Театрализованная деятельность как форма ознакомления с профессиями детей с УО/ИН | Валентина Ивановна Макарова. Работа №296581
Автор: Валентина Ивановна Макарова
Среди воспитательно-образовательных задач вопросы трудового воспитания и профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) стоят на первом месте. Формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей в нашей школе придается особое значение.
Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением воспитательной работы, где наиболее ярко сублимирует инстинкт игры с перевоплощением обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа-интернат № 3»
«Театрализованная деятельность
как форма ознакомления с профессиями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер-класс в рамках регионального семинара
«Мир профессий» на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3»
22.04.2022г.
Ведущий:
Макарова Валентина Ивановна,
воспитатель.
Волгоград.2022.
Добрый день, уважаемые коллеги, рады приветствовать вас в нашей школе. Представляем вашему вниманию мастер-класс «Театрализованная деятельность как форма ознакомления с профессиями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Среди воспитательно-образовательных задач вопросы трудового воспитания и профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) стоят на первом месте. Формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей в нашей школе придается особое значение.
В процессе ознакомления с миром профессий и трудом взрослых педагог решает основные задачи профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование у детей добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества;
- развитее интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
- умения сопоставлять свои возможности с требованиями конкретной профессии.
Наиболее эффективными формами внеурочной работы трудового воспитания и профориентации являются:
- тематические беседы о профессиях, классные часы.
- экскурсии в профессиональные училища; встречи с представителями разных профессий; оформление информационного стенда о профессиях;
- просмотр мультфильмов и видеофильмов о производстве и труде взрослых;
- участие детей в выставках рисунков, поделок и изделий, выполненных своими руками;
- трудовые десанты; акции, интересные дела;
- праздники труда, игры - викторины и тематические конкурсы о профессиях; - выступления агитбригад, театральные постановки и инсценировки;
- анкетирование, тестирование выпускников школы.
Наиболее подробно остановимся на театрализованной деятельности как одной из форм ознакомления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром профессий.
Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением воспитательной работы, где наиболее ярко сублимирует инстинкт игры с перевоплощением.
Инстинкт игры с перевоплощением, в большей или меньшей мере, присутствует и у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), только имеет свои особенности, уровень сформированности и степень проявления.
Театрализованная деятельность является не только результативным средством социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), мощным механизмом реализации их индивидуальных возможностей, эффективным рычагом воздействия на познавательное и речевое развитие детей, их эстетическое и трудовое воспитание, но и одной из продуктивных форм ознакомления с профессиями.
В силу своих особенностей театрализованная деятельность позволяет детям оптимально освоить мир социальных связей и отношений, а также в игровой форме узнать разнообразие мира профессий, перевоплотиться в представителей той или иной профессии.
Театральное искусство, в основе которого лежит игра, близко и понятно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Игра у данной группы детей является, пожалуй, основным видом деятельности, с помощью которого они овладевают знаниями о внешнем мире и о мире профессий.
Конечно, наиболее точную информацию о профессиях обучающиеся получают на уроках трудового обучения. А вот попробовать свои силы, в непринужденной обстановке и в игровой форме могут, в театрализованной игре, используемой как ненавязчивое педагогическое средство, ребенок может получить представление об окружающем мире и мире профессий через образы, проигрывание жизненных ситуаций, через эмоциональные переживания, краски, звуки.
В игре, в процессе исполнения той или иной роли умственно отсталый ребенок, работая над образом персонажа, старается перенять черты его характера, поведения в различных, в том числе и трудовых ситуациях. Систематически возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения в трудовой деятельности.
Таким образом, процессе театрализованной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается умение быть более терпимыми друг к другу, повышается внимание, необходимое для своевременного включения в действие. Главное, чтобы ребенок в процессе театрализованной деятельности поверил в себя, почувствовал свои силы и возможности, смог реализовать даже самые скромные свои способности, а в последующем эти качества помогут детям легче включаться в самостоятельную трудовую деятельность.
Закончить выступление хочу словами Константина Сергеевича Станиславского: «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».
В нашей школе создан школьный детский театр, и мы можем с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность является одной из эффективных форм ознакомления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром профессий.
В заключение предлагаю вашему вниманию результат работы наших воспитанников в театральной деятельности, постановку «Труд в почете любой! Мир профессий большой!».
Спасибо за внимание. Приятного просмотра.
До новых встреч!