Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей | Лукшина Елена Михайловна. Работа №331659

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

МБДОУ д/с № 461 «Золотая рыбка»

г. Новосибирска

Лукшина Елена Михайловна

 

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

 

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;

упражнения по формированию выразительности исполнения;

упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;

речевые упражнения;

разыгрывание пластических и мимических этюдов;

знакомство с музыкальными средствами выразительности;

развитие певческих способностей;

физкультурные досуги и т. д

.

Основная цель: развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений,

интонации

.

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе (музыкальные развлечения младшими).

Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

В группе я создала условия для театрализованных игр. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль и др.

В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра: би-ба-бо; пальчиковый театр, фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, игрушки для настольного театра; приготовили атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.

Дети стали с удовольствием включаться в игру, отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы и поручения. Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, решили систематизировать работу по театрализованным играм.

Мы организовали кружок театрализации «Лесовичок». Наша работа с детьми носит целенаправленный, системный характер. Театрализованная деятельность проходит 20-25 минут два раза в неделю.

В работу берем сюжеты стихов, песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекаю детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, используем музыкальное сопровождение, которое по нашей просьбе подбирает музыкальный руководитель нашего детского сада. Также обучаем детей играм-драматизациям, исполнительское искусство детей развиваем посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.

Для того чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, мы используем такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие. Так, в свободные минутки используем в своей работе упражнения и стихи, которые можно рассказывать руками, этюды на выразительность движений, на передачу различных эмоциональных состояний.

Перед тем как предложить детям драматизировать, или разыгрывать сценку с куклами проводим игры по типу: «Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.

Любая театрализация, драматизация предполагает углубленную работу над текстом. Например, при ознакомлении со сказкой «Два жадных медвежонка», мы обращаем внимание детей на красоту леса, в котором жили медвежата: «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предлагаем детям словесно описать этот лес, а в настольном театре просим детей не только передать диалог героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение.

Как игровой элемент театрализации мы используем пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен, развивает речь, логическое мышление, творческое воображение, память.

Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая часть литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски, шапочки, реквизиты. Мы рисуем маски, элементы костюмов и вырезаем их. На декоративном рисовании разрисовываем элементы костюмов: кокошник, короны, рукавички.

Если дети не владеют мимикой, интонацией, выразительностью жестов, то на занятиях диалоги могут быть не интересными, утомительными, поэтому придаем большое значение работе нашего кружка средствам образной выразительности и приемам кукловождения.

Элементы театрализации мы также активно используем по развитию движений для формирования правильной осанки, умение выполнять движения осознанно и красиво, и быстро. Дети очень любят образовательную деятельность, сюжет которых построен по содержанию знакомых сказок «Доктор Айболит», «Буратино» и другие.

Сказки вводят детей в мир приключений и побуждают проявлять двигательную активность. В физкультурной деятельности – мы постоянно вводим этюды на развитие выразительности движения: «Поссорились два петушка», «Сова», «Заколдованный ребенок», «Фея сна». Таким образом, создается система, при которой многие виды деятельности оказываются связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно переживать сказочную ситуацию.

В своей работе стараемся развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаем импровизации, т. е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, предлагаем детям игру «Мы готовимся к празднику». Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику: одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики, жестов, поз. Также включаем мелодии без слов и предлагаю детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружились, изображали пушинки, снежинки, под марш – шли как солдаты, чеканя шаг. Дети сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений. Благодаря такой организации работы у детей возрос творческий потенциал.

Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Перспективы на будущее:

Продолжать обогащать театральный опыт детей.

Привлекать детей к участию в театрализованных играх:

разыгрывание стихов,

потешек

, песенок, мини – сценок, сказок, басен;

развитие речевого творчества детей.

продолжать обучать детей владению куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (

би

-ба-

бо

, театр на пяти пальцах, настольный театр, театр мягкой игрушки, театр кукол – перчаток, театр ручных теней, теневой, плоскостной, театр на

фланелеграфе

, магнитный театр, театр масок, пальчиковый и др. виды театра доступные детям)

Привлекать родителей к изготовлению кукол, игрушек; к участию родителей в

спектаклях.

Работая с детьми, мы не ставим перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×