Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Театрализованная деятельность как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Бурдужа Инна Игоревна. Работа №352229

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена театрализованной деятельности как эффективному средству формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматривается важность театральных игр и упражнений в контексте развития у детей навыков общения, сотрудничества и решения социальных проблем. В статье описаны различные формы театрализованной деятельности, такие как ролевые игры, кукольный театр, инсценировки и постановки, которые активно используются в работе с дошкольниками для развития их эмоциональной выразительности, умения работать в коллективе и эффективно взаимодействовать с окружающими. Особое внимание уделено педагогическим методам, которые способствуют успешной интеграции театральных элементов в образовательный процесс.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, социально-коммуникативные навыки, дети старшего дошкольного возраста, ролевые игры, кукольный театр, инклюзивное общение, педагогика, социализация.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Бурдужа Инна Игоревна, воспитатель

МБДОУ Детский сад "Буратино" п. Горин, Хабаровский край

 

Аннотация. Статья посвящена театрализованной деятельности как эффективному средству формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматривается важность театральных игр и упражнений в контексте развития у детей навыков общения, сотрудничества и решения социальных проблем. В статье описаны различные формы театрализованной деятельности, такие как ролевые игры, кукольный театр, инсценировки и постановки, которые активно используются в работе с дошкольниками для развития их эмоциональной выразительности, умения работать в коллективе и эффективно взаимодействовать с окружающими. Особое внимание уделено педагогическим методам, которые способствуют успешной интеграции театральных элементов в образовательный процесс.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, социально-коммуникативные навыки, дети старшего дошкольного возраста, ролевые игры, кукольный театр, инклюзивное общение, педагогика, социализация.

 

Социально-коммуникативные навыки — это основа успешного взаимодействия с окружающим миром, которые начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Умение слушать, говорить, вести беседу, понимать эмоции и потребности других людей, а также решать конфликты — все эти навыки критически важны для гармоничного развития личности ребенка и его адаптации в социуме.

Одним из наиболее эффективных способов формирования этих навыков является театрализованная деятельность, которая активно используется в дошкольном воспитании. Театральные игры, инсценировки, ролевые игры и кукольные представления помогают детям не только развивать творческое мышление и воображение, но и совершенствовать коммуникацию, учат взаимодействовать с другими детьми, выражать свои мысли и эмоции, а также принимать на себя разные социальные роли.

Театрализованные игры создают для ребенка пространство для экспериментирования с ролями и социальными ролями, что способствует развитию уверенности в себе и улучшению способности к взаимодействию в коллективе. В этой статье будет рассмотрено, как театрализованная деятельность помогает формировать социально-коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста и какие методы и подходы могут быть использованы воспитателями в процессе этой работы.

Театрализованные игры в детском саду — это не только возможность для детей выразить свои творческие способности, но и эффективный способ развития социальных и коммуникативных навыков. Во время игр дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимать во внимание желания и интересы других, а также находить компромиссы.

Важно, что в театрализованных играх дети часто выступают в различных ролях: они могут быть героями сказок, взрослыми людьми, животными или даже фантастическими существами. Это позволяет им попробовать себя в разных социальных ролях и научиться понимать различные точки зрения. Кроме того, в ходе игры дети учат друг друга новым социальным правилам и моделям поведения, что способствует их интеграции в коллектив и развитию взаимопонимания.

Театрализованные игры имеют большое значение для развития речи и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Применение элементов театральной деятельности помогает детям развивать выразительность речи, учит их правильно интонировать, артикулировать и соблюдать паузы. Важным элементом является обучение детей говорить четко и внятно, а также использовать разнообразные формы общения в зависимости от ситуации: от монолога до диалога.

Кроме того, театральная деятельность способствует развитию эмоционального восприятия и самовыражения. Игры с персонажами позволяют детям переживать различные эмоции — радость, грусть, страх, удивление — и осознавать их. Это помогает детям лучше понимать свои чувства и научиться их выражать, что важно для дальнейшего взаимодействия в социальной среде.

Одним из наиболее эффективных методов театрализованной деятельности являются ролевые игры. В таких играх дети принимают на себя различные социальные роли, что способствует не только развитию воображения, но и формированию важных коммуникативных навыков. Они учат детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, работать в команде и слушать мнение других.

Например, в игре «Магазин» дети учат друг друга, как вести беседу между покупателем и продавцом, как правильно попросить и предложить что-то, что сказать в ответ. Подобные игры учат детей учитывать социальные нормы и ожидания в различных ситуациях. Ролевые игры развивают навыки не только общения, но и сотрудничества, что помогает детям наладить здоровые и конструктивные отношения со сверстниками.

Кукольный театр — еще одна форма театрализованной деятельности, активно используемая в детских садах для развития социально-коммуникативных навыков. Куклы могут стать не только объектом для игры, но и партнерами в диалоге, через которых дети учат себя и других правильному общению.

Кукольный театр помогает детям не только развивать воображение и творческие способности, но и учит их общению через наблюдение за взаимоотношениями персонажей. Дети могут научиться разрешать конфликты, помогать друзьям, заботиться о других персонажах, а также принимать решения, что способствует развитию социальных навыков. Создание кукольных спектаклей на основе реальных ситуаций из жизни детей помогает им отрабатывать важные социальные сценарии и навыки.

Для того чтобы театрализованная деятельность стала эффективным средством формирования социально-коммуникативных навыков у детей, воспитатель должен использовать разнообразные педагогические подходы и методики:

Театрализованные элементы можно интегрировать во все виды образовательной деятельности, включая занятия по рисованию, музыке, физической культуре. Например, на занятиях по рисованию дети могут создавать костюмы для своих персонажей, а в музыкальных играх — исполнять роли в песнях. Такие подходы способствуют не только развитию коммуникативных навыков, но и творческих способностей детей.

Игры являются основным инструментом в театрализованной деятельности. Воспитатель может предложить детям инсценировки известных сказок или придумывать новые сюжеты для ролевых игр. Важно, чтобы дети в этих играх не только выполняли роли, но и участвовали в процессе создания сценариев, что способствует развитию их фантазии и навыков планирования.

Создание совместных постановок и проектов, например, подготовка утренников или небольших спектаклей, помогает детям развивать коллективизм и умение работать в команде. В таких проектах важно уделять внимание каждому ребенку, вовлекая его в разные аспекты работы: от составления сценария до выполнения ролей. Совместная деятельность способствует созданию у детей чувства ответственности и взаимной поддержки.

В заключение можно отметить, что театрализованная деятельность является мощным средством формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Через ролевые игры, инсценировки, кукольный театр и другие театральные практики дети учат себя общению, сотрудничеству, самовыражению и разрешению конфликтов. Воспитатели, используя театрализованные элементы в образовательном процессе, создают условия для развития у детей навыков успешного взаимодействия с окружающими, что является важнейшим аспектом их социализации.

Введение театра в педагогическую практику помогает не только развивать творческие и когнитивные способности детей, но и создает условия для формирования у них гармоничных социальных отношений, уверенности в себе и своих силах, а также способности к сотрудничеству в коллективе.

 

Список литературы

Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 201

8

. — № 3. — С. 43–44.

Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду.

Учебно-методическое

пособие

, 2006. ⸻

Санкт-Петербург

:

Лань

, 2019 – 272 с.

3. Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2018. — С.110–122.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×