Своеобразие драматургии А. П. Чехова | Елена Сергеевна Загирная. Работа №339628
Антон Павлович Чехов – известный русский писатель и драматург, театральный критик последней четверти XIX века. Его произведения всегда были объектом пристального внимания не только читателей, но и критиков, часто вызывали бурную и неоднозначную реакцию рецензентов. До сих пор интерес к наследию великого драматурга не ослаб. На сегодняшний день исследователей привлекает практически всё, что связано с его личной и творческой жизнью. Большого внимания заслуживают пьесы А.П. Чехова, которые отражают события давно ушедшей эпохи.
Загирная Елена Сергеевна
Своеобразие драматургии А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов – известный русский писатель и драматург, театральный критик последней четверти XIX века. Его произведения всегда были объектом пристального внимания не только читателей, но и критиков, часто вызывали бурную и неоднозначную реакцию рецензентов. До сих пор интерес к наследию великого драматурга не ослаб. На сегодняшний день исследователей привлекает практически всё, что связано с его личной и творческой жизнью. Большого внимания заслуживают пьесы А.П. Чехова, которые отражают события давно ушедшей эпохи.
К изучению творческого пути и особенностей художественных текстов драматурга обращались его современники, литературоведы ХХ века, а также современные исследователи (например, Е.З. Балабанович, С.Д. Балухатый, Г.П. Бердников, С.Г. Бочаров, Г.А. Бялый, И.Е. Гитович, М.П. Громов, В.Б. Катаев, А.П. Кузичева, Ю. В. Лебедев, A.C. Мелкова, Т.А. Мищенко, К.В. Мочульский, И.Б. Ничипорова, З.О. Паперный, Н.А. Петренко, Е.С. Пискун, Е.А. Позднякова, Э.А. Полоцкая, Н.Н. Примочкина, А. И. Роскин, Е.М. Сахаров, А. П. Скафтымов, М. Н. Строева, И.С. Сухих, А.Д. Степанов, Б.В. Томашевский, А.П. Чудаков, О.В. Шестых и др.). Несмотря на изученность творчества вышеуказанного автора, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью исследования одного из важных элементов художественной литературы – драматургии, в частности, пьес А.П. Чехова. Именно драма отражает основные тенденции развития общества, выявляет наиболее острые проблемы в формировании взаимоотношений между людьми. Отметим, что пьесы А. П. Чехова наполнены нововведениями и отражают все социальные, бытовые и психологические проблемы общества, что актуально и в наше время. Цель – изучить специфику драматических произведений известного автора, классика русской литературы.
А.П. Чехов задолго до своего выступления в театре в роли драматурга отчетливо и безоговорочно определил своё отношение к современной сцене и драме. Его знакомство с условиями, в которых находилась русская сцена 80-х годов XIX века, началось давно, ещё со времён обучения в гимназии. В то время он, посещая театр, уже пристально всматривался в особенности его репертуара и задумывал написание собственных пьес.
Отметим, что новаторская природа чеховского реализма осознавалась уже его современниками. Так, Л. Н. Толстой подчеркивал, что А. П. Чехов «создал новые, совершенно новые формы письма и отмечал, что его как художника нельзя сравнить ни с И.С. Тургеневым, ни с Ф.М. Достоевским, ни с ним, самим Л.Н Толстым. Объективного отображения социальных явлений и разнообразных процессов реальной жизни А.П. Чехов достигает с помощью изображения характера и внутреннего мира личности. Всё это составляет новые формы «сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов, авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа».
Новаторство драматурга раскрывается также в своеобразном сочетании стилевых традиций демократической литературы и русского психологического реализма. А.П. Чехов как бы подвёл итог реализму ХIX в. и открыл новый этап его развития в русской литературе в переломную эпоху. Герои его пьес, сохраняя конкретно-бытовую достоверность, наполнены глубоким социально-философским содержанием. Драматург поставил под сомнение уклад современной ему жизни со всех сторон – общественной, нравственной, бытовой. Так, М. Горький справедливо говорил о чеховских пьесах и образах как о «глубоко продуманных символах». Например, «Чайка» является символом нового воскресшего искусства. «Три сестры» – это символ надежды на изменение жизни, а «Вишнёвый сад» – символ Родины и её будущего.
Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе. Чехов пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное. Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей. Именно на этой исторической почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы. Прежде всего, Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие, организующее сюжетное единство классической драмы. Однако, драма при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, «рифмуются», перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом звучании».
С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного, ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных, каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков.
Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он писал о господстве в жизни тупости, откровенного эгоизма, об «униженных и оскорблённых», о человеческих отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях. Начиная с Гоголя, в литературе Х1Х века утвердился «смех сквозь слёзы», смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой. Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного формообразования. В них драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим . убедительным примером тому служит пьеса «Вишнёвый сад». « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», -- писал сам Чехов. Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало.
Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.
Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши.
«Вишнёвый сад» включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты. Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил «Вишневый сад» именно в таком драматическом ключе. Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает неведомый классической драме чеховский «подтекст», или «подводное течение».
Итак, А. П. Чехов является новатором в области литературы, которую обогатил новыми художественными приёмами. Предметом изображения становятся внешне неприметные внутренние изменения мыслей, настроений человека. В содержательном отношении все пьесы А.П. Чехова продолжают и развивают проблематику его прозаического творчества. На первый план он выводит проблему духовного состояния героя, детальное описание его ежедневного уклада жизни. Именно через реалии быта драматург отражает чувства и настроения персонажей, их характеры и взаимоотношения. Событиям автор отводит второй план.
Немаловажной особенностью драматургии А.П. Чехова является и неопределённость в жанровом соотношении: включая в себя все признаки бытовой и психологической драмы, тексты объединяются с традиционными принципами комедии и трагедии в то же время.
Список литературы
1. Бердников Г. П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова. – М.: Искусство, 1981. – 511 с.
2. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – СПб.: Советский писатель, 1990. – 638 с.
3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Просвещение, 1963. – 456 с.
4. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. – Т. 5. Повести, рассказы, очерки, стихи. 1900-1906. – М.: Гослитиздат, 1953. – 506 с.
5. Петренко Н.А., Турина О.С. Рецепция творчества А.П. Чехова в литературоведении // Проблемы и перспективы современной науки: материалы ХI Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Логос, 2016. – С. 227-230.
6. Позднякова Е.А. О жанровом своеобразии пьес А.П. Чехова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 1. – С. 142-145.
7. Роскин А. И. А. П. Чехов. Статьи и очерки. – М.: Художественная литература, 1959. – 487 с.
8. Сергеенко П. А. Толстой и его современники. – М.: Издание В. М. Саблина,