ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ | Рюмина Вера Анатольевна. Работа №339795
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.
«Театр есть искусство отражать жизнь»
К. Станиславский
«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов» А. И. Герцен
«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни»
Л. Берне
Задачи духовно-нравственного воспитания в области формирования семейной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования личностной культуры в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.
«Театр есть искусство отражать жизнь»
К. Станиславский
«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов»
А. И. Герцен
«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни»
Л. Берне
Задачи духовно-нравственного воспитания в области формирования семейной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования личностной культуры в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Театральное искусство синтезирует различные виды искусства (музыку, литературу, изобразительное искусство), передавая более полное представление о духе времени, о быте, нравах и отношениях в обществе, политическую и религиозную картину мира. Погружаясь в атмосферу времени, учащиеся получают возможность лично соприкоснуться с произведениями искусства, понять и оценить их через свои переживания.
Занятия в театральной студии «Антошка» - важное звено в воспитании духовных интересов личности.
Цель занятий в студии – силой воздействия искусства, личного соприкосновения с ним, формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в возрастной период перехода к самостоятельности.
Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями мирового искусства на уроке и во внешкольной жизни,
обогащать их духовный мир и воспитывать чувства;
развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем. С этой целью - дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств.
Все это позволит воспитать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;
- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни;
- развивать у школьников воображение, творческие способности.
Программа и методика преподавания реализуют комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В ходе преподавания идет процесс переноса впечатлений и информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, оценка и обобщение. Все это позволяет воссоздать в представлении ученика целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств учеников.
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках занятий предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся студии принимают активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Занятия в театральной студии важены для развития воображения, творческих способностей, вкуса, способности к самовыражению – всего того, что определяет понятие «духовно богатая личность».
Самое главное – видеть завороженные взгляды зрителей и понимать собственную значимость!