Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Техника и исполнительские приемы фортепианной игры | Наталия Ивановна Пристромова. Работа №310776

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая работа. Как известно, фортепианно-исполнительское искусство достигло высокой стадии развития. Технический уровень пианистов значительно вырос, проблема развития техники учащихся до сих пор актуально.

 

         Что такое техника?       Техника – это умение владеть всеми средствами выразительности, не отделяя их от музыки. С целью достижения максимальной технической свободы и полноценного исполнительского воплощения художественного замысла автором, разработана методика проведения занятий, которое успешно используется в классе фортепиано.

 

         Начинать занятия в фортепианном классе с «постановки» руки. Понятие «постановка» включает в себя определенную форму пальцев и рук вплоть до посадки за инструментом. Шопен ставил руку по форме, образовавшейся положением пальцев на клавишах (ми-фа диез-соль диез-ля диез-си). Этой технической формулой он определял положение руки на клавиатуре, постановку руки как естественное, исходное. В зависимости от конкретного музыкального материала пальцы могут принять более или менее раскрытую форму. Исходная постановка руки – это, прежде всего, округлые кончики пальцев, крепкие суставы (фаланги), гибкая упругая кисть, локоть-в стороне туловища на уровне кисти, правильная посадка за инструментом.

         В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного завершения, применяется весь комплекс приемов. Способы и их использования тесно связаны с точным «прочтением» текста и служат конечной цели-раскрытию звукового образа.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Фряновская детская школа искусств
городского округа Щёлково
ТЕХНИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРИЕМЫ
ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЫ
Преподаватель МБУДО
Фряновской ДШИ ГОЩ
Пристромова Наталия Ивановна
Щёлково
2023г.
Как известно, фортепианно-исполнительское искусство достигло высокой стадии развития. Технический уровень пианистов значительно вырос, проблема развития техники учащихся до сих пор актуально.
Что такое техника?Техника – это умение владеть всеми средствами выразительности, не отделяя их от музыки. С целью достижения максимальной технической свободы и полноценного исполнительского воплощения художественного замысла автором, разработана методика проведения занятий, которое успешно используется в классе фортепиано.
Начинать занятия в фортепианном классе с постановки руки. Понятие постановка включает в себя определенную форму пальцев и рук вплоть до посадки за инструментом. Шопен ставил руку по форме, образовавшейся положением пальцев на клавишах (ми-фа диез-соль диез-ля диез-си). Этой технической формулой он определял положение руки на клавиатуре, постановку руки как естественное, исходное. В зависимости от конкретного музыкального материала пальцы могут принять более или менее раскрытую форму. Исходная постановка руки – это, прежде всего, округлые кончики пальцев, крепкие суставы (фаланги), гибкая упругая кисть, локоть-в стороне туловища на уровне кисти, правильная посадка за инструментом.
В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного завершения, применяется весь комплекс приемов. Способы и их использования тесно связаны с точным прочтением текста и служат конечной цели-раскрытию звукового образа.
Общее положение о технике
Техническое мастерство фортепианной игры подразумевает не только беглость пальцев, ловкость движения рук и силу, а правильную посадку, владение разнообразными приемами игры гамм, аккордов, арпеджио, двойных нот, динамической артикуляции, наконец, это ритм, владение звуком, и умение педализировать. В выборе программы следует идти по пути постепенного усложнения. Чтобы точнее сориентироваться с выбором конкретного сочинения, стоит поиграть его в среднем темпе, если получится, то можно продолжить работу над ним. Правильная посадка за инструментом, вес тела делиться на три точки опоры. Одна точка опоры на сидении, другая-на пол (что дает возможность свободно педализировать), третья-через кончики пальцев-на клавиши. Следует отметить, что ноги должны по мере возможности все время находиться на педалях, чтобы в нужный момент нажать их.
Локти нельзя прижимать к телу, отодвинув локти в стороны, нужно следить за тем, чтобы кисти рук и локти оказались на одном уровне по отношению к клавиатуре. Многие учащиеся не умеют держать локти в стороны нужно использовать следующие упражнения: положить руки на клавиатуру (беззвучно), затем постепенно поднимать их над клавиатурой, не меняя положения, и удержав их на определенной высоте некоторое время, медленно, постепенно, не давая рукам шлепнуться на клавиши опускать их в низ в исходное положение. Таким способом разрабатываются плечевые мышцы, благодаря которым осуществляется движение рук. Несколько раз повторить упражнение в медленном темпе. Самое естественное положение пальцев выражено в формуле Шопена для правой руки: до-си бемоль, ля-бемоль, соль-бемоль, фа. В такой позиции 2-й, 3-й, 4-й пальцы обеих рук попадают на черные клавиши, а 1-й и 5-й (в более короткие) на белые. Таким образом, рука принимает форму с полураскрытыми пальцами, с чуть согнутыми кончиками. Постановка руки по формуле Шопена одинаково удобно пассажей так и для аккордов. Рекомендуемое упражнение следующее: одновременно всеми пальцами правой руки взять ми-фа диез-соль диез-ля диез-си, цепким, как бы хватательным движением кончиков пальцев стараться удержать клавиши, при этом чувствуя вес руки в каждом пальце. То же самое проделать левой рукой. Шопен придавал важное значение постановке руки.
Как чисто точно брать 5-м пальцем левой руки басовые звуки?
Умение готовить форму аккорда обеспечивает одновременное звучание всего аккорда. Для того, чтобы брать бас 5-м пальцем надо заранее готовить форму октавы или септимы. У пианистов – раскрытая ладонь. Запястье следует держать прямо, не наклоняя его ни к 1-му, ни к 5-му пальцу, для того чтобы вес руки одинаково распределялся на все пальцы. Эта позиция сохраняется при исполнении (гамм, арпеджио, аккордов). Одним из распространенных признаков плохой постановки рук является прогибание концевого сустава пальцев, не редко прогибаются основной и средний суставы. Для исправления этого недостатка придать пальцам форму, при которой 1-й палец ложится на клавишу согнутым кончиком, с клавишами прикасаются подушечки всех остальных пальцев, пальцы располагаются рядом, все суставы согнуты. Несколько раз нужно поднимать и опускать образовавшийся слепок формы на клавиши, не нарушая форму осторожно на пиано поочередно нажимать всеми пальцами соответствующие клавиши. При этом не играющие пальцы остаются на клавишах. Между 2-м, 3-м, 4-м и 5-м, пальцами должен оставаться зазор, расстояние между 1-м и 2-м пальцами образовать контур печатной буквы П.
Умение заранее готовить форму слепок аккорда требует напряжения пальцев, однако это не предполагает напряжения кисти и предплечья. Следует упражняться в гибких движениях кисти вверх-вниз, не нарушая форму готового аккорда. Проделывать упражнение можно на клавиатуре и на столе. Кисть должна быть крепкой, упругой, при этом достаточно податливой, но не расслабленной. При исполнении певучих мест пальцы следует держать как можно ближе к клавишам. Для достижения глубокого, певучего мягкого звучания, в основном, требуется умение во время игры правильно пользоваться весом руки. Надо так положить руку на клавиатуру, чтобы она как бы повисла на пальцах. Чтобы вес всей руки ощущался на кончиках пальцев, нужно держать локоть в стороне так, чтобы предплечье с кистью и основными суставами оказались на одной линии. Запястье-купол держится на крепких пальцах. При нарушении линии руки от плеча до кончиков пальцев на любом его участке фактически убирается вес, т.е. звук становится коротким, стучащим, не выразительным, не качественным. Очень важно хорошо чувствовать центр руки - локоть, который является главным регулировщиком веса, то придерживающим, то отпускающим тяжесть, все движения рук осуществляются плечевыми мышцами. При динамических оттенках от фортиссимо до пианиссимо требуется ощущение веса руки в кончиках пальцев. Кисть должна быть крепкой и упругой, но не напряженной. Когда учащиеся черезчур крутят кистью, то исчезает ощущение веса, пальцы теряют опору, все это отражается на качестве звука. Работая над любым произведением, проигрывая его медленно, следует специально немного опускать и возвращать кисть в исходное положение на сильных долях такта или только на первой доле. Для освобождения кисти, выработки гибкости и подвижности, в медленном темпе допустимы несколько преувеличенные движения запястья. Этот прием достаточно результативен. Играя гаммы, при подкладывании большого пальца не следует резко поднимать кисть. Движения кисти должны быть мягкими, плавными, не большими. 1-й палец перестраивается на следующую клавишу вместе со всей рукой. Рука движется горизонтально при этом важно, чтобы локоть оставался на одном и том же уровне. Очень важно обращать внимание на тренировку 4-го и 5-го пальцев левой руки. Играть медленно поочередно 4-м и 5-м пальцами, кроме предыдущего упражнения, полезны занятия тяжелой рукой на легатиссимо, когда вес руки переносится с одного пальца на другой. Каждый палец заранее готовится на клавиши, чтобы в нужный момент нажать ее.
В следующем разделе мы поговорим, как исполняется стаккато.
Стаккато означает укорочение звука вдвое. В медленном темпе стаккато исполняется всей рукой. Часто учащиеся при исполнении стаккато дергают рукой снизу-вверх, считая именно этот прием правильным. На самом деле такой способ игры вызывает сильное напряжение руки в области предплечья, и в результате звучание становиться сухим и резким. Изменение темпа требует другого приема. В более быстром темпе при исполнении стаккато активные движения осуществляет предплечье с запястьем, а верхняя часть руки (плечевая) сравнительно подвижна. Скорость движения руки, как вверх, так ив низ одинакова. Во время исполнения в очень быстром темпе пассажей стаккато достигается с помощью кистевых движений. Вся рука движется горизонтально по направлению влево или вправо. Пальцевое стаккато исполняется при относительно неподвижной кисти. В большинстве случаев пальцевое стаккато применяется при очень быстром исполнении фигураций, состоящих из звуков мелкой длительности. Предельно активные пальцы после удара по клавишам, мгновенно одергиваются к ладони. Острые стаккато, имеют продолговатую форму, их исполнение требует особого приема. При движении вверх рука отскакивает очень быстро и резко, обратно вниз-спокойно и медленно. Для овладения всеми приемами игры нужно выработать хорошее легато. Прежде всего, следует научиться играть глубоким звуком, используя всю тяжесть руки. Палец нажимает клавишу и подскакивает вместе с ней постепенно и спокойно. В момент поднятия одного пальца следующий готовиться заранее на другой клавише, чтобы нажать ее, а не ударить сверху. В идеале, пальцы должны находиться до нажатия. В случае, когда мелодия речитативного характера, требуется иная позиция руки. Пальцы принимают вертикальное положение, сверху мягко опускаются на клавиши отчетливо произнося каждый звук.
Главной задачей в развитии пальцевой техники является достижение беглости, звуковой ровности пальцев – динамической и ритмической – при минимальных движениях и максимальной экономии сил. Этюды, гаммы и упражнения являются основным материалом для развития техники, особенно для учащихся школьного возраста. С их помощью (помимо основного репертуара) накапливается пианистический багаж, закладывается технический фундамент. Способности детей не всегда проявляются в раннем детстве, вот почему так важно иметь хорошего педагога, особенно первого учителя фортепиано, закладывающего основу пианистического развития, будущего музыканта. В нем должны сочетаться исполнительский и педагогический опыт с бескорыстной любовью к своему делу.
Список используемой литературы
Л.М. Седракян Техника и исполнительские приемы фортепианной игры
Е.А. Либерман Работа над фортепианной техникой
Я.И. Мильштейн Очерки о Шопене
К.А. Мартинсен Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано
С.Е. Фейнберг Мастерство пианиста
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×