"Театр помогает детям с тяжёлыми нарушениями речи" | Дюрягина Алла Александровна. Работа №346875
С помощью театральной деятельности можно решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театральная деятельность ускоряет процесс повышения уровня речевой активности и развития языковой способности детей.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Ласточка»
Статья на тему:
«Театр помогает детям с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовил: воспитатель высшей категории
Дюрягина Алла Александровна
г.Шадринск 2024
«Театр помогает детям с тяжелым нарушением речи»
Современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна.
Работая с детьми с ТНР, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Примерно 50% детей приходят, не умея говорить, не имея даже звукоподражания. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию ребёнка. А такое развитие невозможно без постановки речи. Язык занимает чрезмерно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.
Важно помнить, начиная работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, что каждый ребенок требует особого подхода, который различается в зависимости от возраста. Важно принимать в расчет психологические особенности детей с ТНР. Такие дети могут испытывать чувство неполноценности, неуверенности в себе и страха перед общением, что может привести к их социальной изоляции. Поэтому в работе с детьми с ТНР очень важно учитывать их эмоциональное состояние, помогать развивать чувство уверенности в себе и умение общаться со сверстниками и взрослыми.
«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов» - говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков - Александр Иванович Герцен. Под этой фразой он предполагал не только полезность театра в разрешении житейских проблем, но и отмечал потенциал театра в развитии личности ребенка.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Это самый эффективный способ воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
С помощью театральной деятельности можно решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная деятельность:
Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
Совершенствует артикуляционный аппарат
Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
Дети получают эмоциональный подъём
Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
Позволяет формировать опыт социального поведения
Стимулирует активную речь
Начиная работать над в развитием театральной деятельности, мы решаем вопрос о формирование развивающей среды, а это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
Наглядные пособия: репродукц
ии картин, иллюстрации,
фотографии;
Создание
мнемотаблиц
в помощ
ь к разучиванию этюдов,
стихов
Атрибуты для организации
театрализованных
игр:
ширмы
, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-
бо
, настольный, пальчиковый, ре
зиновой игрушки
и др.).
После создания театрального уголка мы начинаем работать с детьми, используя следующие методы:
Дыхательно-речевая гимнастика: помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Театр
ализованная деятельность:
драматизация, сюжетные этюды по сказкам, р
ассказам, стихам.
В дальнейшем наша цель – взрослые, так как театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. сам владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.
Здесь мы привлекаем родителей. Они участвуют в выступлениях, помогают в изготовлении атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям.
Начинаем работу с детьми с игр имитаций. Дети могут имитировать образы хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, веселая белочка прыгает).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель («Курочка Ряба», сказки К.Чуковского).
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
Дождливый день, ем лимон, конфета за щекой, лампочка потухла, зажглась, подарок на день рождения, жарко – холодно, рассердились, обиделись, мне грустно.
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Гуси -лебеди»).
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).
Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки В.Сутеева «Мешок яблок». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивали: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ. Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.
Когда текст хорошо усвоен, приступали к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовали знакомые и любимые сказки. Например, предлагаем детям обратиться к теремку как мышка или медведь, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок, это самое интересное время для детей. Знакомим детей с произведением, распределяем роли, уточняем поведение, учим детей модулировать голосом. Передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: что бы передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться. Заяц боязливый, оглядывается, жмется, прячется.
И вот артисты на сцене, сколько эмоций, переживаний, волнений, иногда и слез. Но результат того стоит, первые аплодисменты, поклоны, похвала зрителей.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театральная деятельность ускоряет процесс повышения уровня речевой активности и развития языковой способности детей. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Литература:
Доронова
Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2004.
Линчук
Л. А Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы /Л. А.
Линчук
// Логопед – 2007 - № 5.
Петрова Т. И., Сергеева Е. А., «Театрализованные игры в детском саду» М., 2000.
Тырышкин
а
О.В. Игровые логопедические з
анятия по мотивам сказок.5-7
лет.-
Изд.2-е,перераб.-
Волгоград:Учитель
, 2015.