Связь между учебным материалом и реальными жизненными ситуациями для развития математической грамотности | Павлова Екатерина Вениаминовна. Работа №343959
Аннотация. В статье рассматривается важность связывания учебного материала по математике с реальными жизненными ситуациями для повышения уровня математической грамотности учащихся. Обсуждаются примеры применения математических понятий в повседневной деятельности, а также методы, позволяющие учителям формировать интерес и мотивацию у студентов. Основное внимание уделяется практическому восприятию математики, что способствует не только усвоению теории, но и развитию критического мышления, способности к решению проблем и повышению уверенности учащихся в своих силах.
Ключевые слова: математическая грамотность, учебный материал, реальные жизненные ситуации, практическое применение, методы обучения, мотивация.
СВЯЗЬ МЕЖДУ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ И РЕАЛЬНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Павлова Екатерина Вениаминовна, учитель математики
ГБОУ СОШ №210 Центрального района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматривается важность связывания учебного материала по математике с реальными жизненными ситуациями для повышения уровня математической грамотности учащихся. Обсуждаются примеры применения математических понятий в повседневной деятельности, а также методы, позволяющие учителям формировать интерес и мотивацию у студентов. Основное внимание уделяется практическому восприятию математики, что способствует не только усвоению теории, но и развитию критического мышления, способности к решению проблем и повышению уверенности учащихся в своих силах.
Ключевые слова: математическая грамотность, учебный материал, реальные жизненные ситуации, практическое применение, методы обучения, мотивация.
Математика — важный предмет в школьной программе, который служит основой для развития логического мышления и аналитических способностей. К сожалению, многие учащиеся воспринимают математические концепции как абстрактные и далекие от реальной жизни, что может затруднять их понимание и усвоение материала. Важно не только обучать учащихся математическим навыкам, но и демонстрировать, как эти навыки применимы в повседневной жизни. Это позволяет формировать у них математическую грамотность — способность применять математические идеи для анализа и решения реальных задач.
Математическая грамотность — это не просто знание формул и решение уравнений. Это умение использовать математические концепции в различных контекстах, делая расчёты и анализируя данные. В современном мире, где информация доступна в огромных объёмах, математическая грамотность становится необходимым навыком. Она позволяет человеку ориентироваться в финансовых вопросах, принимать обоснованные решения в различных областях и критически оценивать информацию.
Примеры практического использования математики.
Финансовая грамотность: Учебный материал о процентах, скидках и налогах можно напрямую связать с повседневными финансовыми вопросами, такими как расчет цены со скидкой, понимание условий кредитования и инвестирования.
Статистика: Изучение статистических методов и анализ данных может быть связан с реальными примерами, такими как исследование результатов опросов, спортивные достижения и оценки в школе.
Геометрия: Задачи по геометрии можно привязать к архитектуре, дизайну интерьеров или даже к планировке сада, что сделает изучение более увлекательным и практическим.
Методы внедрения практических примеров.
Проектная деятельность: Ученики могут работать над проектами, где они применяют математические концепции для решения различных задач. Например, создание бюджета на классное мероприятие, что позволит им реально рассчитать все затраты и доходы.
Дискуссии и дебаты: Организация дискуссий на темы, связанные с математикой и её влиянием на общество, позволит учащимся связать теорию с практикой. Понимание статистики в исследовательской деятельности или в средствах массовой информации, например, научит их критически относится к получаемой информации.
Визуализация данных: Использование графиков и диаграмм для анализа данных помогает наглядно увидеть связь между количеством и качеством. Это также улучшает понимание и усвоение материала.
Применение реальных данных для иллюстрации математических концепций может сделать уроки более увлекательными. Например, можно проанализировать данные о температуре в городе за год и построить график, который иллюстрирует изменения климата. Таким образом, ученики смогут видеть не только выполнение арифметических операций, но и важность интерпретации данных.
Математика может быть успешно интегрирована с другими предметами. Например, в уроках физики можно использовать математические модели для объяснения законов движения, а в географии обсудить использование математических методов для анализа распределения народонаселения по карте.
Учитель играет ключевую роль в формировании математической грамотности у учащихся. Важно, чтобы он не только преподавал учебный материал, но и развивал у студентов критическое мышление, пытаясь связать изучаемые темы с их жизненным опытом.
Введение активных методов обучения, таких как групповые проекты и ролевые игры, позволяет увеличить вовлеченность учащихся и способствует формированию глубокого понимания материала.
Учителя должны учитывать различия в обучении своих студентов и пытаться адаптировать учебный процесс таким образом, чтобы он отвечал потребностям каждого ребёнка.
Связь между учебным материалом и реальными жизненными ситуациями является необходимым условием для развития математической грамотности учащихся. Это не только улучшает понимание материала, но и повышает интерес к предмету, формируя у детей практические навыки, которые они смогут использовать на протяжении всей жизни. Учителям следует активно применять методы, которые позволяют учащимся видеть реальную ценность математики и её применение в различных аспектах их жизни.
Подводя итог, можно сказать, что настоящая цель преподавания математики заключается не только в обучении формальным правилам и техникам, но и в формировании у студентов уверенного использования этих навыков в реальной жизни. Это поможет создать более математически грамотное поколение, готовое решать сложные задачи современного мира.
Список литературы
Калякина Е.А., Солощенко М.Ю. Проблема формирования и развития математической грамотности // E-
Scio
.
2023. №6 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-i-razvitiya-matematicheskoy-gramotnosti.
Новикова, Е. Д. Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ / Е. Д. Новикова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76050/.
Рослова Л.О. В поиске путей развития математической грамотности учащихся // Педагогические измерения.
2017. №2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiske-putey-razvitiya-matematicheskoy-gramotnosti-uchaschihsya.