Театральная деятельность, как элемент формирования нравственных норм. | Першина Татьяна Михайловна. Работа №343319
Театральная деятельность, как элемент формирования нравственных норм.
«Творчество» направлено на создание произведений искусства и предметов технического производства, а поступки связаны со свободным выбором, с «практической» (этической и политической) жизнью, с универсальными правилами человеческого поведения, с общими нравственными и правовыми нормами граждан полиса [Кессиди Ф.Х. «Этические сочинения Аристотеля»].
Воспитание современного истинно культурного человека осуществляется под влиянием многих жизненных факторов. Значительная роль, бесспорно, отводится искусству, особенно театральному. «Волшебным краем» называл театр А.С. Пушкин. Для маленьких детей это волшебство определяется рядом особенностей театра как наиболее систематического и многогранного вида искусства. «Уверен, что выше театра нет ничего на свете», - писал А.п. Чехов. Театр любим детьми, и, прежде всего потому, что он доступен.
Во-первых, театральное представление по своему характеру динамично. Воспринимает ли его ребенок, сам ли участвует, он вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких, личных переживаний и эмоциональных настроений.
Во-вторых, динамическое действие органически связанно с игрой, с созданием воображаемых коллизий, образов, ситуаций.
В-третьих, театр - источник и импульс творчества. В ходе этого увлекательного процесса формируется актерское, драматургическое (сценическое), режиссерское и декоративно-оформительное творчество.
О. С. Лагутина, отмечала развитие творчества через театрально – игровую деятельность. «Сюжет и действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в каких–то движениях, жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями».
Л. Экки, уделяя внимание в своей работе, театрально-игровой деятельности, отмечала, что театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Педагоги (Экки Л., Ворошина Л.В., Артобольский Г.В., Лагутина О.С., Рауцкая И.А. и др.), занимающиеся формированием и развитием театрально-игровой деятельности у детей, обуславливают его, как средство формирования и развития у детей творчества, воображения, фантазии, эмоциональной восприимчивости, выразительных движений, интонационной речи, эстетического воспитания, художественного вкуса, общительности.
Павлова Л.Н. отмечает, что существенная и значимая часть по формированию театрально-игровой деятельности несет фольклор, как малый (потешки, пестушки, заговорки, заклички и т.п.), так и сказки. Воздействие от сказки зависит от педагога, его мастерства: раскрыть произведения так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка к жизни, чтобы сказка подспудно готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям».
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни.
Трудно представить мир ребенка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Лингвисты определяют сказку, как один из основных жанров народно – поэтического творчества, преимущественно как прозаическое художественное произведение с установкой на вымысел.
Павлова, работая над значимостью народного творчества, говорит, что фольклорные произведения для маленьких – это целая народная дидактика, школа материнства. Они несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что «ребенок – вершина человеческой любви».
Для полной реалистичности драматизации необходимо формировать театральная речь, которая состоит из правильной выразительности речи, дыхания, владение голосом.
Г. В. Артоболевский пишет, что «правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах)». В исследованиях З, В. Савковой, отмечается, что речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков.
Развернутое исследование по развитию речевого дыхания проводила группа под руководством А. Максакова. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого неба. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному. Уточнение и закрепление проходит в несколько этапов:
1. Звук отрабатывается в различных звукосочетаниях;
2. Затем в словах;
3. Потом во фразовой речи.
Устная речь включает в себя и умение владеть голосом. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и пр.), основные свойства голоса высота, сила, тембр.
Бабаева Т.И, работая с детьми дошкольного возраста по вопросу нравственного воспитания отмечает, что эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Предметом особого внимания в этом вопросе является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными). Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.
В программе «Детство» четко просматриваются задачи в работе с художественной литературой через отношение к книге и приобретенный литературный опыт.
Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительно большую осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.
Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, игр. Дети стремятся сохранить в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при сочинении сказок, например, — традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики героев: «лисичка-сестричка», «добрый молодец», «лягушка-квакушка» и др.; при создании загадки — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста и т.д.), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, находить точное, выразительное слово.
Таким образом, театральная деятельность, как свободная и действенная форма детской жизни, позволяет им глубже проникнуться в человеческие чувства и настроения, понимать других, разобраться в себе, увидеть себя со стороны, создать идеалы для подражания.
Театральная деятельность, как элемент формирования нравственных норм.
«Творчество» направлено на создание произведений искусства и предметов технического производства, а поступки связаны со свободным выбором, с «практической» (этической и политической) жизнью, с универсальными правилами человеческого поведения, с общими нравственными и правовыми нормами граждан полиса [Кессиди Ф.Х. «Этические сочинения Аристотеля»].
Воспитание современного истинно культурного человека осуществляется под влиянием многих жизненных факторов. Значительная роль, бесспорно, отводится искусству, особенно театральному. «Волшебным краем» называл театр А.С. Пушкин. Для маленьких детей это волшебство определяется рядом особенностей театра как наиболее систематического и многогранного вида искусства. «Уверен, что выше театра нет ничего на свете», - писал А.п. Чехов. Театр любим детьми, и, прежде всего потому, что он доступен.
Во-первых, театральное представление по своему характеру динамично. Воспринимает ли его ребенок, сам ли участвует, он вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких, личных переживаний и эмоциональных настроений.
Во-вторых, динамическое действие органически связанно с игрой, с созданием воображаемых коллизий, образов, ситуаций.
В-третьих, театр - источник и импульс творчества. В ходе этого увлекательного процесса формируется актерское, драматургическое (сценическое), режиссерское и декоративно-оформительное творчество.
О. С. Лагутина, отмечала развитие творчества через театрально – игровую деятельность. «Сюжет и действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в каких–то движениях, жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями».
Л. Экки, уделяя внимание в своей работе, театрально-игровой деятельности, отмечала, что театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Педагоги (Экки Л., Ворошина Л.В., Артобольский Г.В., Лагутина О.С., Рауцкая И.А. и др.), занимающиеся формированием и развитием театрально-игровой деятельности у детей, обуславливают его, как средство формирования и развития у детей творчества, воображения, фантазии, эмоциональной восприимчивости, выразительных движений, интонационной речи, эстетического воспитания, художественного вкуса, общительности.
Павлова Л.Н. отмечает, что существенная и значимая часть по формированию театрально-игровой деятельности несет фольклор, как малый (потешки, пестушки, заговорки, заклички и т.п.), так и сказки. Воздействие от сказки зависит от педагога, его мастерства: раскрыть произведения так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка к жизни, чтобы сказка подспудно готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям».
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни.
Трудно представить мир ребенка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Лингвисты определяют сказку, как один из основных жанров народно – поэтического творчества, преимущественно как прозаическое художественное произведение с установкой на вымысел.
Павлова, работая над значимостью народного творчества, говорит, что фольклорные произведения для маленьких – это целая народная дидактика, школа материнства. Они несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что «ребенок – вершина человеческой любви».
Для полной реалистичности драматизации необходимо формировать театральная речь, которая состоит из правильной выразительности речи, дыхания, владение голосом.
Г. В. Артоболевский пишет, что «правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах)». В исследованиях З, В. Савковой, отмечается, что речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков.
Развернутое исследование по развитию речевого дыхания проводила группа под руководством А. Максакова. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого неба. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному. Уточнение и закрепление проходит в несколько этапов:
Звук отрабатывается в различных звукосочетаниях;
Затем в словах;
Потом во фразовой речи.
Устная речь включает в себя и умение владеть голосом. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и пр.), основные свойства голоса высота, сила, тембр.
Бабаева Т.И, работая с детьми дошкольного возраста по вопросу нравственного воспитания отмечает, что эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Предметом особого внимания в этом вопросе является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными). Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.
В программе «Детство» четко просматриваются задачи в работе с художественной литературой через отношение к книге и приобретенный литературный опыт.
Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительно большую осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.
Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, игр. Дети стремятся сохранить в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при сочинении сказок, например, — традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики героев: «лисичка-сестричка», «добрый молодец», «лягушка-квакушка» и др.; при создании загадки — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста и т.д.), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, находить точное, выразительное слово.
Таким образом, театральная деятельность, как свободная и действенная форма детской жизни, позволяет им глубже проникнуться в человеческие чувства и настроения, понимать других, разобраться в себе, увидеть себя со стороны, создать идеалы для подражания.