Техники дыхания и их влияние на качество вокала | Шилов Михаил Михайлович. Работа №347189
Аннотация. Техника дыхания является одной из основополагающих составляющих эстрадного вокала, непосредственно влияющей на качество звучания голоса. Осознанное управление дыханием помогает исполнителям не только достичь лучших результатов в вокальном исполнении, но и повысить уверенность на сцене. В этой статье рассматриваются различные техники дыхания, их влияние на качество вокала, а также практические советы для педагогов, которые помогут развить навыки дыхательной гимнастики у своих учеников. Приведены примеры упражнений, которые могут быть использованы в процессе обучения.
Ключевые слова: дыхательные техники, эстрадный вокал, качество вокала, упражнения, дыхательная гимнастика, исполнение.
ТЕХНИКИ ДЫХАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ВОКАЛА
Шилов Михаил Михайлович, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ГДТ "Академия талантов", ЯНАО г. Новый Уренгой
Аннотация. Техника дыхания является одной из основополагающих составляющих эстрадного вокала, непосредственно влияющей на качество звучания голоса. Осознанное управление дыханием помогает исполнителям не только достичь лучших результатов в вокальном исполнении, но и повысить уверенность на сцене. В этой статье рассматриваются различные техники дыхания, их влияние на качество вокала, а также практические советы для педагогов, которые помогут развить навыки дыхательной гимнастики у своих учеников. Приведены примеры упражнений, которые могут быть использованы в процессе обучения.
Ключевые слова: дыхательные техники, эстрадный вокал, качество вокала, упражнения, дыхательная гимнастика, исполнение.
Вокал — это искусство, требующее от исполнителя не только красивого тембра и выразительности, но и грамотной техники. Одним из важнейших аспектов вокального мастерства является дыхание. Правильная дыхательная техника существенно влияет на качество звучания голоса, его объем, устойчивость и контролируемость. Для детей, обучающихся эстрадному вокалу, осознание важности дыхательных упражнений может стать первым шагом к успеху на сцене.
Правильное дыхание помогает певцам поддерживать необходимую силу звука и стабильность при исполнении. Освоив дыхательные техники, дети научатся контролировать свои эмоции и напряжение, что особенно важно при выступлениях. Важно помнить, что дыхание — это не просто процесс, а основа вокального исполнения, и его осознанное использование позволяет значительно улучшить качество вокала.
Одной из самых распространенных техник дыхания является диафрагмальное дыхание. При таком дыхании основной акцент делается на использование диафрагмы, что позволяет более эффективно управлять воздухом. Упражнения на диафрагмальное дыхание могут быть простыми и доступны для детей. Например, можно предложить ученикам лечь на спину, положив на живот книгу. В процессе дыхания они должны следить за тем, чтобы книга поднималась и опускалась, что поможет почувствовать работу диафрагмы. Это упражнение можно использовать как на занятиях, так и дома, что позволит детям лучше освоить эту технику.
Еще одной полезной техникой является дыхание с закрытым ртом, или «жужжащее дыхание». Это упражнение помогает развивать контроль над выдохом и укрепляет дыхательные мышцы. Чтобы выполнить это упражнение, детям нужно закрыть рот и медленно выдыхать, издавая при этом звук «м». Это способствует расслаблению и позволяет сосредоточиться на ощущениях в теле, что важно для дальнейшего вокального исполнения.
Важной частью работы над дыханием является понимание его роли в динамике исполнения. Например, при исполнении эмоционально насыщенных песен дети могут испытывать напряжение и страх, что отражается на их дыхании. Педагоги могут использовать специальные упражнения, чтобы научить детей справляться с этими эмоциями. Одним из таких упражнений является дыхательная гимнастика с элементами релаксации. В процессе выполнения упражнений на глубокое дыхание с элементами визуализации, например, представление, что они находятся на пляже или в лесу, дети смогут расслабиться и настроиться на позитивный лад.
Не менее важно учить детей использовать дыхание в соответствии с ритмом и динамикой песни. Например, на занятиях можно использовать популярные песни, которые имеют различные ритмические паттерны. Педагог может предложить детям выделить места, где нужно делать вдох и выдох, и попробовать пропеть эти отрывки, следуя заданному ритму. Это поможет им научиться не только контролировать дыхание, но и интуитивно чувствовать, как оно связано с музыкальным ритмом.
Работа над дыханием должна быть интегрирована в каждый урок вокала. Например, педагог может начинать занятия с небольших дыхательных разминок, чтобы настроить детей на нужный лад. Применение разнообразных техник и подходов в сочетании с играми и упражнениями сделает занятия более увлекательными и продуктивными. Это позволит детям осознать, как дыхание влияет на их исполнение, и закрепить полученные навыки.
Дыхательные техники не только улучшают качество вокала, но и способствуют общему развитию ребенка. Понимание своего тела, развитие концентрации и расслабления — все это положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Например, регулярные занятия дыхательной гимнастикой могут помочь детям справляться с волнением перед выступлениями, что является важным аспектом их развития как артистов.
Еще один важный аспект — это индивидуальный подход к каждому ученику. Педагог должен учитывать физические особенности, уровень подготовки и эмоциональное состояние детей. Например, если один ученик испытывает трудности с диафрагмальным дыханием, важно не торопиться и объяснить ему технику на доступном языке. Создание безопасной атмосферы, где дети могут свободно экспериментировать с дыхательными техниками и задавать вопросы, способствует более глубокому усвоению материала.
Также стоит отметить, что обучение дыхательным техникам может быть интегрировано с другими аспектами вокального исполнения, такими как работа над артикуляцией и интонацией. Например, используя дыхательные упражнения, педагог может показать, как правильное дыхание помогает достичь четкой артикуляции слов в песне. Это связано с тем, что недостаток воздуха или напряжение в дыхательных мышцах могут привести к нечеткому произношению.
Таким образом, дыхание — это основа вокального мастерства, и его правильное освоение значительно влияет на качество исполнения. Техники дыхания помогают детям не только развить вокальные способности, но и обрести уверенность на сцене. Педагоги дополнительного образования должны активно использовать различные дыхательные упражнения и подходы в своей практике, создавая поддерживающую атмосферу для учеников. В конечном итоге, грамотное управление дыханием может стать ключом к успешному вокальному исполнению и личностному развитию каждого ребенка.
Список литературы
1. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2018
2. Стулова Г.П. Теория и методика обучения пению: учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2019
3. Чаплина В.Л. Вопросы вокальной педагогики. М.: МУЗЫКА, 2019
4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: 2016