Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Таблицы Шульте в начальных классах как средство освоения навыка скорочтения | Дронова Светлана Александровна. Работа №351206

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование таблиц Шульте в начальных классах как эффективного инструмента для развития навыков скорочтения у младших школьников. Описаны основные принципы работы с таблицами, их влияние на развитие периферического зрения, концентрации внимания и скорости восприятия информации. Показаны преимущества применения данного метода для улучшения скорости чтения и общего уровня грамотности у детей. В статье приведены рекомендации для педагогов начальных классов по интеграции работы с таблицами Шульте в учебный процесс, что позволяет повысить мотивацию и интерес к чтению у учащихся.

Ключевые слова: таблицы Шульте, скорочтение, начальные классы, младшие школьники, развитие внимания, периферическое зрение, педагогика, техника чтения.

ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ

 

Дронова Светлана Александровна, учитель начальных классов

МКОУ Бударинская СШ, хутор Черкесовский

Аннотация. В статье рассматривается использование таблиц Шульте в начальных классах как эффективного инструмента для развития навыков скорочтения у младших школьников. Описаны основные принципы работы с таблицами, их влияние на развитие периферического зрения, концентрации внимания и скорости восприятия информации. Показаны преимущества применения данного метода для улучшения скорости чтения и общего уровня грамотности у детей. В статье приведены рекомендации для педагогов начальных классов по интеграции работы с таблицами Шульте в учебный процесс, что позволяет повысить мотивацию и интерес к чтению у учащихся.

Ключевые слова: таблицы Шульте, скорочтение, начальные классы, младшие школьники, развитие внимания, периферическое зрение, педагогика, техника чтения.

 

Современное образование предъявляет высокие требования к уровню чтения и восприятия информации у школьников, что делает актуальным вопрос развития навыка скорочтения уже на начальной ступени обучения. Скорочтение, как важнейшая компетенция, способствует эффективному освоению учебного материала, улучшает память и помогает школьникам концентрироваться на сути прочитанного, избегая отвлечений. Одним из эффективных методов развития скорочтения у младших школьников являются таблицы Шульте, которые уже зарекомендовали себя как мощный инструмент для тренировки внимания, периферического зрения и скорости восприятия текста.

Таблица Шульте представляет собой квадрат 5x5 клеток, в которых случайным образом распределены числа от 1 до 25. Основная цель упражнения заключается в том, чтобы ребенок за минимальное время последовательно нашел и озвучил все числа, начиная с единицы и заканчивая максимальным числом. В процессе работы с таблицами Шульте у учащихся активизируются когнитивные процессы, такие как концентрация внимания, зрительная память и объем зрительного восприятия. Регулярное использование таблиц в учебном процессе помогает учащимся быстрее находить необходимую информацию, структурировать её и эффективно усваивать.

Одним из важнейших аспектов, развиваемых в процессе работы с таблицами Шульте, является периферическое зрение. Большинство детей младшего школьного возраста имеют ограниченное поле зрения, которое охватывает только центральную часть текста, в то время как для успешного освоения навыка скорочтения требуется возможность быстро охватывать взглядом более широкий диапазон информации. Регулярные тренировки с таблицами способствуют расширению периферического зрения, позволяя детям воспринимать текстовые фрагменты целыми блоками, а не по отдельным словам или символам. Это существенно ускоряет процесс чтения, делая его более осознанным и плавным.

Работа с таблицами Шульте оказывает положительное влияние и на уровень концентрации внимания у младших школьников. Учащиеся, находящиеся в начальных классах, часто испытывают трудности с поддержанием внимания на одном задании на протяжении длительного времени, что затрудняет эффективное освоение учебного материала. Включение таблиц Шульте в учебный процесс позволяет детям развивать умение сосредотачиваться на конкретной задаче, что впоследствии помогает им справляться с учебными нагрузками и успешно решать более сложные задачи. Таблицы Шульте учат школьников игнорировать внешние раздражители и фокусироваться на цели, что в дальнейшем положительно сказывается на их общей учебной успеваемости.

Применение таблиц Шульте в начальных классах также способствует формированию устойчивого интереса к процессу чтения. Поскольку большинство детей воспринимают работу с таблицами как занимательную игру, методика не вызывает у них напряжения или усталости. Наоборот, упражнение с таблицами часто пробуждает у детей желание улучшать свои результаты, что стимулирует мотивацию к тренировке чтения и вызывает интерес к самостоятельной работе. Умение соревноваться с самим собой или с одноклассниками, улучшая скорость поиска чисел, помогает детям развивать стремление к личностному росту и самосовершенствованию, что особенно важно на начальном этапе обучения.

Необходимо отметить, что успешность применения таблиц Шульте в учебном процессе зависит от последовательности и систематичности тренировок. Педагог должен интегрировать занятия с таблицами в план уроков так, чтобы они стали органичной частью образовательного процесса. Например, использование таблиц Шульте в начале урока окружающего мира или математики позволяет ученикам настроиться на учебную деятельность, активизировать внимание и развить скорость восприятия информации, что создает благоприятные условия для освоения нового материала. Достаточно уделять работе с таблицами несколько минут в день, чтобы заметить положительные изменения в навыках чтения и восприятия информации у учащихся.

Важно подчеркнуть, что работа с таблицами Шульте может быть адаптирована под индивидуальные особенности каждого ребенка. Для учащихся, которые испытывают трудности с чтением и восприятием информации, можно начинать с таблиц меньшего размера (например, 3x3 или 4x4 клетки), постепенно увеличивая их сложность. Такой подход позволяет каждому ребенку двигаться в удобном для него темпе и достигать результатов, которые укрепляют его уверенность в себе. Более того, вариативность таблиц позволяет использовать их для развития различных когнитивных навыков, что делает данный метод универсальным инструментом для педагогической работы с младшими школьниками.

Таким образом, таблицы Шульте представляют собой эффективный методический инструмент, позволяющий учителям начальных классов формировать у учащихся навыки скорочтения и развивать их когнитивные способности. Педагогам рекомендуется включать работу с таблицами в структуру уроков, создавая для детей условия, способствующие развитию внимания, зрительного восприятия и интереса к чтению. Такой подход будет способствовать не только освоению техники быстрого чтения, но и комплексному интеллектуальному развитию младших школьников, что станет прочной основой для их дальнейшего образовательного роста.

 

Список литературы

 

1. Тягина Е. В. Возможности использования метода скорочтения на уроках в начальной школе / Е. В. Тягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 415-416.

2. Щербакова О. Б. Применение методики скорочтения на уроках литературного чтения в общеобразовательных организациях / О. Б. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 406-410.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×