Талант и способности шестилетнего ребенка. | Валентина Николаевна Михеева. Работа №303753
Часто спрашивают о том, правда ли шестилетние дети очень способны и талантливы? Любой возраст может стать основным для развития способностей и талантов, в том числе и шестилетний. Не следует родителям ждать от своего ребенка вспышек талантливости в каком-то определенном возрасте. А вот попытаться пробудить эти способности- это возможно.
Рисунки шестилеток отличаются остротой видения, прекрасной зрительной памятью на разные цвета, формы и образы. Поэтому ребенок изображает не только, что он знает, а также, что чувствует и что хочет увидеть. Он рисует всю действительность такой, какой она ему представляется. Рисование определяется характером мышления ребенка. И оно носит образный характер, поэтому ребенок часто не знает, что рисовать можно только «внешний вид». Он пытается изобразить мягкость, тонкость, запахи. Поэтому детские рисунки фантастичны. Ребенок может рисовать детали одного целостного объекта с разных точек зрения: лицо в анфас, а ноги в профиль; может нарисовать то, чего не может быть видно (н-р: в кармане костюма человечка видны лежащие в нем часы, монеты, а в сумке- продукты. К шести годам развивается изобразительная функция рисования. Сюжеты рисунков ребенка приобретают индивидуальный стиль и излюбленные темы рисования. Но рисование часто носит у детей программно- формальный характер, так как дети привязаны к образцам изображения как родителей, так и педагогов. (если, скажем, ребенка научили рисовать птичку только так, а горошек – только так, то ребенок в этих изображениях раз и навсегда придерживается заданного образца). Поэтому, обучая детей определенным графическим умениям, наставники должны расширять изобразительные способности ребенка, наталкивать его на самостоятельное открытие новых приемов, способов рисования
Талант и способности шестилетнего ребенка.
Воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Аленький цветочек», город Карачев, Брянская область.
Часто спрашивают о том, правда ли шестилетние дети очень способны и талантливы? Любой возраст может стать основным для развития способностей и талантов, в том числе и шестилетний. Не следует родителям ждать от своего ребенка вспышек талантливости в каком-то определенном возрасте. А вот попытаться пробудить эти способности- это возможно. Более всего родителям в глаза бросается творческая деятельность детей. Дети в этом возрасте очень увлекаются рисованием, и не одно родительское сердце замирает в радостном предчувствии – а вдруг?..Да по детским рисункам можно увидеть многое: дефекты семейных отношений, трудности ребенка в общении, невроз, начинающееся психическое заболевание или по рисуночным тестам определить талант. Все это верно, но лишь до определенной степени. И, самое главное доступно только детскому психологу или психотерапевту. Поэтому не нужно стараться добывать массовые толкования признаков талантливости. Рисунки шестилеток отличаются остротой видения, прекрасной зрительной памятью на разные цвета, формы и образы. Поэтому ребенок изображает не только, что он знает, а также, что чувствует и что хочет увидеть. Он рисует всю действительность такой, какой она ему представляется. Рисование определяется характером мышления ребенка. И оно носит образный характер, поэтому ребенок часто не знает, что рисовать можно только «внешний вид». Он пытается изобразить мягкость, тонкость, запахи. Поэтому детские рисунки фантастичны. Ребенок может рисовать детали одного целостного объекта с разных точек зрения: лицо в анфас, а ноги в профиль; может нарисовать то, чего не может быть видно (н-р: в кармане костюма человечка видны лежащие в нем часы, монеты, а в сумке- продукты. К шести годам развивается изобразительная функция рисования. Сюжеты рисунков ребенка приобретают индивидуальный стиль и излюбленные темы рисования. Но рисование часто носит у детей программно- формальный характер, так как дети привязаны к образцам изображения как родителей, так и педагогов. (если, скажем, ребенка научили рисовать птичку только так, а горошек – только так, то ребенок в этих изображениях раз и навсегда придерживается заданного образца). Поэтому, обучая детей определенным графическим умениям, наставники должны расширять изобразительные способности ребенка, наталкивать его на самостоятельное открытие новых приемов, способов рисования
Музыкальные способности еще более индивидуальны. Их сложнее заметить, но легче преувеличить. Они есть, если ребенок много поет слушает и различает музыкальные произведения сложного характера, имитирует игру на музыкальных инструментах или пытается играть на домашних пианино и т.д. У способных к музыке детей хорошо развит звуковысотный слух. Они легко повторяют мелодию любой сложности,у них прекрасное чувство ритма и развиты звукоподражательные способности ( ребенок нежно мяукает, правдиво кукарекует).Если родители с детства включают такого ребенка в музыкальную деятельность, то музыкальные способности станут еще заметнее и воспитывать предпочтительнее на примере многоголосья классической музыки.
Развитие литературных способностей. Эта еще одна тема, которая интересует родителей детей шестилетки. Дети этого возраста, осваивая родную речь и язык, начинают сочинять небольшие стишки, сказки и рассказы. Эти «опусы», как правило, примитивны и подражательны,в них отсутствует художественная индивидуальность. Поэтому, не нужно относиться к ребенку, как к будущему писателю и тешить свое родительское тщеславие. А нужно развивать его способность к истинному восприятию поэзии, художественного слова, обсуждать с ним художественно-выразительные стороны произведения.
К шести годам у детей развивается способность к художественно-театрализованной деятельности. Про таких детей говорят, что их поцеловала фея театра. Такие дети пластичны, выразительны, у них развита мимика, жестикуляция, подражательная способность. Они любят разыгрывать небольшие сценки, читать по ролям, они легко изобразят вам особенности вашей походки, воспроизведут выражение вашего лица, жесты. Поэтому дома для развития этих способностей хороши инсценировки, детские, кукольные театры, пантомимы, жесты, а также домашние концерты и спектакли.
Конструктивно-художественные способности. Они проявляются в умении ребенка легко устанавливать пространственные отношения между предметами и их частями, быстром выделении опорных деталей и узлов конструкции, в схватывании необходимых изменений в решении технических задач. Такие дети любят собирать различные конструкторы, модели, мозаики по схемам по собственному замыслу.
Их интересуют планы, схемы, карты. Они рано начинают предлагать родителям собственные варианты изобретений
Организаторские способности. Они выявляются в игровой деятельности. Способностей у детей много, но не все они заметны в равной мере, но все могут быть развиты в последующем и не обязательно до профессионального уровня, а до уровня увлечения, хобби. Если вы страстно коллекционируете марки, монеты, машинки, календари, открытки, то ребенок, скорее всего, не останется равнодушен. Но для этого нужно не отгонять его, а охотно показывать ему свои «сокровища», рассказывать ему об их ценности для вас. Вы и ваши увлечения для ребенка святое, образец, и он часто готов быть у вас на подхвате, лишь бы приобщиться к общей с вами жизни.
И, наконец, главный для всех родителей вопрос- можно ли ориентироваться на какие-то показатели наличия творческого начала ребенка в его деятельности. Помимо перечисленных, есть и другие показатели:
1. Предпочтительный интерес к какой-то деятельности, увлеченность, захваченность ее, а также, наибольшая успешность ребенка в ней.
2. Качество творческих действий. Это легкость, с которой ребенок осуществляет изменения, вариации уже знакомого материала, создание новых комбинаций, новых способов деятельности. Это можно судить по рисункам, поделкам, постройкам, стихам, песенкам, инсценировкам.
Если вы обнаружили в своем ребенке творческие способности, то их нужно развивать, во всяком случае- не тормозить в угоду вашим личным притязаниям. Очень часто к 7-8 годам выявленные способности шестилеток куда-то исчезают, потому что у ребенка не поощряется усидчивость, трудолюбие, настойчивость. Талант – это все-таки 99% пота и1% одаренности.
Другая крайность, в которую впадают, желающие прославиться родители,- это однобокое развитие какой-то одной способности ( н-р: рисования) за счет других сторон развития. Нужно помнить, что никакая способность не развивается в одиночку, она носит, образно говоря, межпредметный, межкультурный характер, опираясь на другие знания и умения ребенка. Чем более объемен общий культурный уровень, тем более оригинален он в творчестве.