«Театрализация как средство компетентности дошкольников» | Лукшина Елена Михайловна. Работа №331657
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникация.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
МБДОУ д/с № 461 «Золотая рыбка»
г. Новосибирска
Лукшина Елена Михайловна
«Театрализация как средство компетентности дошкольников»
Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир!
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникация.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Коммуникативные способности включают в себя:
Ж
елание вступать в контакт
.
У
мение организовать общение
.
З
нание норм и правил общения
.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:
П
реодолевать эгоцентризм (т. е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными)
.
Р
аспознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них
.
В
ыстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески
.
В своей работе с детьми мы увидели проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружили конфликтные ситуации в группе. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, «не слышали друг друга». Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.
Мы провели исследования развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками. И сделали выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А мы выбрали её средством развития коммуникативных способностей у детей.
Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и, кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям.
Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей.
В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.
Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
Знакомство с окружающим миром.
Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
.
Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.
Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей в процессе театрализованной деятельности предусматривает решение ряда задач:
Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации театрализованной деятельности.
Формирование мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Разработка комплекса сценариев взаимодействия взрослого с детьми в процессе театрализованной деятельности.
Совместная деятельность с родителями:
Создание развивающей предметно-
пространственной среды в группе.
И
зготовление и подбор атрибутов к праздникам, изготовление кукол и игрушек, костюмов.
П
ополнение дидактическим материалом и художественной литературой.
Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Заключение:
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность побуждает детей активно участвовать в театрализованных играх, к познанию себя, своего места в мире, позволяет пережить различные чувства, попробовав себя в разных ролях, помогает всесторонне развиваться. Это в свою очередь способствует активному желанию детей налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, решать коммуникативные задачи, узнавать новые способы установления диалога и продуктивного общения.
Самое главное – участие в театрализованных играх
доставляют детям радость, вызывают активный интерес,
увлекают их.