ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Богстобаева Наталья Александровна. Работа №354053
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.
Исходя из возможностей театрализованной деятельности, в речевом развитии ребёнка можно использовать такую интересную форму работы как музыкальный театр. Детский музыкальный театр является системным, эмоционально-насыщенным, эффективным средством обогащения познавательного, социального, эстетического и речевого развития ребёнка-дошкольника.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.
Исходя из возможностей театрализованной деятельности, в речевом развитии ребёнка можно использовать такую интересную форму работы как музыкальный театр. Детский музыкальный театр является системным, эмоционально-насыщенным, эффективным средством обогащения познавательного, социального, эстетического и речевого развития ребёнка-дошкольника.
В дошкольном возрасте средствами музыкального театра решаются следующие речевые задачи
- обогащение словарного запаса;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- формировать умение вести диалог с воспитателем;
- воспитывать культуру речевого общения;
- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать и инсценировать их средствами музыкального театра;
-овладеть нормами речи.
Музыкально – театральные игровые представления имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. Большую роль играет интонация, мимика, жесты, с помощью которых ребенок передает характерный образ героя.
Музыкально-театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) и развивают исполнительское творчестве(музыкально – речевое, двигательное). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, развивается общая моторика и моторика речедвигательного аппарата дикция, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.
В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Работа над интонационной выразительностью строится поэтапно:
1. Определение характера героя, демонстрация, движения данного героя
2. Выбор соответствующей интонации, характеризующей героя
3. Формирование обобщенных представлений о характере речи данного образа в целом
4. Творческая передача образа героя или ситуации (выразить радость, страх, печаль)
5. Исполнение сказки по ролям с музыкальным сопровождением.
Коллективный характер театрализованной деятельности расширяет и обогащает опыт сотрудничества детей, позволяет овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Интенсивному речевому развитию способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно – речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.)
Для достижения выразительности речи дошкольников рекомендуется проводить подготовительные упражнения.
-артикуляционная гимнастика и упражнения: «Язычок пошел гулять» «Трубочка», «Слоник», «Маляр», «Змейка», « Щелкаем орешки», «Горка» и т. д.
-упражнения на дыхание: «Надуем воздушный шар», «Ароматный цветок»,
-фонопедические упражнения:
«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и»,
Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и».
Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и»,
И начал грозно так реветь (проговаривая звуки громким голосом)
И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и»,
И нам с тобой их не догнать.
Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и»,
И их домой скорей вернем».
-скороговорки и чистоговоркина развитие дикции: «Наша Мила куклу мыла», «Шапка да шубка - вот и весь мишутка»
-логоритмические упражнения (текст сопровождается движениями).
«Я здороваюсь везде,
Дома и на улице (повороты вправо-влево)
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (движение «крылышки»)
Здравствуй, небо голубое (покачивание руками над головой)
Здравствуй, солнце золотое (кругообразное движение пальчиками)
Здравствуй, вольный ветерок (обмахиваем себя)
Здравствуй, маленький дубок (показать «деревце»)
Здравствуй, утро, (повороты вправо-влево)
Здравствуй, день, нам здороваться не лень» (пропевают «Здравствуйте» в разных музыкальных регистрах).
Таким образом, музыкальный театр является эффективной формой работы по развитию речи дошкольников. Музыкально – театральная деятельность способствует совершенствованию всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм), развитию свободного общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.