Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«ТАЙНЫ СНЕЖИНОК» (исследовательская работа) | Мой кабинет. Работа №351568

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из загадок природы являются снежинки. Откуда они появляются? Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем, так как дождь       

   На протяжении многих лет снежинки изучаются, разглядываются, фотографируются, зарисовываются, выращиваются учёными. И поэтому  решили провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят, рассказать об этом одноклассникам.

   Узнаем, что форма и рост снежинок зависят от температуры и влажности воздуха, почему снег скрипит под ногами только в мороз, из чего состоит снежинка, почему снег белый, о пользе снежинок.

 

 

 

 

«ТАЙНЫ СНЕЖИНОК»

(исследовательская работа)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

1. Теоретическая часть……………………………………………………...5-7

1.1. Как рождается снежинка?.............................................................................5

1.2. Формы снежинок …………………………………………………………..5

1.3. Как звучит снег?.............. ………………………………………………..5-6

1.4. Почему снег белый?......................................................……………………6

1.5. Из чего состоит снежинка?...................................................………………6

1.6. Снежинкины исследователи……………………………………………..6-7

1.7. О пользе снежинок…………………………………………………………7

2. Практическая часть………………………………………………………8-9

2.1. Опыт 1. Все ли снежинки одинаковые?.................……………………….8

2.2. Опыт 2. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная…………………………………………………………………..8

 

2.3. Опыт 3. Можно ли получить снежинку в домашних условиях?..……….8

 

2.4. Анкетирование одноклассников и анализ анкет………………………..8-9

 

Заключение……………………………………………………………………..10

Список использованных источников информации……………………….11

Приложение

Рецензия

 

Введение

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

 

Снежинка – одно из самых прекрасных созданий на земле. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая её ровным слоем. И тогда можно  разглядеть кружевные снежинки. Я жду, когда мне на варежку упадут снежные красавицы. Как же они прекрасные! Я любуюсь ими, не могу наглядеться, долго рассматриваю их. Когда я снимаю варежку, снежинки быстро тают на моих тёплых ладошках, превращаясь в капельки воды. А так как мне нравится узнавать все новое и интересное, экспериментировать, наблюдать, то стало еще интересней и появилось много проблемных вопросов:

1. Откуда же прилетают к нам «белые мухи»? Как рождается снег?

2. Почему снежинки такие неповторимые?

3. Какого цвета снег и как он звучит?

4. Какую пользу приносят снежинки?

5. Можно ли получить снежинки в домашних условиях? Можно ли

их сфотографировать?

Эти вопросы волнуют многих. На протяжении многих лет снежинки изучаются, разглядываются, фотографируются, зарисовываются, выращиваются учёными. И поэтому я решила провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят, рассказать об этом одноклассникам.

Вышесказанное определило актуальность исследования и позволило определить цели, задачи исследования и определить гипотезу.

Объектом исследования стало природное явление – снежинка.

Предмет исследования: снег, взятый в окрестностях микрорайона Гипотеза: предположим, что все снежинки разной формы и размера, их невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать.

Цель исследования: изучить и раскрыть тайны снежинок.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить специальную литературу

;

узнать, как рождается снежинка, сколько весит, как звучит;

определить полезные свойства снежинок;

выяснить «тайные» секреты снежинок;

провести опыты, наблюдения;

создать мультимедийную презентацию по теме исследования;

выпусти

ть буклет для желающих раскрыть тайны снежинок.

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

поиск нужной информации в сети интернет, научной литературы, анкетирование одноклассников и анализ анкет, наблюдение, сравнение, обобщение.

Практическая значимость исследования состоит

в составлении презентац

ии,

которую можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии,

внеклассной работе;

в выпуске буклета для тех, кто хотел бы узнать о тайнах снежинок

;

в обогащении словарного запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.

 

Как рождается снежинка.

 

Одной из загадок природы являются снежинки. Откуда они появляются?
Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем, так как дождь. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землёй, когда вокруг маленькой пылинки или бактерии образуется кристаллик льда. (Приложение 1). Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.

Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, у этих лучей появляются отростки, или – наоборот, снежинка начинает расти в толщину. Обычные снежинки имеют диаметр около 5 мм и вес 0,004 грамма. Крупнейшая в мире снежинка была обнаружена в США в январе 1887 года. Диаметр снежной красавицы составил целых 38 см! А в Москве 30 апреля 1944 года выпал самый странный снег в истории человечества. Снежинки размером с ладонь кружили над столицей, а по форме напоминали страусинные перья.

 

Формы снежинок.

 

Форма и рост снежинок зависят от температуры и влажности воздуха. По мере того как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом ее форма изменяется. Если снежинка при падении вращается, как волчок, то ее форма идеально симметрична. Если же она падает боком или иначе, то и форма ее будет несимметричной. Чем большее расстояние пролетит снежинка от облака до земли, тем крупнее она будет. Падающие кристаллы слипаются, образуя снежные хлопья. Чаще всего их размер не превышает 1-2 см. Порой эти хлопья бывают рекордных размеров. В Сербии зимой 1971 года выпал снег с диаметром хлопьев до 30 см!

Учёные, изучающие снежинки, выделили девять основных форм снежных кристаллов. Им дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная. (Приложение 2). Большинству снежинок присуща шестисторонняя симметрия. Но встречаются экземпляры и стремя, и с двенадцатью сторонами.

 

Как звучит снег?

 

Снег скрипит под ногами только в мороз. А почему? Это ломаются под нашей тяжестью лучики снежинок. Звук от одной «сломанной» снежинки так мал, что недоступен человеческому уху. А так как снежинок много, слышится треск. Усиление мороза делает кристаллики более твёрдыми и хрупкими. Чем выше мороз, тем выше тон скрипа.

Есть ещё один интересный факт. При падении в воду снежинка «поёт», создавая очень высокий звук, неслышный для человеческого уха. Зато рыба его прекрасно слышит, и, больше того, очень не любит.

 

Почему снег белый?

 

Снег белый, потому что снежинки – это кристаллы, которые отражают весь спектр света, который мы видим, как белый. Но история знает случаи, когда снег выпадал и других цветов. В Швейцарии в 1969 году выпал чёрный снег, а в Калифорнии в 1955 году люди увидели зелёный снег.В арктических и горных регионах снег может быть, розовым, красным, фиолетовым. Это потому, что под его кристаллами могут жить какие-нибудь затейливые водоросли. А в местностях, расположенный недалеко от пустынь, где бушуют песчаные бури, в облака попадают мелкие частицы пыли, окрашивая снежинки в жёлтый и бурый цвета. (Приложение 3.)

 

Из чего состоит снежинка?

 

Снежинки на 95 % состоят из воздуха. Именно поэтому снежинки так медленно падают на землю, словно кружатся в медленном танце.

 

Снежинкины исследователи.

 

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году. Архиепископ Олаф Магнус из Швеции первым наблюдал снежинки невооружённым глазом и зарисовал их. Его рисунки говорят о том, что он не заметил их шестиконечной симметрии.

Астроном Иоганн Кеплер издал научный трактат «О шестиугольных снежинках». Он «разобрал снежинку» с точки зрения строгой геометрии. 
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт. Он классифицировал геометрическую форму снежинок.

А первую фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли. Уилсон фотографировал разный снег почти пятьдесят лет и за эти годы сделал более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок.

В 1939 году Укихиро Накая, профессор университета Хоккайдо также начал всерьёз заниматься исследованием и классификацией снежинок. А со временем даже создал «Музей ледяных кристаллов» в городе Кага (500км к западу от Токио).

С 2001 года в лаборатории профессора Кеннета Либбрехта снежинки выращивают искусственно.

Благодаря фотографу Дону Комаречка из Канады у нас появилась возможность полюбоваться красотами и разнообразием снежинок. Он делает макроснимки снежинок. (Приложение 4).

 

О пользе снежинок.

 

Миллиарды снежинок способны повлиять даже на скорость вращения земли. Но самое главное предназначение снежинок в том, что при таянии весной они питают нашу землю влагой.

Оказывается, под снежным одеялом тепло. Многие звери зарываются в снег, и так спят ночью. Снежный покров спасает растения от вымерзания.

Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, поэтому во время снегопада всегда легко дышится.

   На Севере люди делают из снега временные жилища. Нарезают из снега кирпичи и складывают из них домики. Охотники, застигнутые на Чукотке метелью, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из под снега живыми. (Приложение 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

 

Опыт 1. Все ли снежинки одинаковые?

 

Когда с неба стали опускаться на землю снежинки, я взяла увеличительное стекло, блокнот с карандашом и зарисовала снежинки. Мне удалось сделать рисунки нескольких снежинок. А это значит, что снежинки имеют разную форму. (Приложение 6).

 

Опыт 2. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная.

 

Для этого опыта мне понадобились цифровой фотоаппарат, чёрная бархатная бумага.

Когда снежинки стали опускаться на землю, я взяла чёрную бархатную бумагу и подождала, пока снежинки упадут на неё. Цифровым фотоаппаратом я сфотографировала несколько снежинок. Вывела изображения через компьютер. При увеличении снимков было чётко видно, что у снежинок 6 лучиков. (Приложение 7).

 

Опыт 3. Можно ли получить снежинку в домашних условиях?

 

Опыт я проводила в присутствии мамы в целях безопасности. Для опыта мне понадобилось стекло. Подержав стекло над кипящим чайником, на нём осел пар и появились капельки воды. Вот из них-то и решено было вырастить в холодильнике снежинки. Поместили стекло в морозильную камеру, а через сутки достали его. Не терпелось увидеть результаты эксперимента. Но на стекле не было красивого узора.

Опыт показал, что получить красивые снежинки в домашних условиях невозможно. Для этого нужны специальные условия: давление, температура, влажность.

Но можно «вырастить» свои снежинки, вырезав их из бумаги. Или испечь из теста. А ещё можно нарисовать целые снежные хороводы. Ведь это под силу каждому! (Приложение 8).

 

Анкетирование одноклассников и анализ анкет.

 

На первом этапе исследования среди ребят 1 Б класса было проведено анкетирование «Что ты знаешь о снежинках?» В анкетировании участвовало 28 человек. Вот что я узнала.

 

Из чего состоит снежинка?

а) знаю - 17 чел. (61 %)

б) не знаю - 11 чел. (39 %)

Все ли снежинки одинаковы?

а) да – 2 чел. ( 7 %)

б) нет – 24 чел. (86 %)

в) не знаю – 2 чел. (7 %)

 

Почему снежинка шестиугольная?

а) знаю – 5 чел. (18 %)

б) не знаю – 23 чел (82 %)

 

Можно ли сфотографировать снежинку?

а) да – 25 чел. (89 %)

б) нет – 3 чел. (11 %)

в) не знаю – 0 чел. (0 %)

 

Можно ли получить снежинку в домашних условиях:

а) можно – 2 чел. (7 %)

б) нельзя – 26 чел.(93 %)

 

Вывод: знания о снежинках не составляют 100%.

 

По результатам анкетирования были построены диаграммы. (Приложение 9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследовательской работы я узнала, что снежинка рождается, когда мельчайшие капли воды в облаках соединяются с такими же мелкими пылевыми частичками или бактериями, а затем замерзают. После этого мельчайшие кристаллики льда падают вниз и постепенно вырастают вследствие воздействия на них влаги из воздуха. В результате образуются всем нам известные шестиконечные снежинки. 

Познакомилась с разнообразием форм снежинок и факторами, влияющими на их рост и форму.

Узнала, что снег скрипит под ногами только в сильный мороз. А лёгкая белая снежинка потому, что она на 95 % состоит из воздуха и солнечный свет отражается и рассеивается на гранях между кристаллами и воздухом и создаёт видимость белой массы.

Исследование показало, что изучением снежинок занимаются уже очень давно. Но получить снежную красавицу можно только в специальных лабораториях, при определённом давлении, влажности и температуре. Но снежинки можно рассмотреть через увеличительное стекло, зарисовать их, сфотографировать и убедиться, что все они абсолютно разные и все шестиугольные.

Таким образом, гипотеза (что все снежинки разной формы и размера, их невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать) подтвердилась.

Результаты анкетирования показали, что не все одноклассники знают, как устроена снежинка.

Я поделилась результатами своего исследования с одноклассниками: создала мультимедийную презентацию и выпустила буклет (Приложение 11) для тех, кто хотел бы узнать о тайнах снежинок. Теперь одноклассники знают о снежинках многое. Таким образом, поставленной цели (изучить и раскрыть тайны снежинок) я достигла.

Своё исследование я буду продолжать. Мне хотелось бы подробнее рассмотреть классификацию снежинок, созданную учёными. А ещё меня заинтересовала наука кристаллография, ведь снежинка – это кристаллик льда. И я бы хотела вырастить кристалл в домашних условиях. Уверена, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников информации

 

Литература:

 

Большая энциклопедия школьника. « Планета Земля». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2001 г.- 660 с. / А.Ю.Бирюкова.

Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – Издательство

« Ключ-С, Филологическое общество "Слово", 1994 г.-488 с./ Славкин В.

 

Краски природы: Книга для учащихся нач.классов – М: Просвещение

,

1989 г. – 1

6

0

с.

/

Корабельников В.А


Интернет- ресурсы:

https://ru.wikipedia.Снежинка

.

http://vorotila.ru/Otdyh-turizm-oteli-kurorty/Snezhnye-tayny-i174550

Электронная детская энциклопедия «Почемучки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×