Техническое образование в дошкольном возрасте | Файзуллина Гульшат Фанисовна. Работа №267194
Автор: Файзуллина Гульшат Фанисовна
Представлена консультация по теме технического образования в дошкольном возрасте. Кратко описано что такое техническое образование, основные теории, и что предоставляет детям это образование: возможность не только ориентироваться в мире современной техники, но и подготовиться к восприятию стремительно развивающихся технологий завтрашнего дня.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Консультация по теме: «Техническое образование в дошкольном возрасте»
Подготовили: воспитатели
Файзуллина Г.Ф.
Парнева З.Ф.
Стерлитамак, 2020
В современном мире дети уже с первых лет жизни соприкасаются с техникой. Они рано узнают назначение многих технических приспособлений, применяющихся в быту, и пытаются их исследовать, используя все органы чувств. Становясь старше, дети учатся использовать эти устройства и знакомятся с принципами их действий.
Техника является важным аспектом жизни. Ребёнок не просто вырастает в технологически насыщенной среде, у них уже в раннем возрасте просыпаются естественный интерес к различным материалам, к использованию и функциям технических устройств: включить и выключить свет, открыть и закрыть водопроводный кран, нажимать на кнопки пульта дистанционного управления и т.д. Интерес детей к техническим устройствам и приобретенный опыт должны использоваться педагогом, чтобы в результате технического образования для детей стали очевидными и понятными простые технические процессы.
А техническое образование в дошкольном возрасте предоставляет детям возможность не только ориентироваться в мире современной техники, но и подготовиться к восприятию стремительно развивающихся технологий завтрашнего дня.
Выделяют четыре основные группы представлений о развитии: эндогенные, экзогенные, интеракционистические теории и теории самоорганизации. Отличительным признаком этих теорий является то, какую роль – активную или пассивную – они отводят в процессах развития ребёнку и его окружающей среде.
Эндогенные теории (теории самораскрытия) видят в развитие процесс, определяемый задатками человека, т.е. генами. Развитие представляет собой раскрытие заложенного генетического «плана становления». В этом случае сам ребёнок и окружающая его среда играют в процессе пассивную роль.
Экзогенные теорииисходят из того, что развитие людей определяется внешним влиянием. На поведение воздействуют различные стимулы (похвала и порицание).
Интеракционистические теорииприписывают активную роль в процессе развития как человеку, так и окружающей его среде. Человек, как активный соорганизатор в такой же мере влияет на свое развитие, как и социальная и культурная среда, в которой он находится. Развитие осуществляется в результате взаимодействия людей и социальной, и культурной среды.
Теория самоорганизации видят в человеке активного организатора своего развития, преследующие определенные цели и оказывающего влияние на окружающую его среду. Люди создают – конструируют – собственные впечатления на основе своего опыта, обрабатывая его в соответствии с внутренними критериями, такими как предшествующий опыт и имеющиеся знания.
Окружение активно
Окружение пассивно
Ребёнок активен
Интеракционистские теории: соконструктивный подход
Теории самоорганизации: самообразовательный подход
Ребёнок пассивен
Экзогенные теории: опосредующий подход
Эндогенные теории: подход самораскрытия
Конструктивистская точка зрения
- описывает детей как активных конструкторов собственного знания. Процесс конструирования определяются индивидуальным опытом и ранее накопленными знаниями. Люди конструируют свои впечатления, основываясь на внутренних критериях.
Социоконструктивистская точка зрения.
Согласно данной точке зрения, социальное взаимодействие является ключом к конструированию знаний и смыслов. Элементами этого процесса являются индивидуальный опыт, имеющиеся у человека знания и его социальные и культурные убеждения. Таким образом, знания и понимание мира возникают в результате взаимодействия людей друг с другом и всегда встроены в культурно обусловленную картину мира.
Техническое образование в дошкольном возрасте подразумевает не только углубление технических представлений, но и развитие умения учиться. Когда дети исследуют технические объекты и совместно пытаются найти ответы на вопросы, они приобретают новые знания. Умение учиться формируется у детей на основе совместных с педагогом размышлений и обсуждений того, как они конструировали свое новое знание, например, в поисках ответов на вопросы: «Как мы подняли принцип работы весов?», «Как ты достиг того, чтобы крыша не падала с домика?». Важно, чтобы в процессе своей исследовательской активности дети осознавали, что они учатся, а также чему и как они учатся.
Развитие способностей к решению проблем и к умозаключению.
Способность к умозаключению является частью повседневной жизни. Эта способность помогает ребёнку предусмотреть последствия своего поведения, найти закономерности и упорядочить окружающий их мир.
Занимаясь проблемами технического содержания, дети развивают мышление по аналогии. Тем самым они совершенствуют способность решения проблем, которая образует основу для других мыслительных процессов и дает возможность решать повседневные проблемы в других сферах.
Развитие технических знаний
Дети с самого рождения взаимодействуют с окружающим их миром. Исследуя приборы и механизмы, учась обращаться с материалом и инструментами и создавая знание во взаимодействии с партнерами по образовательной деятельности, дети развивают базовые навыки и способности, в частности моторные навыки и способность решать проблемы.
Однако, в сфере техники важны не только эти способности и навыки, но и естественно-научные знания, использующиеся, например, при решении технических проблем. Это базовые технические знания представляют собой углубление базового технического опыта и образуют основу для понимания технических явлений.
Развитие причинного мышления.
Дети задают вопросы по поводу причин наблюдаемых явлений, например, почему корабли плавают, а велосипеды ездят. Педагогу важно обращать внимание на детские вопросы и усугубляться в их процесс совместного построения знаний. Информация, помогающая выявить причинные взаимосвязи, и причинное мышление позволяют детям объяснять и прогнозировать явления, происходящие в окружающем мире, и тем самым лучше в нем ориентироваться. Дошкольники способны к причинному мышлению и для построения объяснений им во многих случаях не хватает предметных, т.е. физических, знаний.
Развитие понятийного знания.
Приобретаемые знания подвергаются таким мыслительным процессам, как организация и редукция. В развитие ребенка понятия играют важную роль уже на ранних этапах. В свою очередь, развитие понятийного знания тесно связано с категоризацией, источником информации для которой в раннем возрасте является восприятие. Под категоризацией понимается способность считать объекты, относить их к одной группе, обозначать их одинаковым название и реагировать на них одинаковым образом.
Важную роль в развитии понятийного мышления играет речь, так как организация понятий и категорий частично определяется языковыми признаками.
В Область физических знаний включается (интуитивная физика, свойства предметов, вес, плотность и строение материала)