Театральная деятельность детей с ТНР как средство коррекции | Коротаева Диана Александровна. Работа №317436
Актуальность выбора данной темы обусловлено тем, что театральная деятельность в детском саду является наиболее эмоциональным звеном коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием театральной деятельности у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир, учится общаться, говорить, фантазировать, проявлять творчество.
Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает театральная деятельность на всестороннее развитие ребенка во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической. Какое большое влияние оказывает на развитие речи.
Актуальность выбора данной темы обусловлено тем, что театральная деятельность в детском саду является наиболее эмоциональным звеном коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием театральной деятельности у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир, учится общаться, говорить, фантазировать, проявлять творчество.
Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает театральная деятельность на всестороннее развитие ребенка во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической. Какое большое влияние оказывает на развитие речи.
Цель:
Развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно .
Задачи:
Развитие мелкой, мимической и общей моторики.
Развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений.
Пополнение и активизация словаря детей.
Формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
Развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Развитие выразительности речи детей.
Развитие умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
Создание естественной среды для развития творческой активности и артистических способностей, фантазии и воображения, отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.
1. Театральная деятельность детей дошкольного возраста.
1.1. Значение воздействия театральной деятельности на детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Оно дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает опыт и начала творчества. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
Театральная деятельность, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Она позволяет детям принять активное участие в действии, инсценировании, ролевом «проживании» ими поступков, чувств своих героев, что, безусловно, положительно воздействует на чувства и мысли ребенка, является основой воспитания нравственных качеств.
В ходе игры на сцене воспитывается и правильное отношение к труду, и такие нравственные качества, как взаимовыручка, ответственность, товарищество, справедливость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Вместе с героями пьес, инсценировок, историй, сюжетных картинок, предлагаемых в пособии, дети познакомятся с добротой, дружбой, уважением, научатся быть вежливыми, участливыми, трудолюбивыми. Занятие театральной деятельностью влияют на общую культуру поведения дошкольника.
Они помогут педагогам формировать у детей правильную самооценку тех или иных поступков. В этом возрасте дети с особым интересом познают окружающий мир, анализируют происходящие в нем явления, социальные отношения, у них активно и стремительно развиваются речь, воображение, мышление.
Как и другие виды искусства, театральное искусство имеет познавательное значение. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, дошкольники обогащаются новыми представлениями, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Так же театральное искусство позволяет детям познакомиться с новыми литературными произведениями, героями, с обычаем разных стран и народов.
1.2. Воздействие театральной деятельности на речь детей с ТНР
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Всё это можно развивать, привлекая детей к участию в театральной деятельности.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения; его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия и театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Таким образом, театральная деятельность оказывает большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.
2. Практическая часть
2.1. Приобщение детей к театральному искусству
Театральная деятельность в детском саду приобщает детей к искусству сценического слова, мастерству сценического действия, созданию художественного образа, творчеству, ввести в мир театрализации и фантазии.
Встреча с театральной группой, артистами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
2.2. Формы и методы театральной деятельности в детском саду
Все организованные формы театрализованной деятельности реализуются в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В ходе деятельности нами была выявлена необходимость организации театрализованных занятий с включением детей, имеющих норму развития речи, что дает положительную динамику развития речи дошкольников с ТНР и повышает эффективность реализации образовательного процесса у детей с нормой речевого развития. Второй ребенок с нормой является равноценным партнёром, работа осуществляется в двух направлениях:
- одна роль на двоих;
- разные роли в разыгрывании;
Организацией коррекционно- развивающей деятельности заняты такие педагоги, как воспитатель, педагог- психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, что позволяет осуществить комплексный подход корганизации.
В своей работе с детьми мы широко используем театральные игры. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх. Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
1 - интонацией
2 - позами
3 - жестами
4 - мимикой
5 - пантомимикой
Дети в театральных играх тренируют мимику, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. Большое место отводится играм на общение и ведение диалога, что направлено на развитие коммуникативных способностей. В этом очень помогают куклы: би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный.
В этих играх складывается образ героя, например: сердитой козы, хитрой лисы, добрых соседей-зверюшек и так далее, что даёт возможность впоследствии разыгрывать сказки или инсценировки. Такая предварительная работа позволяет детям накопить впечатления о героях литературного произведения. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, используемые в играх, делают речь детей чистой и образной.
Театральные игры разнообразны:
— игры-драматизации;
— коррекционно-развивающие игры;
— игры-превращения («учись владеть своим телом»);
— театрализованные игры с элементами кукольного театра;
— подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— игры, направленные на выражение основных эмоций;
— игры, направленные на развитие воображения;
— игры, направленные на развитие памяти, внимания и другие.
Театральные игры позволяют знакомить детей в игре не только с текстом сказки, но и средствами драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Этюды — это своеобразная школа, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения.
Этюды и упражнения используемые в театральной деятельности разнообразны:
— этюды направленные на развитие внимания, фантазии;
— этюды, направленные на развитие мимической моторики, на выражение
основных эмоций;
— этюды, направленные, на развитие памяти;
— упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
— задания для развития речевой интонационной выразительности;
— образные упражнения;
— пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
— упражнения на развитие выразительной мимики;
— театральные этюды;
— отдельные упражнения по этике во время драматизации.
Такие этюды и упражнения готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актеров учиться вере и правде у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
От занятия к занятию задания детям меняются, это позволяет разнообразить их и повысить интерес ребенка. Творческий подход к работе с детьми дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.
В театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.
Итак, театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется творчество детей, развиваются навыки общения и речи.
2.3. Театральные постановки как один из методов работы по оздоровлению речи детей старшего дошкольного возраста
Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль (музыкальная сказка), где дети стараются не только передать словами сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить малыша играть, брать на себя роль - главная задача театрализованных игр. А через театральные сказки ребенок приобщается к шедеврам мировой культуры. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Театральные постановки предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и помогают совершенствовать речь ребёнка. Они способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они очень быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, обыгрывая ту или иную сценку.
Стихотворный язык, который присутствует почти во всех сказках-драматизациях, приближен к народной, бытовой речи, поэтому очень доступен детям. Стихотворный язык легко усваивается и запоминается детьми.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Заключение
Таким образом, мы видим, что одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ТНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности.
Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников в театральной деятельности обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.
Литература
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду – М., 2003.
2. Буренина А.И. «Театр всевозможного» – С-П., 2007.
3. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду – Волгоград, 2007.
4. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду – С.П, 2007.
5. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» – М., 2007.
6. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых – М., 2005.
7. Маханева М.Д. Занятия о театрализованной деятельности в детском саду – М., 2007.
8. Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи – М., 1987.
9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр – М., 2004.
10. Сорокина Н.Ф. Театральные занятия в детском саду» - журнал «Дошкольное воспитание», 2002-2003.
11. Чурилова Э.Г. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников - М., 2001.
12. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду – М., 2008.