Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. | Ирина Советовна Ведерникова. Работа №351096
В своей статье я хочу поделиться мыслями о том, как помочь ребёнку избавиться от зависимости виртуального пространства и начать общаться со сверстниками.
Театрализованная деятельность является эффективным инструментом, который способствует развитию у детей навыков образного и свободного восприятия окружающей действительности. Параллельно с традиционным рациональным восприятием, этот процесс делает его более широким и многогранным.
В процессе обучения театрализованному искусству дети учатся использовать интонацию и звуковые средства для передачи смысла высказывания. Они могут выразить своё отношение к произносимому тексту, изменяя высоту голоса и делая акценты на определённых словах.
Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Ведерникова Ирина Советовна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 34
«Соловушка» г. Воркут.
Целевые ориентиры, которые обозначены в ФГОС ДО, согласно которых ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, подчеркнут его неповторимость и индивидуальность, направили меня на поиск новых подходов к организации образовательной деятельности. И я, пришла к выводу, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником, для развития этих личностных характеристик.
Говоря об инновационных технологиях и направлении социокультурного развития художественно эстетической деятельности, нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная деятельность, является свежей струёй в развития чувств детей и эмоциональных откровении.
Нынешние дети растут в виртуальном и очень насыщенном мире. В дальнейшем, входя во взрослую жизнь, ребёнок сталкивается с такими проблемами как зажатость, скованность, неумение общаться со взрослыми.
Именно эти мысли подтолкнули меня к организации, в своей группе, работы по театрализованной деятельности.
Цель и задачи
Направления (содержание) (в соответствии с задачами)
Технологии (в соответствии с содержанием)
Результат (в соответствии с задачами)
Цель: развитие коммуникативно-творческих, духовно-нравственных качеств, способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада
Личностно-ориентированная технология, исследовательская технология
Формируются способности детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Задача 1:
создать условия для совершенствования артистических навыков перевоплощения образа, а также их исполнительские умения в театральной деятельности
Мероприятия, направленные на развитие артистизма (театрализованные утренники, конкурсы чтецов, показ сказок)
Игровая технология (игры и упражнения на развитие памяти, внимания, творческого воображение
Закладываются основы интонационной, звуковой выразительности речи, формируются навыки умения выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст.
Задача 2:
обучать детей элементам художественно - образных выразительных средств, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь
Мероприятия, направленные на развитие интонации, мимики, пантомимики (игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов)
Здоровье сберегающая технология (упражнения на расслабление и напряжение мышц тела, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, упражнения на развития дыхания)
Дети получат разнообразное сенсорное впечатления, происходит восстановление положительно – эмоционального состояния
Задача 3:
Обогащение представления детей о различных видах театра (музыкальный, кукольный, театр зверей, драматический и т.д.), развивать интерес к театрально–игровой деятельности
Совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок, экскурсии, виртуальные экскурсии
Информационная технология.
Игровая технология (игры на развитие эмоциональной сферы, игры на взаимодействия, игры-драматизации, экспромт-театр)
Дети раскрепощаются, преодолевают свою робость, неуверенность в себе, застенчивость, лучше адаптируются в социуме
В нашем дошкольном образовательном учреждении в течение года проходят различные мероприятия с театрализованной деятельностью. Для этого в ДОУ оборудовано театральная студия и костюмерная, множество декорации. Из года в год в последнюю неделю марта – Всемирный день театра, воспитанники дошкольных групп и педагоги участвуют в театрализованных постановках на определенную тематику («Береги планету!», «Пожарная безопасность», «Детские писатели детям» и т.д.) Подготовка театрализованных постановок объединяет весь коллектив единой задачей - создание доброжелательной психологической атмосферы сотрудничества, нацеленность на успех.
При организации предметно пространственной среды в своей группе, придерживалась требованиям ФГОС ДО.
Исходя из того, что насыщенность театра должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, я, постаралась дополнить развивающую среду нашей группы, не традиционными видами театра, а также оборудованием и разными материалами для театрализованной деятельности.
Свою программу «Волшебный мир театра» разработала, используя элементы авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т. И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой
В программе использовала следующие направления:
Основы театральной культуры
. Здесь дети овладевают базовыми знаниями о театральном искусстве.
Ребенок получает ответы на вопросы: Что такое театр, что такое театральное искусство; Какие виды театра бывают? Какие преобразования происходят на сцене?;
Художественно-речевое
. Это направление сочетает в себе, игры и упражнения, направленные на улучшение речевого дыхания, правильную артикуляцию, формирование интонационного выражения и логики речи, сохранение русского языка. Для этого разработала картотеки на развития речевого дыхания, дикции, артикуляционной гимнастики, игры, позволяющие формировать интонационное выражение речи (учиться использовать разные интонации, расширять образную структуру речи) игры и упражнения, направленные на развитие логики речи.
Театрально-игровое
. Направлена на игровое поведение детей, где формируется способности общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Использую: игры и упражнения, которые развивают способность к перевоплощению; игры для развития воображения, фантазии; инсценировки сказок, рассказов, стихов.
Музыкально-творческое
. Этот раздел включает в себя сложные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей дошкольного возраста, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развития свободы движения тела и силу выражения.
Так же добавила: игры на координацию ритмов и движений, развитие пластического выражения и чувства музыкальности; упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; музыкальные и пластические импровизации.
5. Работа над спектаклем. Здесь основываемся на сценарии, совместные их чтения, декораций, репетиции отдельных картин и всей пьесы, выбор пьесы и их обсуждение с детьми, работа над отдельными эпизодами в виде этюдов с импровизированным текстом, изучение музыкального решения отдельных эпизодов, танцы, эскизы (обсуждение их вместе с детьми). И родители с удовольствием участвуют в работе над спектаклем (помогают изучать текст, готовить украшения, готовить костюмы).
Они так же, с большим удовольствием помогают в пополнении развивающей среды не традиционными видами театра, ходят с нами на экскурсии, участвуют в театральных постановках (героями) участвуют в конкурсах, акциях. Для повышения педагогической компетенции родителей провожу консультации, мастер-классы по изготовлению не традиционных видов театра, и родители делятся со мной своими идеями и мы вместе воплощаем их в жизнь.
Консультации, тренинги, по организации театрализованной деятельности, провожу так же и для педагогов.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в детском саду, решаю комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях. По результатам своей деятельности на сегодня у детей уже есть хороший результат. Замкнутые и стеснительные малыши смогли показать первые мини выступления, дети стали более раскрепощенными и открытыми, речь детей стала более выразительной, улучшается дикция детей, а самое главное дошколята получают от игры в театр колоссальное удовольствие.