Техническая подготовка спринтеров на этапе начальной подготовки | Шаранов Александр Афанасьевич. Работа №304445
Спринтерский бег занимает ведущее место в легкой атлетике. Кроме этого, всеми легкоатлетами и представителями других видов спорта бег с максимальной скоростью используется как тренировочное средство для развития выносливости и скоростно-силовых качеств. Несмотря на то, что все начинающие легкоатлеты имеют навыки в беге, в процессе тренировки спринтеров приходится уделять много внимания обучению и совершенствованию техники, в связи с тем, что техника спринтерского бега значительно отличается по своей эффективности от техники бега на средние и длинные дистанции.
Очень важно использовать определенную методику применения средств технической подготовки, влияющих на спортивную результативность юных спринтеров на этапе начальной специализации.
Функционирование многолетней системы спортивной подготовки детей и подростков основывается на результатах исследований педагогики и психологии, биологии и физиологии, биохимии и других научных дисциплин, позволяющих эффективно организовывать педагогический процесс с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.
Управление спортивной подготовкой предусматривает детальное изучение объекта, на который направлено педагогическое воздействие. Этот объект растущий, развивающийся организм юного спортсмена, процессы которого подчинены определенным закономерностями.
Методическая разработка
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПРИНТЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
Тренер-преподаватель
Шаранов Александр Афанасьевич
ВВЕДЕНИЕ
Спринтерский бег занимает ведущее место в легкой атлетике. Кроме этого, всеми легкоатлетами и представителями других видов спорта бег с максимальной скоростью используется как тренировочное средство для развития выносливости и скоростно-силовых качеств. Несмотря на то, что все начинающие легкоатлеты имеют навыки в беге, в процессе тренировки спринтеров приходится уделять много внимания обучению и совершенствованию техники, в связи с тем, что техника спринтерского бега значительно отличается по своей эффективности от техники бега на средние и длинные дистанции.
Очень важно использовать определенную методику применения средств технической подготовки, влияющих на спортивную результативность юных спринтеров на этапе начальной специализации.
1. Спортивная подготовка как педагогическая система комплексного воздействия
Функционирование многолетней системы спортивной подготовки детей и подростков основывается на результатах исследований педагогики и психологии, биологии и физиологии, биохимии и других научных дисциплин, позволяющих эффективно организовывать педагогический процесс с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития.
Управление спортивной подготовкой предусматривает детальное изучение объекта, на который направлено педагогическое воздействие. Этот объект растущий, развивающийся организм юного спортсмена, процессы которого подчинены определенным закономерностями.
Изучение закономерности развития растущего организма юных спортсменов, особенностей их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам и многих других данных позволило определить структуру и содержание спортивной подготовки детей и подростков как педагогической системы, разработать основы теории и методики детского и юношеского спорта.
Спортивная подготовка детей и подростков достигает своей цели в том случае, если тренер рассматривает и организует ее как педагогическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение индивидуумом высокого уровня спортивного совершенства.
Ученые разработали структуру и содержание многолетней спортивной подготовки, которая подразделяется на пять этапов: начальная подготовка и базовая подготовка; максимальная реализация индивидуальных способностей спортсмена; сохранение и поддержание достигнутого уровня спортивного мастерства. Продолжительность каждого этапа многолетней подготовки зависит от уровня спортивной одаренности и в среднем составляет не менее 2-3 лет. Такая система многолетней спортивной подготовки позволяет целенаправленно осуществлять учебно- тренировочный процесс, который на каждом из этапов имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями спортсмена. Кроме этого, установлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. При этом модельные характеристики конкретизируются и расширяются применительно к конкретному виду спорта. Учет закономерностей индивидуального развития человека необходим, прежде всего, в период активного роста и развития спортсмена. Физические нагрузки и их интенсивность должны согласовываться с изменениями, происходящими в организме, как целостной системе, в процессе развития которого наблюдаются периоды как пониженной, так и повышенной его надежности. Эти изменения носят периодический характер и отражают общий биологический ритм, который проявляется не только в многолетнем учебно-тренировочном процессе, но и в течение суток, месяца, года.
Единство биологии развития спортсмена и педагогического тренировочного прогресса - основной принцип построения всей многолетней системы спортивной подготовки.
Учебно-тренировочное занятие на начальном этапе многолетней спортивной подготовки направленного в основном на всесторонне развитие физических и координационных способностей юного спортсмена и носит общефизическую направленность. На последующих этапах все большее значение приобретают специальные способности, и тренировочные занятия становятся все более специализированные.
В учебно-тренировочном процессе реализуются не только общие принципы обучения и воспитания юного спортсмена, но и специальные, присущие только системе спортивной подготовки, а именно: направленность на совершенствование специальных способностей и их максимальное развитие; единство общей и специальной подготовки; непрерывность и волнообразность динамики тренировочных нагрузок, цикличность учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, спортивная подготовка позволяет не только развить индивидуальные способности, но и достигнуть высокого уровня общей физической подготовленности, обеспечить оптимальный уровень физического совершенствования детей и подростков.
2. Возрастные особенности подготовки легкоатлетов – спринтеров
Особенностью подготовки юных спринтеров в возрасте 9-11 лет является применение игрового метода, как средства обучения технике легкоатлетических видов, так и средства развития физических качеств и координации движений. Главная задача активизировать развитие детей на базе занятий разносторонней физической подготовкой; овладения занимающимися основами легкоатлетических движений.
В младшем возрасте дети обладают способностью овладевать техникой сложных движений. Они хорошо воспринимают новые упражнения, однако, чаще всего выделяют наиболее запоминающиеся детали. В связи с этим, при обучении технике легкоатлетических видов предпочтительнее использовать целостный метод обучения, что позволит юным легкоатлетам усвоить главное в содержании упражнения.
В возрасте 12-15 лет главной задачей в подготовке спринтеров является разучивание и выполнение целостного двигательного действия. Этому возрасту соответствуют период стабилизации двигательного навыка в соревновательном упражнении. Бурное развитие двигательной функции, присуще подростковому возрасту, приводит к тому, что по многим основным показателям оно мало отличается от двигательных функций взрослых людей. Однако, на фоне общего совершенствования двигательной функции, у подростков могут иметь место случаи довольно значительного ухудшения координации движений, снижение их точности. Одной из существенных причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мышечной силы и непропорционально возросшего веса. Учитывая это, для предупреждения временной дискоординации, следует начинать регулярные занятия спортом до начала активного полового созревания и не торопиться с окончательными выводами о спортивных способностях подростков. Для этого возрастного периода характерно повышение объема более специализированной работы по совершенствованию двигательного навыка, развития специальных физических качеств и психологической подготовки, необходимой для участия в соревнованиях. Более широко применяется метод расчлененного обучения технике соревновательного легкоатлетического упражнения.
В возрасте от 12 до 16 лет используются гимнастические и акробатические упражнения, спортивные и, прежде всего, подвижные игры, бросковые упражнения, легкоатлетические прыжки и т.д. для укрепления связочного аппарата, развития гибкости и увеличения силы мышц. Спортивные и подвижные игры повышают интерес к занятиям, развивают ловкость и быстроту движений.
Наиболее значительные темпы развития силовых способностей (по показателям прироста абсолютных величин внешне проявляемой силы) отмечается у подростков и юношей 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек несколько раньше. Причем, самыми высокими темпами увеличиваются показатели силы крупных мышц-разгибателей туловища и ног. В связи с этим, в тренировке целесообразно применение упражнений характеризующих силовой потенциал: жим штанги двумя руками из положения лежа; подъем штанги на грудь в высокую стойку; вставание со штангой на плечах из глубокого приседа и т.д. Результаты, достигнутые в данных силовых упражнениях, создают базовые предпосылки для развития скоростно-силовых качеств.
Относительные же показатели силы (в расчете на 1 кг веса собственного тела) особенно значительными темпами возрастают у детей 9-11 лет, а для некоторых мышечных групп еще раньше. Различные прыжки в возрасте до 13 лет являются одним из основных средств развития скоростно-силовых качеств.
Важно помнить, что в подростковом возрасте охранительное торможение не способно преодолеть влияние возбуждения, поэтому подростки (особенно мальчики) склонны переоценивать свои физические возможности. Вместе с этим на нагрузки различного характера организм подростков реагирует по-разному. Например, нагрузки скоростного и скоростно-силового характера переносятся легче, чем нагрузки связанные с проявлением выносливости и силы. Исследованиями установлено, что подростковый возраст является особенно благоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств.
3. Обучение технике спринтерского бега
Процесс обучения техники легкоатлетических упражнений условно подразделяется на три этапа: начальный этап обучения; этап овладения техникой в целом и этап овладения индивидуализированной техникой и спортивным мастерством. Условное деление целостного процесса обучения на этапы, по мнению автора, позволяет более четко определить задачи и применить для их решения наиболее действенные средства. При этом уже на первом этапе овладения двигательными действиями обучение нужно всемерно индивидуализировать.
Двигательный навык формируется успешно в том случае, если обучение с самого начала ведется при правильной и наиболее эффективной для спортивного результата координации движений.
При выборе путей изучения техники того или иного вида легкой атлетики нужно иметь в виду, что первоочередной задачей обучения является овладение основой техники любого физического упражнения. При этом используются практические методы обучения. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения, эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание упражнения по частям и в целом) и частично регламентированного упражнения (игровой и соревновательный метод).
Следует отметить педагогические преимущества основных методов обучения при разучивании упражнения по частям:
- облегчается процесс усвоения двигательного действия;
- процесс обучения становится более интересный и разнообразный;
- создаются предпосылки для сравнительно быстрого восстановления утраченных навыков.
Необходимо отметить, что данный метод незаменим при изучении координационно сложных действий.
Таким образом, разучивание упражнения по частям помогает творчески подходить к анализу изучаемых действий и не позволяет воспринимать действия только с его внешней стороны.
В тех случаях, когда техника является не сложной, лучше изучать ее при целостном выполнении, акцентируя вначале внимание на более важных ее частях.
Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений, элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе более простых временных связей, которые вследствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.
Педагогические задачи обучения и совершенствования бега на скорость для юных легкоатлетов включают: совершенствование общих основ техники быстрого бега; повышение длины беговых шагов; амплитуды движений маховой ноги во время бега; развитие быстроты; скоростно-силовых возможностей и гибкости.
На первых занятиях необходимо ознакомить занимающихся с особенностями техники спортивного бега, а также создать у них наиболее полное и правильное представление. Для этого используются общепедагогические методы показа, рассказа и объяснения.
Одной из особенностей является то, что обучение техники спортивного бега детей начинается не в такой последовательности, как при обучении другим видом легкой атлетики. Это связанно с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать.
В данной связи необходимо отметить, что обучать элементам техники различных видов легкой атлетики следует: в одних случаях - в той последовательности, как они следуют друг за другом при выполнении всего упражнения (прыжки в высоту); в других - начинается с последних (метание диска, копья), в-третьих - в произвольной последовательности (бег на короткие дистанции, барьерный бег и другое).
Обучение спортивному бегу рекомендуется начинать со средних дистанций с последующим переходом к коротким дистанциям.
Последовательность обучения техники спринтерского бега, которая в целом сводится к следующему: бег по прямой, бег по повороту, низкий старт и стартовый разгон, финиширование, обучение бегу в целом.
Обучение технике спринтерского бега лучше всего происходит в беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью.
Стремление бежать с максимальной скоростью при не усвоенной технике и недостаточной физической подготовленности, почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого с первых занятий следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 % интенсивности, так как при свободном, ненапряженном беге спортсмену легче осуществлять самоконтроль своих движений.
С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует, что появляются напряженность, закрепощение мускулатуры и скованность движений, тренировочную скорость нужно снижать. В результате совершенствования двигательных навыков время появления излишнего напряжения будет отодвигаться, и как следствие, повышаться скорость бега.
Для овладения техникой спринтерского бега и ее дальнейшего совершенствования в младших и средних классах, длину дистанции с 20-3Ом, постепенно увеличивают до 70м (скоростной бег) и 80м (бег с ускорением). При этом первые ускорения и скоростной бег проводят на малых скоростях и с малым числом повторений, которые постоянно увеличиваются.
Известно, что темп - один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) - не увеличивается, начиная с 12-13- летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрированы у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9-12 лет, целесообразно воспитывать быстроту с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; эстафеты.
Помимо развития скоростных качеств юных спортсменов, следует уделять большое внимание освоению двигательных навыков и умений в спортивном беге. В данной связи следует отметить, чем богаче у спортсмена будет запас двигательных навыков, тем он эффективнее совершенствует свою технику. При этом запас двигательных навыков создается широким применением различных общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений.
Анализ специальной литературы позволил обозначить некоторые факторы, от которых зависит результат в спринтерском беге и, на которые тренерам и юным спортсменам следует обратить внимание при дальнейшей совместной работе:
-способности спортсмена быстро реагировать на стартовый сигнал;
- способности к ускорению;
- способности приближения к уровню максимальной скорости;
- к уровню специальной скоростной выносливости (способности спортсмена как можно дольше поддерживать максимальную скорость).
Одним из перечисленных факторов, оказывающих существенное влияние на результат в спринтерском беге, является уровень максимальной скорости бега спортсмена. Таким образом, одной из важнейших задач, является повышение у спринтеров скоростных абсолютных способностей. Вместе с этим, скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничено. В процессе спортивной тренировки спринтеров повышение скорости движений достигается не столько воздействием на собственно скоростные способности, сколько через развитие силовых и скоростно-силовых качеств, скоростной выносливости, совершенствование техники движений.
Системный подход ставит перед собой определенную задачу - изучение объекта как системы, в которой множество элементов взаимосвязаны и образуют при этом единое целое. Системный подход при анализе техники спринтерского бега является средством объективизации (выделения в качестве объекта исследования) целостного двигательного действия. В связи с этим, целью предметного анализа техники спринтерского бега, являлась ее структура и связь между элементами этой структуры. При этом, исходя из того, что совокупность элементов техники спринтерского бега не может сочетаться произвольным образом, следовательно, способ связи элементов частично определяется свойствами элементов, взятых для ее построения.
В приложении 1 представлен системно-структурный анализ техники бега с максимальной скоростью. Выделенные в целостной структуре элементы представляют собой те элементы техники, от правильности выполнения которых, в известной степени зависит повышение скорости в спринтерском беге; в приложении 2 - комплекс специально подводящих упражнений, выполняемых с продвижением, комплекс имитационных упражнений, которые позволяют овладеть ключевыми элементами спринтерского бега, комплекс специально подводящих упражнений, имеющих локальное воздействие.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Полугодичный цикл тренировок
Подготовительный период
Осенне-зимний подготовительный период
Этап зимних соревнований
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Развивать общую
выносливость.
Использовать
упражнения
на локальное
воздействие
Развивать
силовую
выносливость
Развивать
скоростно-
силовую
выносливость
Развивать
скорость.
Совершенствовать технику
Развивать скорость. Совершенствовать технику
Последовательность занятий в тренировочном занятии от их основной направленности
Дни недели
Основная направленность тренировочного занятия
Интенсивность работы
Общая нагрузка в занятиях
Понедельник
Изучение техники и ее совершенствование
Малая, средняя
Средняя
Вторник
Развитие быстроты (скорости) и силы
Максимальная
Средняя,
большая
Среда
Развитие общей выносливости
Средняя, большая
Большая
Четверг
Отдых
Пятница
Повышение технической подготовленности или развитие качеств
Малая, средняя
Малая и средняя
Приложение 2
Комплекс специально подводящих упражнений, выполняемых с продвижением
Семенящий
бег мелкими, но максимально быстрыми свободными шагами. Обратить вни
мание на то, чтобы голень по инерции двигалась вперед и активно, вместе с бедром, вниз назад.
Бег с высоким подниманием бедра, с загребающей постановкой ноги близко к проекции ОЦМТ на дорожку (акцентировать внимание на подъеме маховой ноги под углом 80-85°; туло
вище держать, слегка наклонив вперед, стопы ставить на переднюю часть свободно и в то же время активно работать согнутыми руками).
Бег с захлестыванием голени.
Прыжки с ноги на ногу (с полным отталкиванием ступней).
Прыжки правым (левым) боком.
Многоскоки
на правой (левой) ноге.
Комплекс имитационных упражнений, которые позволяют овладеть ключевыми элементами спринтерского бега
Работа рук с разной частотой. Упражнение выполняется стоя на месте. Движение руками как во время бега (основная ошибка разведение локтей в стороны с увеличением амплитуды движений).
Бег на месте с высоким подниманием бедра.
Бег с высоким подниманием бедра с опорой руками о барьер (темп выполнения задается хлопками).
Лежа на спине, ноги вверх, движения ногами как при беге - «велосипед».
Стоя на одной ноге, выносить другую как при беге, бедром
вперед вверх
, затем вниз - назад (голень идет вперед) и далее сгибать сзади. Пронося маховую ногу назад, ступней быстро и энергично касаться земли.
Комплекс специально подводящих упражнений, имеющих локальное воздействие
Преодоление барьера правым (левым) боком.
Преодоление барьера через середину.
Преодоление барьера с атакой левой (правой) ногой.
Ходьба через барьер лицом вперед, спиной назад.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Легкая атлетика. Учебник для институтов. Физ. Культ. - Изд. 4-е,
перераб
./
Под общ. ред. Н.Г. Озолина, Ю.Н. Примакова. - М.: Физкультура и спорт, 1989,- 671 с.
Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов. Физ.
Культ./
Под ред. Н.Г. Озолина, В.Н. Воронина, Ю.Н. Примакова. - 4-е изд. доп. и
перераб
. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 С.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1986. -211 с.
Травин Ю.Г., Дьячков В.В., Легкая атлетика: возрастные особенности развития двигатель
ных качеств школьников и юных спортсменов.: Метод,
разр
. - М., 1983,- 54 с.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и
спорт ,
1987,- 120 с.
Холодов Ж.К. Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов
высш
. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000,- 480 с.