность
Не понял Понял
Я
.
Понял, но Понял и могу научить
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
HYPER13PAGE HYPER15
9