Сюжетно-ролевой игра: понятие, структура, особенности развития в старшем дошкольном возрасте | Мой кабинет. Работа №345733
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр. Сюжетно-ролевые игры имеют специфику, которая отражает особенность, творчество, самостоятельность участников. Основной характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то, что ее организовывают сами дети, игровая деятельность имеет ярко выраженный творческий и самодеятельный характер. Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, в том, что дети самостоятельно выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т.п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети отображают те или иные явления и действия. Самое основное в сюжетно-ролевой игре то, что дети воплощают свои взгляды, представления, отношение к событию, которое ребѐнок разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, осуществление которого связано с активной работой воображения, формированием у ребенка способности отображать свои эмоции об окружающем мире.
Сюжетно-ролевой игра: понятие, структура, особенности развития в старшем дошкольном возрасте
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр. Сюжетно-ролевые игры имеют специфику, которая отражает особенность, творчество, самостоятельность участников. Основной характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то, что ее организовывают сами дети, игровая деятельность имеет ярко выраженный творческий и самодеятельный характер. Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, в том, что дети самостоятельно выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т.п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети отображают те или иные явления и действия. Самое основное в сюжетно-ролевой игре то, что дети воплощают свои взгляды, представления, отношение к событию, которое ребѐнок разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, осуществление которого связано с активной работой воображения, формированием у ребенка способности отображать свои эмоции об окружающем мире. Основные черты игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре: присущи эмоциональная насыщенность, активность, увлеченность, творчество, самостоятельность, конкретность. Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые сочиняют сами дети. В них отражаются знания, впечатления, взгляды ребенка об окружающем мире. Для каждой такой игры свойственно: тема, сюжет, игровой замысел, содержание и роль Содержание и сюжет ролевой игр меняются с изменением действительности: усвоение новых знаний, умений и полученного жизненного опыта. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но детская роль в этой игре несѐт большое значение. Нередко возникают конфликты, в основе нежелания ребѐнка выполнять ту или иную роль. У детей старшего дошкольного возраста игра начинается с договора, обсуждения совместного плана, кто кем будет играть. Таким образом, дети приобретают навык общественных связей в процессе ролевой игры. Значительно упрощается процесс социализации, дети поэтапно вливаются в коллектив. В настоящее время не все родители отдают детей в садик, это ведѐт к появлению пугающей тенденции, дети испытывает большие сложности в общении, находясь как бы в изолировании до самой школы Сюжетно-ролевая игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре, одной из основных, характерных черт является самостоятельность. Дети самостоятельно выбирают тему игры, определяют план ее развития, обсуждают, как будут раскрывать роли, где проведут игру. Каждый ребенок сам выбирает себе образ в игре. Более детально рассмотрим каждый структурный компонент. Сюжет игры – это, отражение ребенком определѐнных событий, действий, взаимоотношений в жизни и деятельности окружающих. Без ключевого компонента в игре нет основного сюжета в самой сюжетно-ролевой игре. В зависимости от определѐнных условий, меняются сюжет. При этом его игровые действия – одно из ведущих средств реализации сюжета Сюжеты игр условно можно разделить на: - бытовые (игры в семью, детский сад); - производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин); - общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку). Содержание сюжетно-ролевой игры – это отражение ребенком главного в человеческих отношениях. Содержание игры, является отражением отношения ребенка к деятельности людей. Оно может отображать только внешнюю сторону поведения человека – лишь то, с чем и как поступает человек, или во взаимоотношениях людей между собой, или смысл человеческой жизнедеятельности. Основные черты отношений между людьми, которые дети создают в игре, могут быть разными и зависят от взаимоотношений взрослых, которые их окружают. Общественные условия, в которых ребенок живет, определяет не только содержание, но прежде всего сюжет детских игр. Одна и та же игра по своему сюжету, может иметь совершенно разное содержание. Исследования отечественных педагогов и психологов, показали - основой содержащейся в сюжетно-ролевых играх, является повседневная жизнь взрослых (действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отдыха, отношения и общение людей в быту, и т.д.). Роль – это, средство реализации сюжета и основной компонент сюжетно-ролевой игры. Для детей роль, это игровая позиция: он сравнивает себя с персонажем сюжета и начинает действовать в соответствии с образом о данном герои. Любая роль, имеет свои правила поведения, принятые ребенком из окружающей жизни, взятые из отношений в мире взрослых. Роль для дошкольников – это пример того, как необходимо действовать, так ребенок рассматривает поведение товарищей по игре, а затем и свое собственное. Роль является основным центром сюжетно-ролевой игры В ходе развития, меняется понимание ребенком своей роли, он может критически относиться к проигрыванию этой роли, а так же к исполнению ролей товарищами по игре, меняется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми. Игровые действия – это действия игрового замещения. Замещение основывается в разделении совершаемого воздействия и смысла, какой в него вкладывается (кормление куколки игрушечной ложкой, применение вместо ложки палки, жест – в данных примерах смысл один, но действие разные)