Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста" | Галина Ивановна Кузнецова. Работа №352303

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье раскрывается роль театрализованной детельности в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста, перечислены виды театрализованных игр, способствующих совершенствованию речевых навыков, мимики, пантомимики и других средств выразительности общения.

Кроме того, в статье отражены основные аспекты партнёрского взаимодействия детского сада и семей воспитанников в процессе организации театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

 

Театрализованная деятельность является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у детей. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Театральные игры проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает единый сюжет занятия. Занятия организуются по подгруппам. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями рук.

 

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, рук, походка) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.

Важным условием успешной работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды.

Театральный мини-центр в нашей группе оснащен разнообразным материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, декорации, ширмы, имеются различные виды театров (би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый, теневой, настольный, театр ложек, театр кукол с «живой рукой», театр на деревянных палочках, театр на прищепках, конусный театр, платочный театр, театр эмоций, театр картинок (фланелеграф), магнитный театр и т. д.

В нашей группе вся театрализованная деятельность организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Развитие коммуникативных умений в театрализованной деятельности проходит в партнёрском взаимодействии с семьями воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществлялось через следующие формы:

консультации («Первый выход с ребенком в театр», «Формирование зрительской культуры у ребенка в семье», «Организация домашнего театра» и др.);

конкурсы чтецов (стихи, фольклорные произведения);

мастерская мягкой игрушки;

изготовление и подбор атрибутов (кукол, игрушек, костюмов, оборудования);

создание родительского театра («Театр для всех»);

размещение информации в родительском уголке («Театральная страничка», «Советуем посмотреть», ФОТО-галерея о подготовке к представлениям и спектаклях с участием детей в ДОУ и в семье);

театральная гостиная («Театр для детей», «Театральная семья», «Родители вспоминают», «Встреча с артистами»);

участие родителей в развлечениях;

нетрадиционные формы (мастер-класс «Театрализованные игры, этюды и упражнения»; театр на дисках – создание картотеки аудиокниг и мультфильмов, имеющихся в семьях, для общего пользования; тренинговые занятия);

празднование Дня Театра.

Следует отметить, что весь процесс взаимодействия педагогов и родителей на данном этапе проходил под девизом: «У ребёнка внутри хранится заблудившийся солнечный лучик. Нужно помочь ему засветиться и развеять сомнений тучи».

Родители с большим энтузиазмом принимали участие в изготовлении оборудования для театрализованной деятельности:

кукол (бибабо, пальчиковые, варежковые, настольные, на ложках);

реквизита для разыгрывания сценок, спектаклей (ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, «волшебные» предметы, др.);

атрибутов для различных игровых позиций (декорации, афиши, программки, касса, билеты и т. д.);

«Волшебный сундучок» – неоформленный материал для реализации замыслов (ткани разного цвета, веревки, бумага, и др.).

Систематическая работа по развитию коммуникативных умений через театрализованную деятельность способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×