Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сюжетно-ролевые игры как средство формирования правовых норм поведения у детей | Семавина Любовь Алексеевна. Работа №336251

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущую роль в формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Коллективные сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется навыки правильного поведения в таких ситуациях как: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д., тем самым позволяют формировать основы нормативного поведения. 

Сюжетно-ролевые игры как средство формирования правовых норм

поведения у детей дошкольного возраста в ДОО

Современные государственные документы в области дошкольного образования особое внимание уделяют игре как ведущему виду деятельности, основной форме организации образовательной работы. В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях.

Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.

Отечественный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, заинтересованности и любознательности».

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе».Психолог также дает определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

Одной из основных целей сюжетно-ролевой игры в детском саду является приобщение детей к социокультурным нормам и правилам поведения в общества. В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитываются навыки гостеприимства, чуткости, доброжелательности. В играх «Дом», «Семья», «Праздники» формируются нормы поведения в быту.

Д.Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Еще одно особенностью сюжетноролевых игр как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущую роль в формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Коллективные сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется навыки правильного поведения в таких ситуациях как: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д., тем самым позволяют формировать основы нормативного поведения.

Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, храбрость, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах, в разных ситуациях общения. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств, таких как: правдивость, честность, скромность и т.п. Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведения. Если эти взаимоотношения складываются благополучно, то ребенок испытывает потребность в общении, знает и применяет нормы общения в каждом возрасте, что, в свою очередь, обеспечит успешность социализации ребенка во взрослой жизни.

При организации сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;

обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;

четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом

.

Таким образом, при организации сюжетно-ролевой игры следует соблюдать условия для успешного проведения и эффективного влияния на культуру поведения каждого ребенка.

Современные педагоги-психологи считают, что в сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться, соблюдать правила. В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения.

Таким образом, следует сделать вывод, что понятие, компоненты, сущность сюжетно-ролевой игры взаимно связаны с культурой поведения. И именно использование сюжетно-ролевых игр обладают широкими возможностями формирования основ нормативного поведения. Сферу знаний о нравственных отношениях, принятых в человеческом обществе, ребенок осваивает преимущественно, выполняя роли, моделируя способы поведения, действия, взаимоотношения между людьми. В игре создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту, в общественных места, во взаимодействиях детей с взрослыми и сверстниками, которые влияют на все компоненты нормативного поведения старших дошкольников.

 

Список используемой литературы

1. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология личности и деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 2001.

2. Игра – подлинная социальная практика ребенка [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/igrapodlinnaya-socialnaya-praktika/

3. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание [Текст] / Н.Я. Михайленко. – М.: Просвещение,1998.

4. Сухомлински, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский.

М.: ВЛАДОС, 2010.

5. Сюжетно-ролевая игра [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/15/syuzhetnorolevaya-igra

6. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] – М.: Детство- Пресс, 2006.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×