Театрализованная деятельность как средство нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Иванова Татьяна Викторовна. Работа №346120
Аннотация. Данная статья посвящена важной роли театрализованной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Обсуждаются ключевые аспекты театрализации как метода воспитания, его психологические и образовательные эффекты. Автор акцентирует внимание на формировании патриотических чувств, моральных ценностей и социальных навыков через театрализованные игры и постановки. Также рассматриваются практические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольное образование, патриотизм, музыкальный руководитель.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Иванова Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад "Северок", Красноярский край,
с. Верхнеимбатск
Аннотация. Данная статья посвящена важной роли театрализованной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Обсуждаются ключевые аспекты театрализации как метода воспитания, его психологические и образовательные эффекты. Автор акцентирует внимание на формировании патриотических чувств, моральных ценностей и социальных навыков через театрализованные игры и постановки. Также рассматриваются практические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольное образование, патриотизм, музыкальный руководитель.
Театрализованная деятельность представляет собой эффективный инструмент для развития детей дошкольного возраста, позволяя не только развивать творческие способности, но и формировать нравственные ориентиры и патриотические чувства. В контексте современного дошкольного образования, где нарастает необходимость формирования личности ребенка на основе высоких нравственных ценностей, театрализованные игры и представления становятся важным элементом образовательного процесса.
В данной статье мы проанализируем, как театрализованная деятельность может служить средством нравственно-патриотического воспитания, какие методы и подходы применяются в этом процессе, а также предложим практические рекомендации для музыкальных руководителей.
Театрализованная деятельность включает в себя ряд действий, направленных на создание художественного образа и отражение реальной или вымышленной действительности через игру, спектакли и другие формы театрального искусства. Этот вид деятельности способствует развитию у детей воображения, креативности, коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Для детей дошкольного возраста театрализованные игры имеют особое значение, так как они:
Стимулируют воображение и креативность: Ребенок, участвуя в игре, погружается в мир фантазий, что способствует развитию творческого мышления.
Формируют социальные навыки: Ребята учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать диалог, следовать правилам и уважать мнение товарищей.
Развивают эмоциональную устойчивость: Игровая деятельность позволяет детям учиться управлять своими эмоциями и понимать эмоции окружающих.
Способствуют нравственному развитию: Через театрализованные игры дети осваивают базовые моральные категории, такие как добро и зло, дружба и предательство.
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном образовании
Патриотическое воспитание включает в себя формирование чувства любви к родине, уважение к её культуре, истории и традициям. Оно становится особенно актуальным в дошкольном возрасте, когда закладываются основы идентичности ребенка.
Нравственное воспитание, в свою очередь, предполагает развитие у детей представлений о добре и зле, справедливости, ответственности и понимании ценностей. Патриотизм и нравственность взаимосвязаны: патриотические чувства не могут быть истинными без нравственной основы.
С точки зрения психологии, патриотические и нравственные чувства формируются постепенно через различные виды деятельности, среди которых театрализованная деятельность занимает одно из центральных мест.
Практическое применение театрализованной деятельности
Выбор репертуара. При выборе театрализованных представлений для детей дошкольного возраста следует учитывать уровень их развития, интересы и психоэмоциональное состояние. Это может быть как классическая детская литература, так и современные сказки, основанные на русских народных традициях.
Примеры произведений:
"Русская народная сказка о царе Салтане": позволяет детям познакомиться с великолепием русской культуры.
"Кот в сапогах": вносит элементы дружбы и сотрудничества.
"Сказка о репке": учит детей важности командной работы и взаимопомощи.
Подготовка и проведение театрализованных игр. Выбор тематики: Тематика представления должна быть связана с нравственными и патриотическими аспектами. Например, можно подготовить спектакль о героях войны, о дружбе народов и о любви к родине.
Создание декораций и костюмов: Дети могут участвовать в создании декораций и костюмов, что способствует развитию их креативности и совместной деятельности.
Репетиции: Важно проводить репетиции, на которых дети смогут не только отрабатывать текст, но и обсуждать моральный посыл спектакля, что способствует восприятию художественного произведения как цели.
Обсуждение результатов. После спектакля важно провести обсуждение, на котором дети смогут поделиться своими впечатлениями. Это может быть мини-семинар, где дети отвечают на вопросы:
Что для вас значит любовь к родине?
Как вы понимаете добро и зло в контексте сказки?
Почему важно помогать другим?
Такое обсуждение позволяет глубже осмыслить услышанное и пережитое, а также закрепляет полученные знания и умения.
Роль музыкального руководителя. Музыкальный руководитель играет ключевую роль в организации театрализованной деятельности. Он не только помогает в подборе репертуара, но и обеспечивает музыкальное сопровождение, что создает атмосферу волшебства и вносит в спектакль эстетическую ценность.
Задачи музыкального руководителя:
Создание музыкального оформления: Подбор музыки, соответствующей тематике спектакля, которая будет подчеркивать эмоциональные моменты.
Обучение детей вокальной подготовке: Проведение занятий по вокалу, где дети смогут отрабатывать песенные номера для театрализации.
Участие в создании художественного образа: Сотрудничество с педагогами для создания единого художественного образа спектакля.
Театрализованная деятельность является важным средством для формирования нравственно-патриотических ценностей в дошкольном возрасте. Она способствует не только развитию креативности и коммуникативных навыков, но и формированию глубоких внутренних убеждений у детей, таких как любовь к своей стране и понимание нравственных норм.
Согласно проведенному анализу, музыкальный руководитель, владея театрализацией как педагогическим инструментом, может значительно усилить воздействие на воспитание моральных и патриотических качеств у детей. Следует помнить, что именно в игре и творчестве дети открываются миру, учатся сопереживанию, понимают важность дружбы и сплоченности.
Таким образом, театрализованная деятельность не только развлекает детей, но и формирует их как активных, моральных и патриотически настроенных граждан нашей страны.
Список литературы
Богданович Т.С. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС ДО // Символ науки. 2022. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-raznyh-vozrastnyh-grupp-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do.
Петрова И.В., Якушова Т.В. Патриотизм, как ценностный компонент духовно-нравственного воспитания дошкольников // Мировая наука. 2019. №12 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm
-kak-tsennostnyy-komponent-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov.
Сабодаш О.А. Роль музыкального воспитания в развитии патриотизма дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzykalnogo-vospitaniya-v-razviti
-patriotizma-doshkolnikov.