Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Театрализация как способ повышения интереса к изучению литературы и развития творческого мышления у младших школьников | Богданова Елизавета Михайловна. Работа №349399

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования театрализации как эффективного метода обучения литературе в начальной школе. Автор подчёркивает, что этот метод способствует углублённому восприятию литературных произведений, развивает творческое и критическое мышление учащихся и способствует формированию эмоциональной отзывчивости. Приводятся обоснования важности театральной деятельности для личностного развития младших школьников и раскрываются этапы работы, направленные на внедрение театрализации в образовательный процесс. В заключение подчёркивается значимость театрализации в начальном обучении литературе как важного элемента, способствующего активному и эмоциональному восприятию художественного текста.

Ключевые слова: начальная школа, театрализация, литературное образование, творческое мышление, эмоциональное развитие, художественное восприятие.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Богданова Елизавета Михайловна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 684 «Берегиня» г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования театрализации как эффективного метода обучения литературе в начальной школе. Автор подчёркивает, что этот метод способствует углублённому восприятию литературных произведений, развивает творческое и критическое мышление учащихся и способствует формированию эмоциональной отзывчивости. Приводятся обоснования важности театральной деятельности для личностного развития младших школьников и раскрываются этапы работы, направленные на внедрение театрализации в образовательный процесс. В заключение подчёркивается значимость театрализации в начальном обучении литературе как важного элемента, способствующего активному и эмоциональному восприятию художественного текста.

Ключевые слова: начальная школа, театрализация, литературное образование, творческое мышление, эмоциональное развитие, художественное восприятие.

 

Современное образование предъявляет высокие требования к развитию у младших школьников не только предметных знаний, но и личностных качеств, таких как творческое мышление, эмоциональная отзывчивость и коммуникативные навыки. В начальной школе формируются основы личности и навыки, определяющие отношение ребенка к учебной деятельности в дальнейшем. В контексте литературного образования важной задачей является не просто ознакомление учащихся с художественным текстом, но и пробуждение интереса к литературе, а также развитие навыков анализа, критического восприятия и творческого мышления. Театрализация как один из методов педагогической работы становится особенно востребованной в этом процессе, поскольку способствует глубокому и эмоциональному пониманию текста, побуждает учащихся к активному взаимодействию с его содержанием и помогает им раскрыть свои творческие способности.

Театрализация предполагает вовлечение учащихся в процесс драматизации, где они могут вжиться в роль, интерпретировать характер персонажа и выразить свою точку зрения на события произведения. При этом важно отметить, что театральная деятельность в начальной школе требует определенного педагогического подхода, адаптированного к возрастным особенностям детей. Педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст характеризуется склонностью к воображению, повышенной эмоциональностью и пластичностью мышления, что делает театрализацию особенно эффективным методом обучения именно на этом этапе. В отличие от традиционного изучения литературного текста, при котором учащиеся остаются пассивными потребителями информации, театрализация побуждает их к активной работе над произведением, развивая способность к перевоплощению и креативному мышлению.

При организации работы с элементами театрализации важно учитывать методические особенности процесса, которые должны включать поэтапное освоение текста, его понимание, интерпретацию и драматизацию. Вначале необходимо провести работу по анализу сюжета и образов, обратив внимание на ключевые моменты, требующие осмысления. Детальное ознакомление с текстом произведения, выделение важных эпизодов и обсуждение поступков героев подготавливают учащихся к дальнейшему перевоплощению. Здесь учителю важно создать атмосферу доверия, в которой каждый ребенок почувствует себя уверенно, сможет раскрыть свои творческие способности и получить положительный эмоциональный отклик на свое участие в процессе.

Следующим этапом является собственно театрализация, которая может включать в себя разные формы: чтение по ролям, инсценировку или даже импровизированную драму. В ходе театрализации у школьников формируются не только литературные, но и коммуникативные навыки: им необходимо уметь выражать эмоции, слушать партнёров и взаимодействовать с ними в процессе постановки. Это помогает детям развивать эмоциональный интеллект и способность к эмпатии, поскольку они учатся понимать не только чувства персонажей, но и своих одноклассников, участвующих в сценическом действии. Таким образом, театрализация способствует не только глубокому восприятию литературы, но и улучшению социальной адаптации младших школьников, что является важным элементом воспитательной работы.

Важной особенностью театрализации является её способность объединять различные виды деятельности: литературное чтение, анализ текста, творчество и элементы ролевой игры. Такой подход позволяет объединить академическую и творческую стороны обучения, что делает процесс восприятия литературы интересным и значимым для младших школьников. Ребёнок не только осваивает литературное содержание, но и чувствует себя участником процесса, развивает воображение, экспериментирует с интонацией и жестами, что способствует его эстетическому и эмоциональному развитию. В результате театрализация становится мощным инструментом, помогающим превратить процесс изучения литературы в живое и увлекательное событие, способствующее более полному и глубокому восприятию художественного текста.

Заключительным этапом является анализ проведённой постановки, что также важно для закрепления литературного материала и развития критического мышления. Учащиеся делятся впечатлениями, обсуждают, что им удалось передать, а что требует доработки. Обсуждение помогает детям осознать процесс драматизации не только как игру, но и как учебную деятельность, направленную на усвоение новых знаний и развитие личностных качеств. Благодаря такому подходу театрализация становится не только методом изучения литературы, но и средством, помогающим детям увидеть учебный процесс с новой, творческой стороны, где они могут экспериментировать, пробовать и находить собственные способы самовыражения.

Подводя итог, следует отметить, что театрализация является эффективным методом, способствующим повышению интереса к литературе, развитию творческого и критического мышления у младших школьников. Этот метод позволяет ученикам активно включаться в учебный процесс, осваивать и интерпретировать художественные образы, развивать навыки эмоциональной саморегуляции и социального взаимодействия. Таким образом, театрализация объединяет педагогические, воспитательные и культурные аспекты образования, создавая уникальные возможности для развития личности учащегося.

 

Список литературы

1. Кравцева Н. В. Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения / Н. В. Кравцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 99-102.

2 Малышева О. К. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе / О. К. Малышева, Е. А. Жесткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 471-474.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×