Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями | Гусарова Оксана Дмитриевна . Работа №349230. Номер работы: №349230
Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми.
Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.
Не единожды в педагогических кругах слышала фразу: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
Диалог воспитателя с родителем в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты:
-постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса;
-индивидуальный подход в решении ежедневно возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий для развития ребенка;
-наличие каждодневной «обратной связи».
Это отличает его от профессионального педагогического общения с родителями на других ступенях образования.
Специфика профессионального педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников состоит в диалогических отношениях между всеми участниками педагогического процесса ДОУ.
Диалогические отношения – это система, гибко реагирующая на ситуативные изменения. Она предполагает открытость позиции партнеров, их готовность и желание контактировать. Диалогическое взаимодействие воспитателя и родителя в условиях ДОУ представляет собой:
-диалогическую ситуацию, включающую диалогические позиции педагога и родителя;
-непосредственный вербальный контакт, единицей которого являются диалогические высказывания;
-последствия диалога – продолжение действия импульса, заданного диалогом, в определенных внутренних и внешних реакциях участников общения.
В процессе взаимодействия воспитателя и родителя в условиях детского сада
Присутствуют сущностные признаки диалога, к которым относятся:
-Эмпатийность, то есть способность сопереживать, сочувствовать, понимать -собеседника, мир его ценностей;
-Толерантность, или, опыт принятия других культур: осознание того, что другой человек имеет право на свою точку зрения;
-конгруэнтность, умение настроиться на актуальное состояние собеседника, его «принятие» и «безусловное положительное отношение» к нему;
- конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий, предполагающий не уход из конфликтов, а умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя разрушительную энергию в созидательную;
-рефлексивность, то есть опыт самоанализа и анализа процесса взаимоотражения личности и контактеров, окружающих личность; преодоление монологичности в объяснении происходящих событий и явлений.
Реализация эффективного речевого взаимодействия воспитателя и родителя осуществляется с помощью профессионально значимых типов высказываний, которые по существу являются диалогическими.
Диалогическое высказывание мы считаем конструктивно-содержательной единицей диалога. Определяя понятие «высказывание», ученые сходятся во мнении, что это –семантически и структурно-грамматически организованная единица общения:
-«высказывание- единица общения, обладающая смысловой целостностью могущая быть воспринятой слушающими в данных условиях речевого общения».
-«высказывание может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимся в схему простого предложения и сообщения, не укладывающимся в схему простого предложения»;
-«высказывания бывают развернутые и свернутые»
-«в рамках высказывания реализуется его актуальное-деление на тему, исходную часть, или смысловое ядро; в разговорной речи используются только ситуативные высказывания, которые понятны только в данной речевой ситуации»
Таким образом, под профессионально значимым типом высказывания педагога ДОУ мы понимаем реже монологическое высказывание, обладающее смысловой целостностью, подчиненное условиям конкретной ситуации и реализующее эффективное взаимодействие участниковобщения.
Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми.
Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.
Не единожды в педагогических кругах слышала фразу: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
Диалог воспитателя с родителем в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты:
-постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса;
-индивидуальный подход в решении ежедневно возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий для развития ребенка;
-наличие каждодневной «обратной связи».
Это отличает его от профессионального педагогического общения с родителями на других ступенях образования.
Специфика профессионального педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников состоит в диалогических отношениях между всеми участниками педагогического процесса ДОУ.
Диалогические отношения – это система, гибко реагирующая на ситуативные изменения. Она предполагает открытость позиции партнеров, их готовность и желание контактировать. Диалогическое взаимодействие воспитателя и родителя в условиях ДОУ представляет собой:
-диалогическую ситуацию, включающую диалогические позиции педагога и родителя;
-непосредственный вербальный контакт, единицей которого являются диалогические высказывания;
-последствия диалога – продолжение действия импульса, заданного диалогом, в определенных внутренних и внешних реакциях участников общения.
В процессе взаимодействия воспитателя и родителя в условиях детского сада
Присутствуют сущностные признаки диалога, к которым относятся:
-Эмпатийность, то есть способность сопереживать, сочувствовать, понимать -собеседника, мир его ценностей;
-Толерантность, или, опыт принятия других культур: осознание того, что другой человек имеет право на свою точку зрения;
-конгруэнтность, умение настроиться на актуальное состояние собеседника, его «принятие» и «безусловное положительное отношение» к нему;
- конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий, предполагающий не уход из конфликтов, а умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя разрушительную энергию в созидательную;
-рефлексивность, то есть опыт самоанализа и анализа процесса взаимоотражения личности и контактеров, окружающих личность; преодоление монологичности в объяснении происходящих событий и явлений.
Реализация эффективного речевого взаимодействия воспитателя и родителя осуществляется с помощью профессионально значимых типов высказываний, которые по существу являются диалогическими.
Диалогическое высказывание мы считаем конструктивно-содержательной единицей диалога. Определяя понятие «высказывание», ученые сходятся во мнении, что это –семантически и структурно-грамматически организованная единица общения:
-«высказывание- единица общения, обладающая смысловой целостностью могущая быть воспринятой слушающими в данных условиях речевого общения».
-«высказывание может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимся в схему простого предложения и сообщения, не укладывающимся в схему простого предложения»;
-«высказывания бывают развернутые и свернутые»
-«в рамках высказывания реализуется его актуальное-деление на тему, исходную часть, или смысловое ядро; в разговорной речи используются только ситуативные высказывания, которые понятны только в данной речевой ситуации»
Таким образом, под профессионально значимым типом высказывания педагога ДОУ мы понимаем реже монологическое высказывание, обладающее смысловой целостностью, подчиненное условиям конкретной ситуации и реализующее эффективное взаимодействие участниковобщения.