ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ | Хомутова Галина Александровна. Работа №348595
В статье описываются театральные игровые приемы для коррекционной работы с детьми с ОВЗ на развитие воображения, фантазии, внимания, самостоятельности мышления. Использование таких приемов дает качественные изменения в развитии обучающегося с ОВЗ: у ребенка появляются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь и чувтство коллективизма, формируются коммуникативные навыки Рекомендуется для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Хомутова Галина Александровна, учитель начальных классов, руководитель театральной студии «Арт микс» МБОУ «СОШ№10» г. Абакана, республики Хакасия.
Актуальность театральной деятельности на современном этапе очевидна. Использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более распространенным.
Театрализованная игра как метод, весьма эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. У таких детей присутствует слабость и несформированность эмоций, низкий уровень речевой подготовки. Благодаря комплексной деятельности, которая сочетает пение, движение, драматургию, музыку, любой ребенок может проявить себя, компенсируя свои недостатки.
Этот вид деятельности позволяет: развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления; совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность; обогащать и активизировать словарь; развивать диалогическую и монологическую речь, выразительность речи; корректировать свое поведение; воспитывать гуманные чувства у детей.
Для реализации данных задач использую разнообразные приемы театральной деятельности на уроках и во внеурочное время. Мини инсценировки стихов, басен, сказок и различные игровые ситуации, во время которых дети учатся двигаться, выполнять действия сообща. Часто дети с ОВЗ зажаты, слабо контролируют свое поведение. Для таких ребят актуальны кукольные инсценировки. К тому же данный вид заданий развивает координацию движений, мелкую моторику рук, тренирует мышцы.
Игра «След в след». Дети идут цепочкой (как хитрая лиса с лисятами; неуклюжий малыш, который только учится ходить; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по мостику через ручей; фигуристы катаются на разминке; шагают бравые солдаты). Ира помогает раскрепоститься ребенку, учит выражать эмоции, двигаться согласно заданному этюду.
Игра «Дружные зверята». Дети делятся на группы. Изображают животное одним движением. Руководитель называет животное, группа синхронно должна показать движение, о котором договариваются. Медведь – топаем ногой, обезьяны - прыгаем, слоны - киваем головой. Игру можно использовать при изучении групп животных на окружающем мире или просто, как интерактивную физминутку для отдыха.
Речевую разминку и дыхательную гимнастику мы делаем в начале каждого урока чтения. Игровых и развивающих упражнений огромное количество: Представляем Где рычит буква р? Где цокает буква Ц? Где шипит буква Ш? Читаем скороговорки и чистоговорки с разной интонацией, учимся ставить логические ударения.
Игра «Вообразилия». Дети представляют, что они попали в древние времена, где древние люди разговаривали одними гласными. Они должны научиться данному языку. Например, назвать себя (аИа - Галина) или сказать фразу (я аА аеИ- Я нашла апельсин). Остальные должны предположить или догадаться. Или могут придумать язык инопланетян. Игра развивает фантазию, слуховое внимание и сообразительность.
На уроках использую игровые приемы из «Ритмопластики». С детьми танцуем разного характера танцевальные физминутки (Цыпленок Пи, Я- банан, Самолет и др), учимся двигаться согласно характеру музыки. Выстукиваем ритм стихотворения, музыкального отрывка.
Игра «Руки-ноги» развивает слуховое внимание, координацию движения. Если один хлопок поднимаем или опускаем руки, 2 хлопка – встаем или присаживаемся.
Игра «Азбука тела». В данной игре дети изображают цифры или буквы. Объединившись в группы, составляют примеры или слова. Игра учит взаимодействию в коллективе, умению договариваться.
Таким образом, театрализованная деятельность ребенка с ОВЗ, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов. Совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после использования театральных приемов дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается чувство коллективизма.
Литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
4. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.