Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Театрализованная деятельность как способ развития эмоционального интеллекта | Богодухова Анастасия Викторовна. Работа №352596

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Театрализованная деятельность представляет собой важный инструмент в воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию различных аспектов личности ребёнка, включая эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также умение воспринимать и учитывать эмоции других людей. В статье рассматривается, как театрализованные игры и занятия могут быть использованы для развития этих навыков у детей. Приводятся примеры различных театрализованных форм работы, а также объясняется, как они помогают детям более осознанно относиться к собственным чувствам и эмоциям окружающих, улучшая коммуникацию и взаимодействие с другими людьми.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, эмоциональный интеллект, дошкольное воспитание, развитие эмоций, театральные игры, социальное взаимодействие, дети, педагогика.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Богодухова Анастасия Викторовна, воспитатель
МДОУ Детский сад №24 п. Плодовое
Аннотация: Театрализованная деятельность представляет собой важный инструмент в воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию различных аспектов личности ребёнка, включая эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также умение воспринимать и учитывать эмоции других людей. В статье рассматривается, как театрализованные игры и занятия могут быть использованы для развития этих навыков у детей. Приводятся примеры различных театрализованных форм работы, а также объясняется, как они помогают детям более осознанно относиться к собственным чувствам и эмоциям окружающих, улучшая коммуникацию и взаимодействие с другими людьми.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, эмоциональный интеллект, дошкольное воспитание, развитие эмоций, театральные игры, социальное взаимодействие, дети, педагогика.
Театрализованная деятельность — это важный и увлекательный процесс, в котором дети могут не только научиться общаться и взаимодействовать друг с другом, но и развивать навыки, которые необходимы для успешного социального функционирования в будущем. В этом контексте театрализованные игры становятся ключевым средством формирования у детей эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, является важным элементом психологической зрелости и социальной адаптации человека, а развитие этого компонента в дошкольном возрасте играет большую роль в формировании гармоничной личности.
Эмоциональный интеллект — это способность понимать и регулировать свои эмоции, а также интерпретировать чувства других людей и адекватно реагировать на них. Этот аспект человеческой личности помогает ребёнку легче воспринимать мир, общаться с окружающими и находить решение конфликтных ситуаций. Научившись понимать собственные эмоции, дети становятся более чуткими и внимательными к переживаниям других, что укрепляет их социальные связи и способствует гармоничному развитию.
Театрализованные игры, в которых ребёнок участвует активно, не только способствуют развитию навыков общения, но и предоставляют уникальную возможность для экспериментирования с эмоциями в безопасной игровой среде. Например, проигрывание различных ситуаций помогает детям понять, как и когда возникают те или иные чувства, как ими управлять, а также как реагировать на эмоциональные проявления других людей. Театрализованная деятельность позволяет создавать специальные ситуации, в которых дети могут научиться выражать свои чувства и эмоции, а также лучше понимать, что происходит в эмоциональной жизни других.
Одним из основных аспектов театрализованной деятельности является её способность развивать эмпатию — умение чувствовать и понимать эмоции другого человека. Эмпатия является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта и важным элементом успешного общения. Дети, участвующие в театральных играх, учат друг друга выражать эмоции с помощью интонации, мимики и жестов, что делает их более чуткими к переживаниям окружающих. Это способствует формированию чувства взаимопонимания, уважения и доброжелательности, что в свою очередь укрепляет дружеские и коллективные связи.
Рассмотрим несколько примеров театрализованных игр, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Одним из таких примеров является игра "Отгадай эмоцию". В этой игре ребёнку показываются различные карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоции: радость, грусть, удивление, страх и другие. Ребёнок должен по мимике угадать, какую эмоцию выражает человек на картинке, а затем обсудить, в каких ситуациях люди могут испытывать эти чувства. Такая игра помогает детям научиться распознавать эмоции у других людей и осознавать собственные переживания.
Другим примером является игра "Театр эмоций". В этой игре дети получают задание сыграть разные эмоции с помощью мимики, жестов и интонаций. Например, они могут изображать радость, печаль, злость, страх или удивление. В процессе игры дети не только учат различные способы выражения эмоций, но и пытаются понять, как меняется поведение человека в зависимости от того, какую эмоцию он переживает. Такая игра развивает у детей эмоциональное восприятие и помогает им стать более чуткими к чувствам других.
Еще одной важной составляющей театрализованной деятельности является использование ролевых игр. Ролевые игры являются важным инструментом для формирования социальной компетентности детей и развития их эмоционального интеллекта. В этих играх дети могут примерять на себя разные роли, переживать различные эмоции и учиться выражать их в безопасной, контролируемой обстановке. Например, игра "Семья" позволяет детям учиться быть внимательными к чувствам других людей, а также развивать умение выражать свою привязанность и заботу.
Не менее важными являются и игровые упражнения, в которых дети могут выразить свои переживания и эмоции через создание различных персонажей. В этих играх дети могут самовыражаться, создавая целые миры и персонажей, через которых они могут исследовать свои чувства. Например, игра "Как я себя чувствую?" позволяет детям создать различные образы, олицетворяющие их эмоциональные состояния. Один ребёнок может быть "солнышком", другой — "облаком", третий — "дождиком". В таком контексте дети учат друг друга понимать и выражать эмоции, а также наблюдать за тем, как эти эмоции могут меняться в разных ситуациях.
Кроме того, театрализованная деятельность помогает детям развивать навыки самообладания и саморегуляции. В процессе игры дети учатся контролировать свои эмоции, что является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта. Например, в игре "Магазин" дети могут столкнуться с различными эмоциональными ситуациями, такими как ожидание своей очереди или непредвиденная ситуация с покупкой. Чтобы справиться с этими эмоциями, дети учат себя искать способы успокоиться, подумать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, и принимать взвешенные решения.
Важно отметить, что театрализованные игры не только способствуют развитию эмоционального интеллекта, но и становятся для детей источником радости и творчества. Творческая активность помогает детям развивать уверенность в себе, чувство собственного достоинства и гордости за свои достижения. Когда ребёнок видит, что его творчество вызывает положительные эмоции у других участников, это укрепляет его самооценку и способствует формированию позитивного отношения к себе и окружающим.
Таким образом, театрализованная деятельность является мощным инструментом в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Она помогает детям научиться распознавать, понимать и выражать свои эмоции, а также развивать способность сопереживать и понимать чувства других людей. Через театрализованные игры дети учат себя быть более внимательными, чуткими и социально адаптированными. Эти навыки будут полезны им не только в детском саду, но и в будущем, когда они станут взрослыми, способными успешно взаимодействовать с окружающими в различных жизненных ситуациях. Воспитатели, организующие театрализованные игры, играют ключевую роль в этом процессе, создавая условия для эмоционального и социального развития детей, что способствует формированию гармоничной личности.
Список литературы
Зотова И.В., Крайчак А.Е. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Проблемы Науки. 2017. №16 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-organizatsii-teatralnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou
Лукина А.К., Цегельник Н.А. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами театрализованных игр // Социальная педагогика. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-starshih-doshkolnikov-sredstvami-teatralizovannyh-igr
Цеева Л.Х., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. 2014. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-teatralizovannoy-igry-na-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×