Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте | Огнивова Виолетта Дмитриевна. Работа №329581. Номер работы: №329581
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра- самое главное занятие в жизни детей.
Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, то есть такие, в которых дети добровольно выполняют последовательности взаимосвязанных действий (сюжету) и берут на себя образ (роль) с определёнными обязанностями. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей считается высшим проявлением игровой деятельности. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
Задачи сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе
Автор воспитатель МБДОУ №35
Огнивова Виолетта Дмитриевна
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра- самое главное занятие в жизни детей.
Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, то есть такие, в которых дети добровольно выполняют последовательности взаимосвязанных действий (сюжету) и берут на себя образ (роль) с определёнными обязанностями. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей считается высшим проявлением игровой деятельности. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками -разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками.
Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.
Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами. В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях.
Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
Задачи сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе
Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребёнка четвёртого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры — ответственное и важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру, чтобы не превратить творческое участие ребёнка в просто повторение предложенных взрослым действий.
Задачами педагога на четвёртом году жизни ребёнка в области организации сюжетно-ролевой игры являются:
1.Помочь ребёнку перевести неосмысленные действия с игрушками, предметами в имеющие смысл и результат, строить и развивать несложный сюжет. (Например, заметив, что малыш неоднократно и заинтересованно кормит игрушечную собачку из мисочки, воспитатель говорит: Какая у тебя замечательная собачка! Как её зовут? (Наделение именами всех участников сюжетной игры развивает речь, воображение, а также приближает игру к реальности, ведь в реальной жизни у всех живых существ, близких ребёнку, есть имена. Если малыш затрудняется с подбором имени питомцу, следует помочь ему в этом, чтобы не задерживать развитие игры). Давай назовём её Дружок. Дружок, наверное, хочет есть. Покормим его. Он поест и пойдёт гулять. Поведёшь его на прогулку?
Учить ребёнка переходу от действий с игрушкой к сюжетной игре нужно постепенно, лучше в индивидуальной форме, ориентируясь на желание самого малыша. Такая работа проводится в начале учебного года, после чего переходят к организации общих игр.
3.Стимулировать творчество детей при создании игровых ситуаций, поощрять самостоятельность в игре, умение проявлять активность и инициативу, оставаясь в рамках выбранного сюжета, но не подменять игру выполнением сценария педагога.
Главная руководящая и организующая роль в игре, конечно, принадлежит в этом возрасте воспитателю, но это не означает, что вся сюжетно-ролевая игра сводится к выполнению действий по его указанию: Сегодня мы играем в поваров. Вы будете поварами, которые готовят еду. Давайте наденем фартучки и колпачки, возьмём посуду и приготовим обед. К сожалению, выполняя действия по такой словесной инструкции, дети будут не играть, а инсценировать игру. Чтобы игровой замысел, распределение и исполнение ролей исходили от самих малышей, им нужно давать больше свободы и инициативы, чаще обращаться к их небольшому, но уже существующему жизненному опыту: Ребята, наши куклы проголодались, что же делать? (Ответы детей). Приготовить им обед? Верно, молодцы, у нас есть много посуды, есть плита, мы можем приготовить обед. Кто будет поварами? Что нам нужно сделать? (Надеть фартучки, закатать рукава). Что вы будете готовить? Какие продукты возьмёте? И т. д.Чем чаще обращается педагог к детям в игре, спрашивает у них совета, помощи, тем скорее он сформирует у них умение строить игровые диалоги и самостоятельно определять круг игровых действий.
4.Учить использовать в игре предметы-заместители.
Некоторые педагоги считают, что замещать следует незнакомые детям предметы по признаку общего сходства, а те, которые детям хорошо известны, давать в максимально приближенном к натуральному виде (игрушка). Однако такой подход не вполне логичен, ведь основное назначение любой деятельности ребёнка: познание, и в игре необходимо формировать правильное восприятие вещей, предметов. При замещении малознакомого предмета воспитатель называет его, следовательно, фиксирует в памяти малыша незнакомое слово, и заместитель может закрепиться как образ этого незнакомого предмета. Поэтому как раз малознакомые предметы нужно давать в максимально приближённом к настоящему виде, а замещать те, что хорошо известны. Например, дети и воспитатель играют в магазин, покупают и продают фрукты. Яблоки в этом случае можно заменить шариками красного и жёлтого цвета, а вот ананас или лимон лучше взять из набора пластиковых фруктов, поскольку эти тропические плоды мало знакомы большинству детей.
5.Формировать умение придерживаться выбранной роли, действовать согласно ей. Психика ребёнка четвёртого года жизни ещё неустойчива, произвольное внимание только начинает формироваться.
Дети в процессе сюжетной игры могут даже забыть, каков изначально был сюжетный замысел и увлечься выполнением одного действия (например, вместо целенаправленной поездки мамы-девочки с куклой-ребёнком к врачу просто катать коляску по группе). Воспитатель должен быть готов к такому развитию событий и возвращать детей в рамки сюжета при помощи ненавязчивых напоминаний: Где же мамы с больными детишками? Поликлиника скоро закроется.
Если же дети продолжают отвлекаться, значит, игра им неинтересна или они устали. В таком случае вид деятельности меняют, а к сюжетно-ролевой игре возвращаются позже, обогатив её новыми игрушками, материалами, стихотворениями, загадками.
6.Способствовать установлению игрового взаимодействия, партнерских отношений между участниками игры, ролевому общению.
7.Особое внимание следует уделять воспитанию доброжелательности, товарищества, умению уступать друг другу. Воспитание этих качеств поможет ребёнку не только в играх, но и в жизни в целом.
Если один или несколько детей в игре проявляют агрессию, нежелание уступать, договариваться, произносят ролевые реплики с грубыми интонациями, то вполне вероятно, они копируют модель поведения, которую усвоили от взрослых. Требуют внимания и слишком робкие дети, которые стараются либо не принимать участия в игре, либо выполняют действия неохотно, молча наблюдают за остальными. Необходимо вести с такими ребятишками индивидуальную работу: беседы, чтение коррекционных сказок. Большую помощь может оказать и психолог.