Суггестопедический метод обучения иностранным языкам | Жадобин Дмитрий Анатольевич. Работа №344351
Аннотация. Суггестопедический метод обучения иностранным языкам, основанный на психологическом подходе к обучению, стремится минимизировать стрессовые факторы и создать максимально комфортные условия для усвоения языка. Этот метод сочетает элементы игры, музыки и искусства, что повышает мотивацию обучающихся и способствует глубокому запоминанию языкового материала. В статье рассматриваются основные принципы и техники суггестопедии, ее преимущества и применение в преподавании английского языка.
Ключевые слова: суггестопедия, обучение иностранным языкам, методы преподавания, психология обучения, мотивация, английский язык, активные методы.
СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Жадобин Дмитрий Анатольевич, учитель английского языка
ГАПОУ СО «Берёзовский техникум «Профи», г. Березовский
Аннотация. Суггестопедический метод обучения иностранным языкам, основанный на психологическом подходе к обучению, стремится минимизировать стрессовые факторы и создать максимально комфортные условия для усвоения языка. Этот метод сочетает элементы игры, музыки и искусства, что повышает мотивацию обучающихся и способствует глубокому запоминанию языкового материала. В статье рассматриваются основные принципы и техники суггестопедии, ее преимущества и применение в преподавании английского языка.
Ключевые слова: суггестопедия, обучение иностранным языкам, методы преподавания, психология обучения, мотивация, английский язык, активные методы.
В условиях глобализации и повсеместного распространения информационных технологий изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью образования. Особенно это касается английского языка, который считается международным средством общения. Однако традиционные методы обучения зачастую не учитывают индивидуальные особенности обучающихся и могут вызывать у них страх или неуверенность в собственных силах. В этом контексте суггестопедический метод представляет собой альтернативу, направленную на создание стимулов для свободного коммуникационного процесса и улучшения усвоения языкового материала.
Суггестопедия как метод преподавания была разработана Георгием Лазурским в рамках его исследования взаимодействия между процессами обучения и психологическими аспектами восприятия информации. Лазурский подчеркивал важность эмоционального состояния обучающегося для успешного усвоения знаний. Он считал, что при расслабленном состоянии у студента открываются неограниченные возможности для усвоения новой информации.
Суггестопедия прошла несколько этапов развития. На начальном этапе Лазурский сосредоточился на изучении воздействия музыки и художественных элементов на процесс обучения. Во второй половине XX века метод был адаптирован для различных языков и культур, что открыло новые горизонты для педагогов.
Основой суггестопедии являются работы в области психологии, касающиеся изучения механизмов восприятия и запоминания. Метод опирается на идеи о том, что позитивные эмоции и атмосфера доверия способствуют лучшему усвоению информации.
Суггестопедия основана на нескольких ключевых принципах, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Комфортная образовательная среда. Создание уютной и дружелюбной атмосферы является основополагающим элементом метода. Студенты должны чувствовать себя расслабленными и уверенными, что позитивно влияет на их обучаемость.
Активное вовлечение. При использовании суггестопедического метода активное вовлечение студентов в процесс обучения является обязательным. Это может быть достигнуто через применение ролевых игр, театрализованных сценок и других интерактивных методов. Например, использование диалогов или сценок, основанных на повседневной жизни, позволяет студентам практиковать язык в реальных условиях.
Использование музыки и искусства. Одним из отличительных признаков суггестопедического метода является широкое использование музыкальных и художественных компонентов для создания благоприятной учебной атмосферы. Музыка способна расслабить и настроить на позитивный лад, а визуальные элементы (картины, иллюстрации) способствуют лучшему восприятию материала.
Личностно-ориентированный подход. Метод предполагает, что каждый обучающийся имеет свое восприятие и способы усвоения информации. Важно учитывать индивидуальные особенности студентов и адаптировать материал под их уровень и интересы.
Создание комфортной атмосферы и использование игровых элементов значительно повышает мотивацию студентов. Они меньше боятся ошибок и более открыты к взаимодействию, что способствует свободному общению на языке.
Существенным преимуществом является то, что информация, представленная в расслабленной обстановке, лучше усваивается и запоминается. Исследования показывают, что эмоционально окрашенный материал легче запоминается и возвращается.
Сосредоточение на практике общения и активных методах позволяет значительно развить коммуникативные навыки студентов, что является одной из основных целей изучения языков.
При внедрении суггестопедического метода в преподавание английского языка учителям стоит учитывать несколько ключевых практик:
Ролевые игры: Использование сценок и диалогов для практики общения в различных ситуациях.
Музыка и песни: Обсуждение текстов песен, работа над произношением и интонацией через музыкальные упражнения.
Творческие задания: Создание выставок, презентаций или проектов на английском языке, что побуждает студентов проявлять креативность и активно использовать язык.
Примеры занятий.
Одним из примеров эффективного занятия является использование игры "Живой словарь", где студенты должны описывать слова и фразы, не используя само слово, а сопровождая описание мимикой и жестами. Это не только развивает навыки употребления языка, но и создает весёлую атмосферу.
Кроме того, использование музыкальных отрывков может служить отличным способом для создания тематических уроков, например, при изучении праздников, что позволяет интегрировать культуру и язык.
Суггестопедический метод обучения иностранным языкам предлагает уникальные возможности для повышения эффективности и качества учебного процесса. Применение принципов этого метода в преподавании английского языка позволяет создавать комфортную и вдохновляющую образовательную среду, способствующую глубокому усвоению языка и развитию коммуникативных навыков. Интеграция игровых и художественных элементов, а также учет индивидуальных особенностей студентов делают процесс обучения более интересным и продуктивным. Важно, чтобы преподаватели постоянно обновляли свои знания о новых методах и подходах, что позволит им более успешно адаптировать свои занятия под нужды и интересы обучающихся.
Список литературы
Абдрафикова, А. Р. Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам / А. Р. Абдрафикова, Ю. Р. Сабирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87261/.
Субботина Н.Д. Применение суггестии в современных методиках обучения // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-suggestii-v-sovremennyh-metodikah-obucheniy.