ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА. | Трушина Ирина Геннадьевна, Осауленко Евгения Владимировна. Работа №300600
Автор: Трушина Ирина Геннадьевна, Осауленко Евгения Владимировна
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Чуткость, восприимчивость к красоте
в детские годы несравненно глубже,
чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает
моральную красоту, рождая
непримиримость ко всему пошлому,
уродливому
В.А. Сухомлинкий
Мы понимаем, что главное в детстве - игра, преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек, в сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –
учим идти их по жизни дорогой добра… жизненной тропой.
Игра– наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация- это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игракак один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Цели и задачи
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
обогащается словарный запас;
развивается память, фантазия, образное мышление;
совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева);
ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;
тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;
знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.
Это интересно. Если в дошкольном образовательном учреждении театрализованной деятельности уделялось достаточно внимания, ребята в школе не будут задавать лишние вопросы относительно того, как понять замечание учителя галёрка — это не место для разговоров, ведь что такое галёрка они уяснили ещё в детском саду.
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, ожившая в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.Разнообразие театрализованных игр представлено в программе Детство в разделе В игре ребенок развивается, познает мир, общается и Чтение художественной литературы, где указано, в какие игры должны играть дети соответственно возрасту (режиссерские, игры-драматизации).
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
Театрализованная игра на занятиях:во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей:в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста, зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое отношение к передаваемому образу, свои чувства. Недаром К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей способности перевоплощаться, по его словам, их игру отличает вера и правда.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играмв ДОУ относятся настольные театрализованные игры:настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизацииоснованы на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В младших группахпроводятся обычно простейшие игры: импровизации Курочка и цыплята, Кошка и котята, используются народные потешки и песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки Репка, Колобок. В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики.
В средних группахдетям предлагаются обучающие упражнения, сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительностистаршим дошкольникампомогут специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения горячо, холодно, больно, а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить словарный запас воспитанников такими словами, как афиша, декорация, премьера, кулисы, грим.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила.Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.Поэтому каждый педагогв направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Виды театрализованной деятельности
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.
Театр на стенде (Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей.
Театр на столе (Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие.)
Театр наручный (Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов)
Верховой театр ( Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста)
Театр на полу (Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей).
Театр живых кукол (Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников)
Костюмированные представления (Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии)
Как индивидуализировать задания
Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть несколько вариантов персонализировать работу. Выбор зависит от того, какую цель индивидуализация преследует. Например, если малыш — интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. И если никакие способы привлечь его к публичным выступлениям не действуют, то, вероятно, стоит найти для него иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.
Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то стоит уделить их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если малыш отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими ремарками.
Как мотивировать детей
Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:
1.Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.
2.Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, Кто является главным героем сказки В. Сутеева Ёлка?, Почему сломался теремок?, Кого на своём пути встречал Колобок? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.
3.Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей с целью их всестороннего развития для успешной адаптации в современном быстротечном мире, и формирование коммуникативных навыков.
В современных условиях возникает необходимость сохранения связи человека с природой и народной мудростью. Театрализация оказывает всестороннее влияние на развитие дошкольника – это кладезь мудрости, и запасник нравственного здоровья, и наши истоки. Педагог владеющий приемами театрализации, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки. Умеющий эмоционально с чувством их прочитать, быстрее добьется успехов в обучении и воспитании детей.
Анализируя опыт педагогов занимающихся театрализованной деятельностью с дошкольниками, можно смело сказать, что такие занятия развивают интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывают художественный вкус и формируют нравственные привычки, обогащают знания о природе, развивают речь и память. Слушая и участвуя в театрализованных произведениях дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Участие в театрализованных представлениях вызывает у детей хорошее настроение, обеспечивает психологическую разгрузку. У ребенка ослабевает тревожность , страх, угнетенное состояние. Появляется чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах. А главное развиваются коммуникативные навыки, необходимые для социализации в обществе.