Статья Театральное искусство и художник. Автор: Мухина Светлана Федоровна

Автор: Мухина Светлана Федоровна
План - конспект урока в 1 художественном классе ДШИ. на уроке об истории искусств


Автор: Мухина Светлана Федоровна

МБУ ДО «Борогонская детская школа искусств»

 

 

 

 

План - конспект урока

по предмету «Беседы об искусстве»

в 1 – м художественном классе по ФГТ

На тему: «Театральное искусство и художник»

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель художественного класса

Мухина С.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Борогонцы 2019 г.

План - конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» на тему "Театральное искусство и художник". Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

ЦЕЛИ УРОКА:

Формировать навыки коллективной работы на уроках по изобразительному искусству.

ЗАДАЧИ УРОКА:

 Обучающая - формировать знания учащихся о роли изобразительного искусства в театре;

Развивающая - развивать зрительскую компетентность учащихся;

Воспитательная - воспитывать у учащихся интерес к различным видам искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ: 1 художественный класс по ФГТ. Возраст от 10 по 12 лет.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА РАБОТЫ: Изучение нового материала. Выполнение коллективной работы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, аналитический, практический.

ИСПОЛЬЗЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:

Для учителя:

Презентация «Театр и художник»,

учебная таблица “Виды искусства”.

Для обучающихся:

Тетрадь, ручка, Заготовка для оформления макета декорации спектакля, краски, кисти, палитра, непроливайка, ножницы, клей.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

Сегодня на уроке вы узнаете о содержании такого синтетического вида искусства как театр и его связи с пространственным видом искусства.

III. Формирование новых знаний.

1. Беседа.

Жизнь людей, природа, мир вещей, окружающая действительность отображается художниками в разных видах искусства.

Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ материального воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д. Но самое главное в знакомстве с различными видами искусства – это стремление узнать что-то новое, интересное.

- Какие виды искусства вам знакомы?

- Что входит в понятие “Вид искусства”? (демонстрация учебной таблицы) 

- На какие группы можно разделить все виды искусства?

- Какие виды искусства входят в состав синтетических видов искусств?

(театр, кино, танец, цирковое искусство)

- Сегодня мы поговорим о театре.

- Почему театр получил название “синтетический вид искусств”?

2. Изучение нового материала.

Тема нашего урока – «Театральное искусство и художник».

История театрального искусства началась ещё в глубокой древности. Пусть в те времена царило рабство, и не было образования, но люди знали, что такое театр. Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Вырастая из глубин долгой человеческой истории, своими корнями он уходит в загадки древнейших народных массовых обрядов, игрищ и празднеств. Возникшие на этой основе традиционные первичные действа комического и трагедийного характера (типа сатурналий, мистерий) содержали элементы драматического (в мифологическом оформлении) сюжета, включали танцы, диалог, хоровые песни, ряженье, маски. Представления тогда являлись всенародным большим празднеством. На огромных, гигантских амфитеатрах, находящихся под открытым небом, собирались целые десятки тысяч заворожённых зрителей. Помимо имеющихся профессиональных актёров могло разыгрываться представление и самими гражданами — непосредственно участниками хора. Танец и музыка оставались необходимыми, главными элементами действия.

Театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии.

Актёры и актрисы. Занавес поднимается, на сцене появляются актёры. Они – настоящие мастера перевоплощения. Именно актёры принимают образы других личностей, полностью вживаясь в их характер и качества. Зародилось актёрское мастерство в Древней Греции. Изначально эта профессия была очень уважаемой. Позднее, в эпоху Средневековья, труд актёра презирали – ведь театр был признан проявлением дьявола, а люди, имевшие театральные профессии – его прислужниками. Восстановиться в глазах общества лицедеи смогли только в эпоху Возрождения. Но настоящая революция произошла в XX веке – тогда Станиславский победил шаблонность характеров, присущую актёрам.

Стоит отметить, что театральная деятельность подходит не всем: актёрами могут стать только люди креативные, способные запомнить и воспроизвести большое количество информации. Необходимо ежедневно перевоплощаться в своего персонажа, донося его суть до публики. Совершенным должно быть всё – и голос, и интонации, и жесты. Эта профессия – одна из самых психологически сложных.

- Ребята, как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?

Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств. Соотношение между ними бывает разное. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные. Примером может служить архитектура: здание дополняют произведения скульптуры, живописи, декоративного искусства. Синтез достигается, благодаря единому замыслу и стилю.

 

Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, дизайнер сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.

В то же время театральный художник — широкое понятие. Профессия эта состоит из множества граней. Такие специалисты, как дизайнер сцены, декоратор, художник, не выполняют того набора функций, которые присущи театральному художнику.

Художник в театре рука об руку взаимодействует с режиссером, он должен всегда учитывать его творческий замысел и реализовывать его задумку. Но чтобы называться театральным художником, пассивного воплощения идеи режиссера в жизнь зачастую бывает мало. Если художнику хватает опыта и многогранности таланта, он может расширить, обогатить режиссерскую идею, стать его соавтором. Объединяя усилия, согласовывая режиссерский и художественный замысел, можно достичь невероятного по силе результата.

Художник - это своего рода архитектор сцены, он должен знать ее устройство изнутри. Должен ли театральный художник быть практиком и самостоятельно изготавливать декорации и костюмы? Кое-что он может делать своими руками, но это не обязательно. Эту задачу выполняют отдельные специалисты. Но художник обязан знать, как собственноручно изготовить декорации и костюмы хотя бы для того, чтобы контролировать процесс работы и видеть, воплощается ли его творческий замысел.

Находчивость, пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия — все это должно быть присуще театральному художнику. Ведь часто приходиться реализовывать идеи буквально на ходу. Такова театральная жизнь.

В какой-то степени художник театра - это еще и культуролог, который хорошо знает историю театра, культуры, архитектуры, в особенности костюма. Художник театра — личность достаточно эрудированная, всесторонне образованная, очень многогранная. Это одна из самых творческих профессий.

3. Анализ презентации «Театр и художник».

- Какие виды искусства сочетаются в театральном искусстве?

- Какую роль играет изображение в постановке спектакля?

Изображение в спектакле играет незначительную роль, так как выразительным средством театрального искусства является игра актеров.

- Что дополняет игру актеров в этом виде искусства?

Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.

Конечно же, не последнее место занимают в театре и художники. Они создают декорации к театральным постановкам, украшают и декорируют сцену, кулисы, зал. Создают афиши и плакаты. Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра.  

О театре можно говорить бесконечно, но мне хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие.

4. Практическая работа/ закрепление.

- Сейчас мы разделим труд театрального художника. Представим, что мы должны оформить спектакль по сказке «Снегурочка». Одни будут оформлять декорацию спектакля. Другие выполнять костюмы героев этой сказки.

(Раздаю заготовки для раскраски).

После того, как дети раскрасят заготовки, все детали и всех героев сказки заклеиваем и расставляем в коробку в виде сцены.

(Во время практической работы включаю музыку из оперы Римского – Корсакого «Снегурочка»)

- У нас получился макет одной декорации спектакля «Снегурочка».

А таких декораций к одному спектаклю делается несколько, смотря где будет происходить действие.

5. Рефлексия.

- Теперь я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

Театральное представление. (Спектакль)

Первое публичное выступление. (Дебют)

Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)

Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)

Разговор между двумя лицами. (Диалог)

Возгласы, требующие повторения. (Бис)

Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)

Заучивание, и многократное повторение сцен спектакля (Репетиция)

Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)

Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актёр)

Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлер)

Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)

Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)

Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (Маска)

Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)

Первое представление нового спектакля. (Премьера)

Обсуждение ответов учеников:

6. Домашнее задание.

– Придумать и изобразить грим для клоуна.

V. Итог урока.

 

 

Используемая литература:

Горяев Н.А.,

Неменская

Л.А., Питерских А.С. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. М., Просвещение, 2005 (комплект учебников).

Программа

Неменского

Б.М «Изобразительное искусство и художественный труд» М., Дрофа, 2001г., с.133.

С.Б. Дроздова. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Горяевой., Л.А.

Неменской

, А.С.

Питерских

. Волгоград: Учитель, 2005г, с. 57-59.

Т.Н.

Проснякова

. Уроки мастерства. 3 класс. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005г с. 92-95 (на столах у учащихся).