Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Танец Белгородской области | Карьянова Дарья Константиновна . Работа №255654

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Карьянова Дарья Константиновна
Методическая разработка рассчитана на 3 года обучения детейот 9 до 12 лет .

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Успех»

 

 

Методическая разработка по теме:

«Танец Белгородской области»

 

 

Автор:

Карьянова Дарья Константиновна

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО «ЦДО «Успех»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2020

Методическая разработка рассчитана на возраст : 9-12 лет

Цели: Ознакомить участников коллектива с танцевальной культурой Белгородской области. Учить правильно, грамотно выполнять движение.

Воспитывать терпение, манеру поведения на сцене. Раскрывать индивидуальные возможности детей. Расширять культурный кругозор учащихся.

 

Задачи : Воспитание бережного отношения к культуре родного края.

Форма проведения: Словесная и наглядная информация, активные формы познавательной деятельности

 

Введение

Край Белгородский богат не только железной рудой, залежами мела, заповедными урочищами, но  и ценен людьми, которые во все периоды истории прославляли нашу Белгородчину, ее необычайно богатейшую музыкально-танцевальную культуру.

Хореография Белгородской области делятся на три региона:

- Белгородско - Курский регион

- БелгородскоОскольский регион

- Белгородско – Воронежский регион

Каждый из трех регионов области имеет свой, только ему присущий стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений. На формирование их существенное влияние оказали одежда, специфика труда, природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы.

Вместе с тем у всех трех региональных традиций много и общих черт, обусловленных близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными контактами.

Народно-сценический танец является одним из основных направлением хореографии. Обучение народно-сценическому танцу тесно связано со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся фундаментом этого цикла. Народно-сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов. В условиях школы народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара хореографического отделения.

 

1 год обучения.

В задачу первого года обучения входит знакомство с основными движениями ног мужчин и женским хороводным шагом; положениями рук и корпуса распространёнными в Белгордско-Курском и Белгородско-Воронежском регионах. В ходе обучения проводится освоение этих элементов и развитие элементарных навыков координации движений.

I. Белгородско - Курский регион

1.Женские движения рук:

а) движения рук в высоком положении: немного согнутые в локтях руки подняты выше головы и разведены слегка в стороны. Пальцы выпрямлены и быстро шевелятся;

б) движение одной рукой: одна рука вверху, отведена слегка в сторону, вторая внизу или на поясе;

в) перевод рук из высокого положения вниз вместе с наклоном корпуса вперёд и возврат в прежнее положение;

2. Женский хороводный шаг:

а) простой мелкий шаг

б) простой широкий шаг

в) шаг с прибивом: на счёт «раз» - шаг левой ногой. Одновременно с шагом нога слегка сгибается в колене и корпус при этом слегка опускается. На счёт «и» - правая нога пяткой слегка касается земли рядом с левой пяткой. На счёт «два» - правая нога всей ступнёй делает притоп, и корпус при этом выпрямляется.

3. Движения рук у мужчин:

а) движение одной рукой: одна рука на поясе или в низу, вторая вверху на уровне глаз. Руки могут меняться;

б) положение рук за спиной (руки во время исполнения кладутся на , поясничный отдел спины тыльной стороной);

4. Движения ног мужчин:

а) простой шаг

б) притопы ногами по очереди (на счёт «раз» - удар левой ногой на месте, на счёт «и» - удар всей ступнёй правой ноги впереди корпуса. На счёт «два» - удар правой на месте, на счёт «и» - удар левой ногой впереди.

II. Белгородско-Воронежский регион

1. Основные движения корпуса и рук у женщин:

а) низкое положение (движения рук на уровне пояса — медленные, плавные движения каждой руки в стороны, впереди корпуса навстречу друг другу и в противоположные стороны, избегая синхронных движений в одну сторону);

б) среднее положение (плавные движения на уровне груди и плеч каждой руки навстречу друг другу и в противоположные стороны);

в) высокое положение (плавные движения рук выше плеч навстречу друг другу и в противоположные стороны);

г) хлопки руками: простые хлопки восьмыми, хлопки четвертными, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз;

д) щелчки;

2. Женский хороводный шаг:

а) простой мелкий шаг

б) простой широкий шаг

в) простой шаг с касанием (касание земли происходит без фиксации, а как бы скольжением по земле носком или подушечкой ноги);

3. Движения рук у мужчин

а) движение одной рукой-одна рука находится вверху, вторая внизу или на поясе. Руки поочерёдно меняются местами;

4. Движения ног мужчин:

а) простой бытовой широкий шаг

 

2 год обучения

Второй год обучения включает в себя усложнение материала предыдущего года обучения, а так же Дальнейшее изучение народной хореографии (шага, движения рук и корпуса у женщин и мужчин) Белгородско-Курского, Белгородско-Воронежского и Белгородско-Оскольского регионов, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. С этого года дети более углубленно изучают женские и мужские шаги, усложняются ритмы дробей, активнее начинают работать руки с добавлением более сложных движений. На втором году обучения дети знакомятся с таким танцем как танок и его разновидностями («Вилёк», танок «Стенка на стенку»).

I. Белгородско-Курский регион

1.Женские движения рук:

а) немного согнутые в локтях, а иногда и npямыe руки подняты выше головы и разведены в стороны; пальцы выпрямлены и шевелятся;

б) поочерёдное движение рук: левая рука на поясе, правая поднята на уровне лица. Ладонь повёрнута от себя. Правая рука медленно движется по горизонтали влево и вправо. После нескольких движений рука ставится на пояс. После этого подобно правой начинает движение левая рука;

в) маховые движения кистями вверх, вниз. Руки в высокой позиции, повёрнутыми ладонями вниз. Взмахи вверх, вниз осуществляются в такт с музыкой;

г) медленные повороты и наклоны корпуса: исходное положение уки внизу, слегка разведены в стороны. На счёт «раз и» - два простых шага, лицо и корпус слегка наклоняются вниз, руки делают быстрый взмах впереди корпуса, перекрещиваясь. - Правая рука - влево, левая право. На счёт «два и» - возвращение в исходное положение.

2. Женский хороводный шаг:

а) шаг с прибивом (с акцентами на первую и вторую доли)

б) шаг с соскоком

3. Движения рук у мужчин:

а) движения рук в высоком положении - обе руки находятся на уровне глаз;

б) движение одной рукой: одна рука на поясе или в низу, вторая на уровне глаз. Руки поочерёдно меняются овторение 1 года обучения;

в) положение рук за спиной (руки во время исполнения кладутся на поясничный отдел спины тыльной стороной) - повторение 1 года обучения;

г) повороты корпуса у мужчин: руки свободно опущены вниз. Двигаясь шагом, исполнитель медленно поворачивает корпус вправо и влево. Руки могут попеременно сгибаться и разгибаться в локтях.

4. Движения ног мужчин:

а) присядка: на счёт «раз» - соскок на обе ноги и перенос веса тела на левую ногу. На счёт «и» - соскок на левую ногу и вынос правой ноги вперёд. Движение повторяется.

б) прыжки с выносом ноги: движение производится в ритме восьмых длительностей. На. счёт «раз» - прыжок на обе ноги, на счёт «и» - правая нога выносится вперёд. На счёт «два» - снова прыжок на обе ноги, на счёт «и» - левая нога выносится вперёд.

5. Танки:

а) танок «У рядок» (стенка на стенку);

б) «Вилёк».

 

II. Белгородско-Воронежский регион

1. Движения рук у женщин:

а) движения рук ниже пояса: - медленные, плавные движения каждой руки по отдельности - в стороны, впереди корпуса; - руки опущены вниз, немного в стороны, вперёд. Подача плеч вместе с корпусом вперёд, назад; уки отведены назад, в стороны, на несколько мелких шагов делается небольшой наклон корпуса вперёд, ладони от себя. Применяется и при мелкой простой дроби.

б) движения рук на уровне груди и плеч:

-круговое движение руками: ладони направлены от себя. Скорость движения увеличивается с увеличением скорости шага и наоборот замедляется при замедлении шага . При круговом движении руки могут сближаться и двигаться одна вокруг другой;

- руки скрещены на груди. Такое положение исполнитель принимает, когда стоит на одном месте; - медленное, плавное движение рук по горизонтали навстречу одна другой до перекрещивания и возврат в исходное положение;

-движение рук по вертикали вниз, вверх, параллельно одна другой от пояса до лица. Скорость движения может быть как медленной, так и быстрой. При быстром движений амплитуда уменьшается;

-руки на высоте плеч, ладони вперёд. Наклоны кистей вправо и влево

в) движения рук в положении выше плеч:

- руки подняты над головой, разведены немного в стороны. Пальцы слегка согнуты. Производятся повороты кистей, напоминающие покачивания. Повороты соответствуют темпу песни; - руки в высоком положении, ладони вниз. Пальцы распрямлены, направлены вверх. Кистевые движения, напоминающие «встряхивание воды с пальцев». Скорость движения может быть четвертными и восьмыми длительностями; одна рука опущена вниз, другая отведена в сторону, поднята выше головы.

-одна рука опущена вниз, другая отведена в сторону, поднята выше головы. Руки медленно меняются местами;

-руки прямые, одна поднята вверх, другая внизу, напоминающая диагональ. Делается проходка вокруг себя или в сторону мелким шагом. Голова и корпус слегка наклоняются при этом в сторону поднятой руки. При смене положения рук движение осуществляется в обратном направлении.

2. Женский хороводный шаг:

а) простой переменный шаг

б) переменный шаг влево и вправо, который применяется на месте

в) шаг с одной ноги (используется при пении на месте или в начале движений}: Для него характерно небольшое приседание на вторую долю такта.

3. Движения рук у мужчин:

а) движение одной рукой-одна рука находится вверху, вторая внизу или на поясе. Руки поочерёдно меняются местами (повторение - 1 год обучения);

б) движение рук в высоком положении - повторение (1 год обучения).

4. Движения ног мужчин:

а) простой бытовой широкий шаг – повторение

б) шаг с одной ноги

5. «Матаня» - частушки с припляской

III. Белгородско-Оскольский регион

1. Женские движения рук и корпуса в карагодах и плясках:

а) поочерёдное сгибание и разгибание рук. Ладони при этом могут быть повёрнуты вверх или вниз. Руки могут находиться близко одна к другой, на ширине плеч и шире плеч. Сгибание и разгибание происходит в ритме восьмых длительностей;

б) одновременное сгибание и разгибание рук в локтях. Направление движения рук вправо, влево. в) повороты влево и вправо с наклоном головы на плечо. Одна рука при этом поднята вверх, в сторону. Вторая на поясе или опущена вниз. Делается поворот вокруг себя простым мелким шагом;

г) прищёлкивание пальцами одной или обеих рук;

д) руки согнуты в локтях, кисти тыльной стороной поставлены на пояс;

2. Женские танцевальные движения

а) простой мелкий шаг: этот шаг такой же семенящийся, как и в Белгородско-Воронежском регионе. Отличие заключается в том, что -поступь исполнителей здесь лёгкая и мягкая

б) простой широкий шаг

в) переменный шаг (исполнители этого региона ступают мягко на подушечку ноги, делая при этом повороты в стороны, вокруг себя):

3. Мужские движения рук:

а) руки находятся выше плеч и разведены в стороны;

б) одна рука на пояснице, другая отведена в сторону;

в) обе руки ладонями поставлены на затылок.

4. Движения ног мужчин:

а) простой широкий шаг (шаг производится в ритме четвертных длительностей на слегка согнутых ногах)

б) переменный шаг: движение этим шагом происходит мягкой поступью, на полупальцах

в) попеременные притопы ногами пред" собой: притопы делаются как на месте, так и при движении спиной вперёд, а также при движении в стороны. На счёт «раз» - слегка присесть. На счёт «и» - выпрямиться и одновременно сделать притоп правой ногой чуть впереди корпуса. На счёт «два» - приставить правую ногу и слегка присесть. На счёт «и» ыпрямиться и сделать притоп левой ногой чуть впереди корпуса. Движение повторяется. Руки исполнителей могут свободно импровизировать или же находиться в одном положении. Корпус прямой, иногда могут делаться наклоны вперёд.

г) полуприсядка: на счёт «раз» - сделать соскок на обе ноги и слегка присесть. На счёт «и» - сделать соскок на левую ногу, выпрямиться и вынести правую ногу слегка вперёд. На счёт «два» - снова сделать соскок на обе ноги и слегка присесть. На счёт «и» - сделать соскок теперь уже на правую ногу, а левую ногу вынести вперед и выпрямить корпус.

5. Частушки «Тройками»

 

3 год обучения

Третий год обучения предлагает повторение всего пройденного материала и углубленное изучение народной хореографии Белгородско- Курского, БелгородскоОскольского регионов. На третьем году обучения дети продолжают изучать танки Белгородско- Курского региона, а также впервые знакомятся с «Пересеком» и основными движениями в танцах под гармошку Белгородско-Воронежского региона.

I. Белгородско- Курский регион

1. Женские движения рук:

а) повторение движения рук немного согнутые в локтях, подняты выше головы и разведены слегка в стороны. Пальцы быстро шевелятся;

) повторение движений одной рукой (1 год обучения);

в) перевод рук из высокого положения вниз вместе с наклоном корпуса вперед и возврат в прежнее положение;

г) исходное положение: руки внизу, слегка разведены в стороны. Медленные повороты корпуса вправо, влево во время движения. На счет «раз и « - два простых шага, лицо и корпус слегка наклоняются вниз, руки делают быстрый взмах впереди корпуса, перекрещиваясь. Правая рука – влево, левая – вправо. На счет «два и» - возвращение в исходное положение, и движение прежним шагом с прибивом.

2. Повторение женского хороводного шага:

а) шаг с прибивом,

баг с соском;

3. Основные движения рук и корпуса мужчин:

а) корпус прямой, ноги слегка согнуты в коленях. Руки, словно крылья, расправлены в стороны. В таком положении «хозун» гордо выбивает ритмы перед своими партнерами, девушками;

б) танец в паре: исполнитель кладет руку на плечо девушке спереди или сзади, и некоторое время движется вместе с ней. Он может брать девушку за одну руку или за обе руки, вытанцовывать перед ней. Если девушки идут парой, то взяв одну из них за левую, другую – за правую руку, исполнитель движется перед ними спиной вперед. Поплясав некоторое время, исполнитель быстрым движением наклоняет корпус вперед и проходит под руками девушек к следующей паре. Наклоняясь, кладет руки за спину, а перед новой парой опять их раскрывает;

в) повторение движения одной рукой и движения рук за спиной;

г) «ход крылом»: руки танцора расставлены в стороны, словно крылья. Подходя к одной девушке, он делает широкий шаг левой ногой в левую сторону, приседая. Проходит на полусогнутых ногах с расправленными руками мимо девушек, описывая круг. В конце движения снова поворачивается лицом к девушкам, становясь в исходное положение. Движение может повториться, но уже с правой ноги, в правую сторону. Это движение начинается одновременно с началом песенной строки и заканчивается с ее окончанием. Движение может начинаться с прыжка или с соскока. Выполняя это движение, руки у танцора могут находиться одна внизу, другая вверху.

4. Движение ног мужчин:

а) тройной притоп: применяется в движении по кругу, на месте и в поворотах

б) изучение шага с прибивом и соскоком на обе ноги: на счет “раз” - шаг левой ногой и небольшое присоединение, на счет “и” - прибив пяткой правой ноги, на счет “два” - соскок на обе ноги, на счет “и” - пауза. Движение повтряеется.

5. Танки :

а) совершенствование навыков и умений в танках: «У рядок», «Вилек»;

б) «кривой танок» - разучивание;

в) «танок парами» - разучивание.

II. Белгородско – Воронежский регион

1. Движение рук у женщин

а) движения рук в низком положении:

-медленные, плавные движения руки в отдельности – в стороны, впереди корпуса;

-повторение: руки опущены вниз, немного в стороны, вперед. Подача плеч вместе с корпусом вперед, назад;

- руки отведены назад, в стороны, на несколько мелких шагов делается небольшой наклон корпуса вперед, ладони от себя.

б) движение рук на уровне груди и плеч: повторение всех движений;

в) движения рук в положении выше плеч: повторение всех движений.

2. Женский хороводный шаг:

а) повторение: простого переменного шага, шага с одной ноги и шага с касанием;

б) вместо касания носком ноги земли на счет «и» - происходит еле заметное приседание на каждую ногу.

3. Движение ног мужчин:

- повторение простого широкого шага

-шага с одной ноги.

4. «Пересек» Особенность «пересека» заключается в соединении двух разных ритмов. Первый и основной ритм простой:

Начинается он после сигнала лидера. Колени слегка согнуты. Удары производятся всей ступней. Во время этого исполнитель может поворачиваться на месте, общаясь с партнерами. “Пересекание” осуществляется без движения вперед или назад. Руки свободно играют. Корпус не должен двигаться вверх, вниз.

Имеется множество приемов для начала пересека. Один из них госовые типа: “Раз-два”, “А-ну-ну”, “Ну-ка, ну-ка” и т.п.

После того, как исполнители песни почувствовали, что они соединились в первом ритме, несколько человек начинают выбивать второй ритм, накладывая, таким образом, его на первый.

Существует несколько пересекающих ритмов:

Двойной форшлаг перед восьмыми нотами осуществляется в результате переката с пятки на носок правой ноги.

5. Основные движения в танцах под гармошку

а) переменный шаг:

-ход с поворотом корпуса на каждый шаг то вправо, то влево соответственно ногам. Ход может осуществляться как на всей ступне, так и на полупальцах;

-ход с выносом пятки вперед или в сторону на последнюю счетную долю «и». На счет «раз» - шаг левой ногой, на счет «и» - вынос пятки правой ноги вперед и небольшое приседание;

- повороты на месте и движение в стороны на основе переменного шага.

б) двойной приставной шаг с прибивом:

-на счет «раз» - шаг левой в сторону, на счет «и» - удар правой ногой. Все то же повторить с правой ноги.

Имеются варианты:

а) движение вперед и назад;

б) последний удар (притоп) может производиться с выносом ноги вперед и в стороны.

в) ход назад елочкой(характерно для девушек): ноги слегка согнуты в коленях. На счет «раз» - шаг левой, на счет «и» - хлопок в ладоши, на счет «два» - шаг правой, на счет «и» - одновременно с поднятием левой ноги делаются хлопки сначала правой рукой по правой ноге выше колена, затем по левой ноге выше колена.

III. БелгородскоОскольский регион

1. Женские движения рук и корпуса в карагодах и плясках:

а) одновременное сгибание и разгибание рук в локтях – повторение (2 год обучение);

б) одна рука приставлена к груди, вторая поднята вверх, отведена немного в сторону. Ладонь, приставленная к груди, полуоткрыта и полусогнута. В таком положении исполнитель движется по кругу или делает притопы. Руки медленно меняются местами или переходят в иное положение;

в) подергивание плечами вверх, вниз, вперед, назад и в ритме восьмых длительностей. Движение осуществляется в положении стоя. Руки опущены вниз;

г) мелкие, быстрые покачивания корпусом: быстрые покачивания производятся одновременно с притопами на месте. Руки при этом могут быть в любом положении, но чаще внизу и слегка разведены в стороны. На каждую восьмую длительность производится подача плеча вперед одновременно с ударом ногой. При этом если делается притоп левой ногой, то вперед подается левое плечо и наоборот. На второй доле такта, т. е. на четвертной длительности покачивание прекращается.

д) кисти рук тыльной стороной поставлены на пояс – повторение (2 год обучения);

е) покачивание плечами и всем корпусом с платком на плечах.

ж) ладони обеих рук поставлены на шею, на уровне ушей. Локти подняты вверх, разведены в стороны;

з) вариантом описанного выше движения может быть прикладывание обеих ладоней к вискам. Движение также исполняется на месте, в поворотах.

2. Женские танцевальные движения:

а) простой мелкий шаг – повторение

б) простой широкий шаг – повторение

в) переменный шаг – повторение

г) движение шаркающим шагом – повторение

д) выполнение дробей на месте

3. Движение ног мужчин

а) простой широкий шаг – повторение

б) движение переменным шагом - повторение

в) попеременные притопы ногами перед собой – повторение

г) разведение и сведение пяток: основная стойка – пятки вместе, носки врозь. На счет «раз» - развести пятки в стороны. Колени при этом сближаются и слегка сгибаются. На счет «и» - вернуться в исходное положение.

 

Фольклорная хореография

1 год обучения:

- Народная пляска «Барыня»

- Польки: «Полька-птичка», «Полька – бабочка»

2 год обучения:

-Пляска с частушками «Матаня»

3 год обучения:

-Бытовые танцы: «Выйду я на реченьку» «Светит месяц»

-Карагод «Акулинка»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×